Слайд 2
В IV-II тыс до н.э. в долине реки
Инд возникла мощная Хараппская цивилизация.
История имела общие черты
с древними культурами Египта, Др.Передней Азией и Грецией.
В конце II-середине I тыс. до н.э. здесь были созданы первые книги «Веды» (от глагола «знать», «ведать»), в них представлен огромный «каталог» индийских божеств.
Высшим достижением культуры I тыс. до н.э. являются «Махабхарата» и «Рамаяна» - два величайших шедевра индийского и мирового эпоса, ставшие источником для многих произведений изобразительного и театрального искусства.
Слайд 4
В Индии сложилась одна из мировых религий –
буддизм, чуть позже широкое распространение получил ислам.
Сегодня существуют религии:
индуизм (80%), буддизм, джайнизм, ислам и христианство.
Два основные государственных языка: хинди и английский, 18 официальных языка и 844 диалекта. Поэтому в индийском искусстве сочетаются сюжеты, образы и символы разных вероисповеданий.
В основе индийской культуры лежала идея единства, неделимости мира и вечной жизни, обусловившая синтез всех искусств – от пышной архитектуры, оригинальной пластики и живописи до блистательной поэзии, музыки, танца.
Слайд 5
ШЕДЕВРЫ АРХИТЕКТУРЫ
Культовые сооружения: храмы (чайтья), монастыри (вихара), мемориальные
комплексы (ступа и стамбаха).
Ступа (погребальный холм) – древнейший тип
культовых зданий внешне похож на купол современного планетария
Слайд 10
Чайтья (пещерный храм)
вырубался в глубоких недрах скальных гор,
где совершались культовые обряды и священные таинства.
Первые пещерные храмы
появились в III в. До н.э. и имели трехчастную структуру: вестибюль, прямоугольный зал для моления, круглое святилище со священной ступой в центре.
Слайд 15
Два типа храмов пышно украшенный декоративной пластикой:
1. На
севере Индии – храм имел форму заостренной высокой башни;
2.
На юге Индии – многоярусная пирамида, увенчанная небольшим куполом или двускатной крышей.
Многоступенчатость храмов символически передавала идею постепенного восхождения к небу.
Позднее храмовая архитектура развивалась по пути усложнения: к святилищу и колонному залу добавили залы для танцев и приношени.
Слайд 16
Храм Кайласанатха (Шивы) в Эллоре
архитектурный шедевр мирового значения,
жемчужина индийского зодчества.
Слайд 20
Изобразительное искусство
носило прикладной характер и было взаимосвязано с
религиозными вероучениями, народными ремеслами и мифологией. Скульптура, фресковые росписи,
книжная миниатюра создавались в честь многочисленных божеств.
Индийскую средневековую скульптуру отличает:
1. пластическая выразительность;
2. Эмоциональность, экспрессия, динамизм.
В круглой скульптуре, рельефах и мелкой пластике преобладали пышные, округлые формы, богатый декор, тщательная проработка деталей.
Скульптура украшала внешнее и внутреннее убранство дворцов.
Слайд 23
Живопись
1. Соблюдение масштабов и пропорций предметов внешнего мира;
2.
Достижение выразительности в изображении психологических переживаний и эмоций;
3. Передача
красоты и грации окружающей природы;
4. Воспитывать в людях возвышенные чувства и лучшие качества человека
Слайд 24
Росписи в пещерных храмах Аджанты
главное место занимают эпизоды
из жизни Будды и джайтаки (прежняя жизнь Великого Учителя)
Слайд 27
Книжная миниатюра
мастера точно раскрывали сюжет произведений, развертывали многофигурные
композиции на фоне стилизованного декоративного пейзажа.
Отличия:
1. Четкость рисунка;
2. Богатство
оттенков;
3. Утонченностью художественного вкуса