Слайд 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ИСКУССТВО В РЕНЕССАНСНОЙ КУЛЬТУРЕ
Слайд 3
1. Термин «Ренессанс» в истории искусствовед-ческой науки. Проблема
периодизации.
Слово «Ренессанс» (французского происхож-дения) – обозначает историческую эпоху, которая
наступает в Европе со второй половины 13 века.
Термин «Возрождение» связан с отношением к античному наследию – возрождение античных традиций.
Внешнее проявление ренессанса – это повышенный интерес к опыту античных мастеров (литературе, философии, искусству).
Слайд 4
1. Термин «Ренессанс» в истории искусствовед-ческой науки. Проблема
периодизации.
Термин Renissance (Возрождение) был введен в науку в 16
столетии Джорджо Вазари - известным живописцем, архитектором и историком искусства для обозначения периода итальянского искусства с 1250 по 1550 годов, как времени возрождения античности, хотя в дальнейшем содержание термина Возрождения эволюционировало, и эпоха Возрождения фактически отождеств-лялась с началом эпохи гуманизма.
Слайд 5
1. Термин «Ренессанс» в истории искусствовед-ческой науки. Проблема
периодизации.
18 век –становление истории искусства как науки (Иоганн Винкельман).
19
век – термин ренессанс разрабатывают французский исследователь Жюль Мишле, шведский историк Якоб Буркхардт (книга «Культура Италии в эпоху Возрождения», 1860 г.), швейцарский искусствовед, тео-ретик и историк искусства Генрих Вёльфлин (работа «Ренессанс и Барокко» 1888 г.).
Слайд 6
1. Термин «Ренессанс» в истории искусствовед-ческой науки. Проблема
периодизации.
К концу 19 века концепция Ренессанса окончательно утвердилась в
искус-ствоведении, были разработаны харак-терные признаки ренессанса.
Крупнейшим исследователем 20 столетия является немецкий ученый Эрвин Панофский (книга Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада).
Слайд 7
1. Термин «Ренессанс» в истории искусствовед-ческой науки. Проблема
периодизации.
Для итальянского ренессанса выделяют 4 этапа :
Предвозрождение (проторенессанс): вторая
половина 13 – 14 ст.
Ранее Возрождение: 15 ст.
Высокое Возрождение: конец 15 (с 80-х гг.) до 30-х гг. 16 ст.
Позднее Возрождение: вторая половина 16 ст.
Слайд 8
1. Термин «Ренессанс» в истории искусствовед-ческой науки. Проблема
периодизации.
В итальянской и английской литературе существует другая периодизация:
Дученто (13
ст.)
Треченто (14 ст)
Кватроченто (15 ст.) – синоним раннего Возрождениея.
Чинквеченто (16 ст.)
Слайд 9
1. Термин «Ренессанс» в истории искусствовед-ческой науки. Проблема
периодизации.
Северное Возрождение – искусство и культура Нидерландов, Германии, Франции,
Испании, Португалии, Англии.
В северном Возрождении принята другая периодизация:
15 век – ранняя фаза.
16 век – зрелая фаза.
Слайд 10
2. Характеристика духовной культуры Возрождения.
Возрождение – культура, которая
в экономическом своем состоянии имеет глубочайшие изменения в городском
хозяйстве. Эту культуру называют культурой бюргерской (фр. буржуа) – горожанин.
Перемены: в условиях перехода к новому времени города приобретают независимость, расцветает торговля и ремесленное дело, рост городов→экономический расцвет→приводит к становлению новой культуры.
Слайд 11
2. Характеристика духовной культуры Возрождения.
Приобретает новые качества: новое,
иное отношение к человеку, он провозглашается высшим творением Бога.
Тело человека – наиболее совершенная форма, разум – высшая духовная сила.
Ренессанс не противопоставляет человеческое и божественное, это не антирелигиозная культура. Человек – высшее воплощение божественного, оно переносится на человека и природу. Человек и природа – носители духовного.
Важная характеристика ренессанса: пантеизм – обожествление человека и природы.
Слайд 12
2. Характеристика духовной культуры Возрождения.
В ренессансную эпоху расцветает
творчество. Художники и поэты воплощают черты новой культуры, они
ярче всего выразили ренессансный индивидуализм, что является главной основой и главным качеством духовной культуры Возрождения.
Противоречие ренессанса: открывает творчество, индивидуальность человека ↔ нет моральных ограничений.
Слайд 13
2. Характеристика духовной культуры Возрождения.
ЧЕРТЫ:
Гуманистическое начало – является
одной из 3-х важнейших черт ренессансного типа культуры. Характерно
для любой страны, любого региона.
Освобождение человеческого разума от догматики – еще одна важная черта эпохи Ренессанса. Догматика – идея незыблемости, основа, некритическое положение, высшее воплощение.
Опора на древний авторитет – 3-я черта эпохи Ренессанса. Итальянцы опираются на свое древнее античное искусство. Другие страны опираются на итальянское искусство (путешествуют сами или приглашают итальянских художников и т.д.).
Слайд 14
3. Искусство в ренессансной культуре.
Изобразительное искусство становится наиболее
ярким воплощением культуры Ренессанса.
Акцент переносится с продукта человеческой деятельности
на самого творца – индивида.
Продукт искусства: архитектурные сооружения, иконописание – это не творение одного человека в средние века.
Слайд 15
3. Искусство в ренессансной культуре.
Деятельность художника в средние
века характеризовалась глубокой связью с ремесленным производ-ством, само искусство
восприни-малось как ремесло, труд – как ремесленный труд, и не оценивается как специфический.
Эпоха Возрождения: альтернатива существования художника – труд на мецената. Это дает свободу творцу.
Слайд 16
3. Искусство в ренессансной культуре.
Искусство приобретает много общего
с науками и воспринимается как наука. Художник становится исследователем,
изучает мир и законы.
Достижения ренессанса: открытие закона перспективы.
Развиваются законы линейной перспективы. Закон был открыт Филиппо Брунеллески и Леоном Баттиста Альберти.
В эпоху высокого Возрождения художниками были открыты законы световоздушной перспективы, связанной со световосприятием.
Перспектива – инструмент для объемного изображения мира.
Слайд 17
3. Искусство в ренессансной культуре.
Средневековое искусство находит своего
покупателя в среде аристократов и церкви.
Возрождение – другие заказчики:
крупные торговцы, купцы (из более демократичной среды). → Приводит к демократизации вкусов, становлению светских форм творчества. Повышенный интерес к жанрам, которые не представлены в средние века: светский портрет, живописный портрет, жанр пейзажного искусства, миру вещей.
Это происходит благодаря искусству выбора, содержанию мецената, вкусам заказчика, предполагаемому обоюдовыгодному договору, сфере потребления, преобразования, распределения и хранения искусства.
Слайд 18
4. Эволюция ренессанса и его эстетический идеал.
Идеал Возрождения
связан с античным искусством. Поэты, философы, музыканты, художники изучали
античность, пытались следовать ей буквально, собирали и изучали другие рукописи и памятники изобразительного искусства.
Эпоха Возрождения пытается отказываться от принципов романского и готического искусства средневековья. В Италии романский стиль является предшествующим эпохе Возрождения.
Слайд 19
4. Эволюция ренессанса и его эстетический идеал.
Художник обращает
внимание на пропорции римской и греческой художественной формы (вначале,
затем начинает вносить в него коррективы).
Особенности античного искусства:
пластичность
стремление к органичной природной закономерности
Художники Возрождения обращаются к изображению реального, и тенденция реалистического искусства нарастает.
Изучение античного наследия нарастает и в передаче телесного (изображение телесности) и доходит до натурализма.
Слайд 20
4. Эволюция ренессанса и его эстетический идеал.
В архитектуре
и изобразительных формах художник следует к классической форме (интуитивно),
в период среднего и позднего Возрождения это стремление контролируется аналитически (разумом).
Тема, сюжет трактуется субъективно-человечески. Человек отталкивается от «текста», а не от опыта предшественников.
Субъективизм – главная черта в творчестве художника.
Слайд 21
4. Эволюция ренессанса и его эстетический идеал.
Индивидуализм и
субъективизм достигают пика в творчестве Леонардо и Микеланджело. Они
стремились делать живопись не только трехмерной, но и показать развитие во времени.
Для решения этих задач художнику необходимы научные знания.
Леонардо да Винчи считал, что наука и есть знания, ее можно передать ученику, но практику передать не возможно (опыт не передаваем).
Наука – пассивное подражание восприятию. Искусство – по сути своей активно, творчество индивидуально. Художник – создатель, творец, демиург.