Слайд 2
981 г. - воевал с польским князем Мешко
I . Завоевание Червена и Перемышля.
981—982 г. - поход на вятичей, обложение
данью .
983 г. - покорение балто-литовского племени ятвягов , что открывало путь к Балтике.
984 г. - поход на радимичей - объединил северные и южные регионы Руси.
985 г. - Владимир воевал с « волжскими булгарами», мир на выгодных для Руси условиях.
обложил данью Хазарию.
988 г. - покорение Таманского полуострова , княжение сына в Тмутаракани.
988—989 г.г. -осада Корсуня в Крыму.
991 г. - поход в днестровские земли против белых хорватов.
Укрепление и расширение государства
Слайд 3
Оборона от печенегов
Название «Змиев вал» происходит от народных
легенд о древнерусских богатырях, усмиривших и запрягших Змия (аллегория образа
грозных кочевников, зла и насилия) в гигантский плуг, которым пропахали ров-борозду, обозначившую пределы страны.
Оборонительная линия
Слайд 4
Былинная Русь – Красное Солнышко
Микула Селянинович
Васнецов. В.М.
Бой Добрыни Никитича с семиголовым змеем
Слайд 5
Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями —
Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной
монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.
По монетам известен и княжеский знак Владимира — знаменитый трезубец
Чеканка монет
Сребренник и золотник с портретом князя Владимира
Слайд 6
о
Религиозная реформа
980 г.
Задача:
укрепление государства
усиление власти
князя
создание единого пантеона богов для всех племен
«начал княжить Владимир в
Киеве один, и поставил идолы на
холме, вне теремного двора:
деревянного Перуна с
серебряной головой и золотыми
усами, Хорса , Дажьбога, Стрибогa,
Симаргла и Мокошь».
Слайд 7
Поиск единой религии
тесные торговые связи с Византией,
самой могущественной державой в Европе
часть населения уже была
христианами ( княгиня Ольга, дружинники, купцы)
византийская церковь зависела от императора
стремление укрепить международный авторитет ( Русь – варвары для Запада)
Десятинная церковь в Киеве
Слайд 8
Когда этот епископ прибыл в столицу руссов, царь
руссов поспешил собрать вече,пригласили архипастыря и спросили его, чему
он намерен учить их. Епископ разверз Евангелие и стал благовествовать пред ними о Спасителе и Его чудесах, упоминая вместе о многоразличных знамениях, совершенных Богом в Ветхом Завете. Руссы, слушая благовестника, сказали ему: "Если и мы не увидим чего-либо подобного, особенно подобного тому, что, по словам твоим, случилось с тремя отроками в пещи, мы не хотим верить". Не поколебался служитель Божий, но, вспомнивши слова Христовы: Аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю (Ин. 14, 14); веруяй в Мя, дела, яже Аэ творю, и той сотворит (Ин. 14, 12), Они просили, чтобы повергнута была в огонь, нарочито разведенный, самая книга Евангелия, давая обет непременно обратиться к христианскому Богу, если она останется в огне невредимою. Тогда епископ вверг священную книгу Завета в пылающий костер. Прошло несколько часов, огонь потребил весь материал, и на пепелище оказалось Евангелие совершенно целое и неповрежденное; сохранились даже ленты, которыми оно было застегнуто. Видя это, варвары, пораженные величием чуда, немедленно начали креститься".
Слайд 9
князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение
в Киеве от епископа в начале или середине 860-х.
Эти же
вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.
Крещение Аскольда и Дира 860 г.
Слайд 11
… и побудила его [императора Василия] нужда послать
к царю русов — а они его враги, — чтобы просить
их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий […] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя […] И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей.»
Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский
Слайд 14
Духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Князь
во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:
Боже великий,
сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!
Слайд 15
было заключено множество договоров с правителями разных стран:
-- Стефан I (король Венгрии),
- Болеслав 1 Храбрый (король Польши),
- Болеслав II (король Чехии),
-
Сильвестр II (папа римский),
- Василий II (император Византии).
усиление власти князя как верховного правителя
Значение принятия христианства
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящиеся власти противятся Божию установлению…» Библия.
Слайд 16
Развитие просвещения
«Посылал он собирать у лучших людей детей
и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей
этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых»
Появление летописания ( монастыри)
Появление церковных школ ( славянская азбука)
Слайд 17
Запрет жертвоприношений
Запрет многоженства
Замена кровной мести вирой ( штрафом)
Смягчение нравов
Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье,
даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Особое внимание оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра.»
Слайд 18
Каменное церковное строительство
Фресковая живопись
Рукописная книга
Иконописание
Развитие искусства
«Под 6496 годом
от сотворения мира (988 год примерно).
блгс̑нъ Гс̑ь Іс̑съ Хс̑ъ иже
възлюби новъıӕ люди Рускую землю . и просвѣти ю кр҃щениємь ст҃мь / Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший её крещением святым»