Слайд 2
«…Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и
фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут
и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе
карниз под самой крышей…»
Жорж де Сюдери
Слайд 3
(от итал. barocco - причудливый, странный),
стиль главенствовавший
в архитектуре
и искусстве европейских стран
конца XVI -
середины XVIII в.
Родина барокко - Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса
с его гармоническим мировосприятием,
верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.
Барокко
Слайд 4
Барокко
Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в
то же время отразило представления о сложности и многообразии
мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве,
а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.
Слайд 5
Барокко
Не случайно барокко уходит от ясности и
простоты, предпочитая геометрической строгости,
прямой линии изысканную кривую;
упорядоченному
движению - вихреобразное;
локальному цвету - мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем победном звучании.
Слайд 6
масштабность, контрастность, обилие декора,
напряжённость, динамичность образов, аффектация,
стремление к величию и пышности,
стремление к иллюзорным эффектам
в организации пространства интерьера
(увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);
совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);
одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
Слайд 7
пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм;
колоннады,
изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое
число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры;
купола сложных, часто многоярусных форм (собор Св. Петра в Риме);
характерные детали барокко — теламоны, кариатиды, маскароны.
Для архитектуры барокко характерны:
Слайд 8
Волюта
(итал. voluta — завиток, спираль),
архитектурный мотив
в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре,
составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей.
Слайд 9
Линии:
причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в
формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн;
выраженное горизонтальное
членение.
Конструкции:
контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
Слайд 10
Преобладающие и модные цвета:
приглушенные пастельные тона; красный,
розовый, белый, голубой с желтым акцентом.
Формы:
сводчатые, куполообразные, прямоугольные;
башни, балконы, эркеры.
Характерные элементы интерьера:
стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
Слайд 11
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным
криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают
живописность и динамичность,
как бы вливаясь в окружающее пространство.
Слайд 12
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия
и предрассудки.
«Истинно все то, что «ясно и отчётливо»
мыслится или имеет математическое выражение» - заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век
Разума и Просвещения.
Слайд 13
В Версале появляется первый европейский парк, где идея
леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно
вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур.
Слайд 14
Церковь Св. Петра и Павла - блестящий
образец барокко начала XVII века.
Архитектор Джованни Тревано разработал
нарядный трехъярусный фасад, с пилястрами, волютами, нишами, и просторный интерьер.
В средокрестье, где неф пересекается с трансептом, поставлен мощный купол в форме эллипса.
Вдоль стен единственного нефа встроены сообщающиеся между собой капеллы, образующиеся подобие боковых нефов.
Слайд 15
Ансамбль Смольного
отражает два стиля русской архитектуры –
барокко и классицизм. Первый женский монастырь Петербурга – Воскресенский
Новодевичий монастырь построен на месте бывшего Смоляного двора.
Отсюда произошло название – Смольный.
Автор проекта - архитектор В.В. Растрелли
Слайд 16
Самые крупные ансамбли барокко в мире:
Версаль (Франция)
Петергоф
(Россия)
Аранхуэс (Испания)
Цвингер (Германия)
Слайд 17
Лоренцо Бернини (1598-1680гг.)
Великим творцом эпохи
Барокко был Лоренцо Бернини в равной степени проявивший себя
и в архитектуре и в скульптуре.
Родился он в Неаполе в семье художника и скульптора.
В 25 лет он был уже знаменит и с этого времени работал главным образом в Риме.
Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью» .
«…Я победил трудность, сделав мрамор гибким, как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью…» Л.Бернини.
Слайд 18
Л.Бернини часто обращался к древнеримской мифологии.
В скульптурной
группе "Аполлон и Дафна"
автор показывает момент, когда бог
Аполлон преследует нимфу, которая стремилась соблюсти целомудрие.
Когда Аполлон уже почти настиг свою жертву, произошло чудо:
боги превратили Дафну в лавровое дерево.
Слайд 19
В скульптуре "Похищение Прозерпины"
Бернини изобразил момент, когда
бог подземного мира Плутон похитил дочь богини плодородия Цереры,
чтобы сделать её своей женой.
Фигура Прозерпины уменьшена в размерах, и этим ещё сильнее подчеркнута тщетность её сопротивления.
Слайд 20
«Давид» 1623.
Мрамор. Галерея Боргезе
Рим.
Первая
зрелая скульптурная работа Бернини. В отличие от своих предшественников
Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал.
Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы: брови сдвинуты, нервно закушена нижняя губа, на лбу пролегли глубокие складки.
Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия.
Слайд 21
Одну из лучших своих композиций "Экстаз Святой Терезы"
(1645 —1652гг.) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером.
В ней автор изобразил мистическое видение Святой Терезы Авильской, в котором к ней является ангел с огненной стрелой в руке, чтобы пронзить сердце Терезы великой любовью к Богу.
Слайд 22
Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного
мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет.
Слайд 23
Шедевр Л.Бернини – огромный (высотой 29 м.) балдахин
(киворий) в соборе Святого Петра.
Слайд 24
Киворий расположен в подкупольном пространстве над главным
алтарём на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи
ангелов.
Слайд 25
Величайшее архитектурное творение Бернини –
площадь перед собором
Св.Петра в Риме.
1657 -1663 гг.
Слайд 26
В.В.Растрелли.
«Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в
украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может
увеселиться око в том, что он построил».
А.Д.Кантемир
Он русский сердцем, родом итальянец,
Плетя свои гирлянды и венцы,
В морозных зорях видел он румянец
И на снегу выращивал дворцы.
Он верил, что их пышное цветенье
Убережет российская зима.
Они росли – чудесное сплетенье
Живой мечты и трезвого ума…
В.Рождестенский
Слайд 27
Смольный монастырь
в Санкт-Петербурге.
Слайд 28
Андреевская церковь. 1749-1759гг. Киев.
Слайд 29
Самое блестящее творение Растрелли – Зимний дворец.
Самое блестящее
творение Растрелли – Зимний дворец.
Слайд 31
Для архитектуры конца XVII – начала XVIII в.
характерно сочетание национальных традиций
с лучшими достижениями западноевропейского барокко, проявившем себя в так называемом нарышкинском, или московском, стиле.
Московское барокко отличают обилие пышных декоративных украшений, нарядные килевидные или круглые кокошники вокруг луковичных глав, вычурные наличники окон и дверей, пилястры белого цвета, выделяющиеся на фоне кирпичных стен.
«Дивное узорочье» московского барокко
Слайд 32
Церковь Покрова в Филях. 1693-1694 гг. Москва.
«Дивное узорочье»
московского барокко
Слайд 33
«Дивное узорочье» московского барокко
Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634гг.
Москва.
Слайд 34
Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и полно представлено
декоративной монументальной живописью, которая расширяла границы реального пространства, подчеркивая
идею безграничности мира.
Главные ее темы – торжество Божественной справедливости, античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.
Слайд 35
Живопись барокко характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью
форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов; преобладают виртуозные декоративные композиции
религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров и подчёркивающие привилегированность общественного положения человека.
В эпоху барокко художники видели главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.
Слайд 37
На картине мастера «Вакх с чашей в руках»
античный персонаж предстаёт в непривычном виде,
олицетворяя слабого и
грешного человека.
Слайд 38
Караваджо «Юноша, с фруктами»
Караваджо «Лютнист»
Слайд 39
Караваджо. «Отдых на пути в Египет».
Слайд 40
Караваджо. «Экстаз Святого Франциска»
Слайд 42
Величайший фламандский живописец XVII века.
Глава фламандской школы живописи,
блестящий представитель стиля барокко в Европе.
Дипломат.
«Король художников и художник
королей».
РУБЕНС, Петер Пауль
(Rubens, Sir Peter Paul. 1577-1640)
Слайд 43
Ру́бенс как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность
и чувственность европейской живописи эпохи барокко.
Творчество Рубенса —
органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.
Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.
Рубенс. Автопортрет.
Слайд 44
Питер Пауэл Рубенс. «Битва амазонок с греками»
1615-1619
гг. Мюнхен
Слайд 45
В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» Рубенс
прославляет природные стихии, без которых невозможна жизнь человека.
Землю олицетворяет
мать богов Кибелла, воду – бог морей Нептун.
Слайд 46
Питер Пауэл Рубенс. «Автопортрет с Изабеллой Брант" (1609-1610
гг)
Слайд 47
Питер Пауэл Рубенс. "Похищение дочерей Левкиппа" (1619-1620 гг.).
Слайд 48
Питер Пауль Рубенс. «Крестьянский танец».
Слайд 49
Питер Пауль Рубенс.
«Победа и смерть в битве
Декия Муса».
Слайд 50
Самые характерные черты барокко - броская
цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь
обретшей силу римской католической церкви.
Слайд 51
Якоб Йорданс. «Бобовый король». 1638 г., Эрмитаж
Слайд 52
Франс Снейдерс. «Лавка с дичью» 1609 г. Эрмитаж.
Слайд 53
Барокко в литературе
«…Среди двора фонтан, наполненный до края,
Кристальная
струя звенит, не угасая
На влажный алебастр, спадая с вышины
Есть
сто чудовищ там - фонтана украшенье -
Необычайно тел причудливых сплетенье,
Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,
Под ним из камня столб – подставкой служит он…»
Жорж де Скюдери
“Аларих, или побежденный Рим” 1654
Слайд 54
Барокко в литературе
Для литературы барокко характерны стремление к
разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который
иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.
Слайд 55
Барокко в литературе
Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы,
графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами,
антитезами, параллелизмами, градациями.
Слайд 56
Барокко в литературе
В то же время происходит возрождение
героики, особенно во французском романе:
1) Мадлен де Скюдери “Артамен
или великий Сир” (1649-1653). Отличительные черты: громоздкость, многословность, подробность и живописность описаний; риторическая величественность речи героев;
2) Антуан Фюретьер;“Мещанский роман” (1666г.)
3) Гриммельсхаузен “Симплициссимус” (1668г.).
Характерны: расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма.
“В каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной данности... Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он - ... назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские положения автора” (Морозов)
Слайд 57
Характерные особенности литературы барокко:
противопоставление жизни и смерти;
контрастность;
риторические вопросы;
чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека;
образ изменчивости и непостоянства человеческой жизни.
Слайд 58
Перед нами барочная картина мира:
Игралище времен, непостоянный род,
На
сцене бытия в преддверии утраты
Тот вознесен, тот пал, тому
нужны палаты,
Тому – дырявый кров, кто царствует, кто ткет.
Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет
Сметает новый день и завтра в бездну канет,
Зеленая листва поблекнет и увянет,
И острие меча на нежный шелк падет.
Грифиус
Слайд 59
Эпоха барокко породила огромное количество развлечений ради развлечений:
вместо паломничеств — променад
(прогулки в парке);
вместо рыцарских
турниров — «карусели» (прогулки на лошадях)
и карточные игры;
вместо мистерий - театр и балы-маскарады
Появляются качели и «огненные потехи» - фейерверки.
В интерьерах место икон занимают портреты и пейзажи,
а музыка из духовной превращается
в приятную игру звука.
Слайд 60
«…Музыкантам хочется изобретать нечто новое. И вот новое
искусство докатилось до безудержной распущенности. Отклонившись от путей, намеченных
нашими отцами, молодые композиторы создают искаженные произведения, в которых нет никаких достоинств, кроме новины…»
(Возмущенный меломан конца XVII века)
Для музыки эпохи барокко характерны:
трагическое мироощущение, пристальное внимание к чувствам и эмоциям человека;
гомофония – мелодичное одноголосие;
неустойчивые диссонирующие звучания, неожиданные переходы, контрасты и противопоставления, технически трудные, виртуозные пассажи в пении;
одновременное звучание множества инструментов;
использование танцевальных ритмов.
Слайд 61
Клаудио Монтеверди
Итальянский композитор,
крупнейший музыкальный драматург.
Оперы «Орфей»,
«Ариадна», «Коронация Поппеи» и др.
Слайд 62
Георг Фридрих Гендель
Немецкий композитор, органист. Мастер монументальной оратории
(«Саул», «Мессия», «Израиль в Египте», «Самсон», «Иуда Маккавей» и
др.). Более 40 опер, органные концерты, сонаты, сюиты.
Слайд 63
Иоганн Себастьян Бах
Немецкий композитор, органист,
автор около 1000
произведений.
Оратория «Страсти по Матфею», месса си минор и
др.
Слайд 64
Антонио Вивальди
Итальянский композитор, скрипач-виртуоз, дирижёр. Цикл «Времена года».
Слайд 65
Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в
других странах быстро переняли французскую.
Это был
век, когда в Европе установился общий стиль, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме.
Европейские костюмы носили также и в России, до Петра I, некоторые аристократы, хотя не повсеместно.
Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века.
При дворе царили строгий и сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету.