Слайд 2
Праздник Кугече является одним из значимых и больших
праздников весеннего календарного цикла. Он связан с культом предков,
с семейно-родовыми и общинными молениями, почитанием оживающей природы.
Слайд 3
Кугече входит в комплекс праздников кон пайрем (праздник
щелока или праздник умерших), поэтому значительное место в нем
отводится поминовению умерших родственников с ритуальным угощением. В праздничной обрядности слились языческие и христианские традиции.
Слайд 4
Пасхальная обрядность начиналась с Вербного Воскресения (Кичке пайрем).
Накануне праздника проводился обряд изгнания нечистых сил. Парни, взяв
ветки рябины или вербы, ходили по деревне и били по хозяйственным постройкам.
Слайд 5
Праздник Кугече начинает справляться за 5 дней до
христианской Пасхи – со вторника пасхальной недели и продолжается
до воскресенья. Православные марийцы, как и русские, празднуют Пасху в воскресенье, приходящей после весеннего равноденствия и полнолуния.
Слайд 6
В каждый день предпасхальной недели совершались определенные обряды.
Во вторник, называемый пел кон кече (половина щелокова дня),
предохранялись от проникновения злых сил, колдунов – запирали на засовы двери, ворота, над дверями вешали ветки рябины.
Слайд 7
Среда – кон кече, тоштомарий кон кече (день
щелока, день древних марийцев) являлся днем запретов. До обеда
не разводили огонь, не топили печь, не заходили к соседям. Несоблюдение запретов могло сказаться на приплоде домашних птиц, а также по поверью, летом буря и град могли уничтожить урожай.
Слайд 8
В четверг – сорта кече (день свечи), собравшись
со своим родом (тукым), поминали умерших родственников, угощали обрядовой
едой. Вечером провожали их.
Слайд 9
В пятницу кугу кон кече (большой щелоков день)
праздник продолжался, молодёжь устраивала разные игры на улице, качалась
на качелях, специально установленных к празднику.
Слайд 10
Суббота – юмын аяр кон кече (божий злой
щелоков день) – не работали, готовили ритуальные блюда для
моления, красили яйца. Православные марийцы посещали пасхальную церковную службу в честь Христова Воскресения.
Слайд 11
В воскресенье утром наблюдали за тем, как поднимается
солнце, мылись в бане, затем проводили подворные моления, совершали
бескровное жертвоприношение – кусочки ритуальной еды, пиво бросали в горнушку (возак).
Слайд 12
В понедельник праздник заканчивался совершением обряда Ташлама йумаш
(пир с угощением пива из ритуального ковша ташлама).