Слайд 2
Тип образовательного учреждения: Таврическая школа-гимназия № 20
Возраст детей и их количество: 6 класс (12-13 лет),
29 человек
Время: 45 минут
ФИО учителя
Тема: Пейзаж как жанр изобразительного искусства
Слайд 3
Цели:
обучающие: усвоить понятие натюрморт; научить составлять
натюрморты; обучить рисованию с натуры, изображая предметы в цвете
с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций.
развивающие: развивать творческий потенциал; расширение кругозора учащихся; активизировать наблюдательность детей; развивать у них глазомер; образное мышление.
воспитательные: воспитать эстетический вкус; внимательность; наблюдательность.
Слайд 4
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование для учителя:
Изобразительный ряд:
репродукции картин, рисунки – примеры композиционного расположения предметов в
натюрморте, схема последовательности рисования натюрморта.
Музыкальный ряд: Вивальди «Времена года».
Оборудование для учащихся:
бумага (формат А4),
карандаш,
ластик,
кисть,
баночка для воды,
краски акварельные,
палитра,
тряпочка
Компьютерные технологии: видео «Как поэтапно рисовать осенний пейзаж»,слайд-презентация с работами художников
Слайд 5
Ключевые слова :
Пейзаж (франц. paysage, от pays
- страна, местность), жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором
основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.
эскиз - Предварительный набросок рисунка, картины или части ее.
композиция -система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе.
композиционный центр - это то, что является главным в композиции, должно быть акцентировано.
контраст - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.), резко выраженная противоположность: длинный — короткий, толстый — тонкий, крупный — мелкий.
Использованная литература:
Слайд 6
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет
интересный урок, на котором вы узнаете, что такое пейзаж и попробуете написать этюд сами.
Слайд 7
II. Актуализация знаний. Метод - беседа
Проводится в игровой
форме нужно кидать мяч и задавать вопрос. Учащийся отвечает
на вопрос, бросает мяч обратно.
Педагог: Ребята, а вы помните о чем мы говорили на предыдущем уроке?? Сейчас я проведу игру по поверке знаний.
- Какие вы знаете основные выразительные средства в изобразительном искусстве? (графика , живопись, композиция).
Что такое этюд?
Что такое композиция?
- Какие жанры живописи вы знаете? (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, сказочно-былинный, батальный).
Слайд 8
Исаак Левитан «Золотая осень»
Слайд 12
III. Объяснение нового материала
О пейзаже. История
В переводе с французского слово
«пейзаж» (paysage) означает «природа». Именно так именуют в изобразительном искусстве
жанр, главная
задача которого воспроизведение естественной или измененной человеком природы.
Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер
реки или озера, деревья и каменные глыбы.
В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая очень поэтично
передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как
огромная вселенная, не имеющая границ. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние и на японское искусство.
Слайд 13
В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже,
чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь
религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.
Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы.
Ярко выраженный интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения.
Более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения. Многие художники стали внимательно изучать натуру.
Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они
обратились к научным разработкам в области линейной перспективы. Теперь пейзаж, представленный как цельная картина, становится важнейшим
элементом художественных сюжетов.
Слайд 14
Ян ван Гойен, основоположник реалистического пейзажа в голландской живописи, равно
как и другой голландский пейзажист.
В XVII веке в Голландии получила широкое распространение
одна из разновидностей пейзажного жанра марина.
Слайд 15
Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции также сыграло свою
роль в развитии пейзажной живописи. В творчестве Диего Веласкеса есть пейзажи. Картины
Веласкеса свидетельствуют о зарождении пленэрной живописи.
В XVII веке в искусстве классицизма сложились принципы создания идеального пейзажа. Классицисты трактовали природу как мир, подчиненный законам разума.
В XVIII веке дальнейшее развитие пейзажная живопись получила и в искусстве Франции.
Новое отношение к природе появилось в искусстве во второй половине XVIII столетия. В пейзажной живописи эпохи Просвещения не осталось и
следа от прежней идиллической условности рокайльного искусства. Художники стремились показать зрителю естественную природу, возводимую в эстетический идеал.
Красоту простой сельской природы открыли для зрителя французские пейзажисты представители барбизонской школы: Теодор Руссо, Жюль Дюпре и др.
Слайд 16
В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных
направлений. Яркие, напряженно звучные картины
природы создавали фовисты: Анри Матисс, Андре
Дерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Рауль Дюфи и др.
Слайд 17
К середине XIX века в русской пейзажной живописи сформировались определенные
принципы эстетического восприятия природы и приемы её отображения.
Во второй половине XIX века
серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. Куинджи, А. П. Боголюбов, И. И. Левитан.
Пейзажная живопись XX века связана с именами И. Э. Грабаря, А. А. Рылова, К. Ф. Юона. В духе символистского искусства создавали свои пейзажи П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, М. С. Сарьян, В. Э. Борисов-Мусатов.
В 1920-е годы получил развитие индустриальный пейзаж (интерес к этой разновидности пейзажного жанра особенно заметен в творчестве М.С. Сарьяна и К. Ф. Богаевского).
Слайд 19
VI. Практическая часть.
Проверка готовности учащегося.
(С разрешения педагога
учащиеся выполняют рисунок – натюрморт с натуры.)
Слайд 20
Подведение итогов занятий.
Рефлексия.
Что нового о пейзаже вы
сегодня узнали?
Вспомните какую цель мы ставили на уроке?
Понравилась ли
вам работать над натюрмортом?
Что было самым сложным и самым интересным на уроке?
Выставка работ учащихся.
Оценивание работ.
Домашнее задание: Нарисовать пейзаж(парк).