Слайд 2
Великом княжестве Литовском, активизируется его социальная и экономическая
жизнь, развиваются города, идет мирное строительство. Стремительные процессы, связанные
с обогащением форм и стилистики изобразительного искусства, были свойственны практически всем его видам - монументальной и станковой живописи, графике, скульптуре.
Искусству Беларуси второй половины XIII-XVI в. свойственно интерес к показу богатого внутреннего мира личности, ее морального облика, что было обусловлено возросшей ролью в культуре светских форм, постепенным формированием в ней ренессансных черт
Отмеченные особенности в полной мере нашли отражение в белорусском станковой и монументальной живописи второй половины XIII - XVI в. Прежние его культовые границы и каноны были не в состоянии передать всего богатства действительности, бурной жизни общества, сложного и многогранного мира личности.
Слайд 3
Найденные при раскопках дворца куски штукатурки свидетельствуют, что
ее накладывали в два слоя: нижний и верхний были
светлыми, а второй, который находился между ними, имел темный цвет
В штукатурку добавляли толченый уголь
По нанесенному на верхний слой контурного рисунка мастер прорезал штукатурку до темного слоя, что в результате создавало достаточно контрастной и четкую картинку
Слайд 4
Такая отделка имели многие тогдашние великокняжеские и царские
здания, как, например, Вавельский замок в Кракове, дворовые фасады
которого украшали подобные живописно-пластические композиции
Слайд 5
«СТРЭЧАННЕ». ФРАГМЕНТ РОСПІСАЎ КАФЕДРАЛЬНАГА САБОРА
Появление таких росписей в
Польше (и тем курией в ее католических храмах), выполненных
в православно-византийской манере, с соблюдением соответствующих иконографических схем и образно-пластических решений, даже технических приемов, имеет самые различные основания и объяснения.
Слайд 6
НАДГРОБИЕ ЯГАЙЛО В КРАКОВЕ
Одной из наиболее
значимых фондов
Ягайло и
свидетельством его
православных
взглядов являются
росписи в
часовне
Святой Троицы в
Люблинском замке.
Слайд 7
Они были выполнены в 1418 г. о чем
сообщает сделан на стене надпись, где четко указывается время
окончания работ - 10 августа (день Святого Лаврентия) и имя автора - мастера Андрея
Слайд 8
«ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ». РОСПИСЬ ЧАСОВНИ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ЛЮБЛИНЕ
Слайд 9
В расположении фресковых изображений прослеживается характерная для византийской
и древнебелорусской традиций схема. Вместе с тем она несколько
изменена введенными новшасцями - отдельными, редко встречающимися сценами, своеобразной трактовкой общепринятых кананич-
Слайд 10
«Вознесение Матери Божией».
Роспись часовни Святой Троицы
в
Люблине. 1418 г.
Слайд 11
«Приглашение на бал к Симону фарисеи". Роспись часовни
Святой Троицы в Люблине. 1418 г.
Слайд 12
Фрески основного объема часовни Святой Троицы располагаются фризоподобно
в прэсбитэрыю, на южной и северной стенах, на сводах,
на гранях центрального столба. По периметру здания по самом низу идет живописная полоса, которая имитирует декоративную отделку в виде панели из ткани.
Слайд 13
В пресбитерии показаны сцены цикла «Страсти Христовы»
Слайд 14
Среди сцен, представленных в замковой часовне в Люблине,
выделяются отдельные, наибольшая важны в контексте всего фресковой цикла
Слайд 15
Из их числа - «Евхаристия», где показаны
двенадцать апостолов, которые принимают святое причастие
Слайд 16
«Иуда». Фрагмент
росписей часовни
Святой Троицы в Люблине.
1418 г
Слайд 17
Боковые (северная и южная) стены часовни украшают сцены,
идущие полосами-регистрами.
Они посвящены жизни Христа и Матери Божией
- в соответствии с двунадесятый праздник в литургическом году католической церкви
Слайд 18
«Тайная вечеря». Роспись часовни Святой Троицы в Люблине.
1418 г.
Слайд 19
«Ягайло со Святым Николаем перед Матери Божией и
Христом-Эммануилом». Роспись часовни Святой Троицы в Люблине. 1418 г.
Слайд 20
Фрески часовни Святой Троицы в Люблине определяет еще
одна заметная черта - наличие портретных образов. На юго-восточной
стене, где отражена Богоматерь с Христом-Эммануилом, показанный также инвестор росписей - король Ягайло со Святым Николаем.
Росписи часовни Святой Троицы характеризуются четким цветовым решением. Общий колорит фресок мажорный, торжественно-праздничный. Это позволяет автором картин донести к зрителю значимость изображаемых событий, передать их глубокий символический смысл. Спокойные настроения красок одежды персонажей перекликаются с желтовато-коричневыми тонами зданий, голубо-синим небом, зелеными пятнами деревьев, трав. В отдельных сценах, несмотря на их каноничность, содержится много характерных бытовых деталей, выразительных, по-этнографически точных подробностей.
Слайд 21
«Ягайло на коне».
Фрагмент росписей часовни
Святой Троицы
в Люблине
Слайд 22
В фресковой цикле часовне Святого Креста сохраняется традиционное
представление евангельских сюжетов регистрами. Они идут в несколько рядов
вдоль стен и составляют последовательное повествование о земной жизни Христа и Матери Божией.
Своеобразным обрамлении отдельных композиций, украшением ребер нервюры, откосы оконных проемов являются разнообразные орнаментированные полосы, ленты которых завершают богатый пластический декор интерьера часовни.
Слайд 23
Общий вид росписей сводов часовни Святого Креста кафедрального
собора на Вавеле. 1470 г.
Слайд 24
«Положение во гроб». Роспись часовни Святого Креста кафедрального
собора на Вавеле. 1470 г.
Слайд 25
Росписи сводов часовни
Святого Креста кафедрального
собора на
Вавеле. 1470 г.
Слайд 26
Сопоставляя живописную манеру, в которой выполнены Вавельский росписи,
с более ранними - в Сандомире (нач. XV в.)
Или с почти близким по времени выполнения фресковой циклом в Люблине, очевиден безусловные изменения
О высоком уровне, своеобразии путей развития белорусской монументальной живописи XIV-XVI вв. свидетельствуют также росписи Благовещенской церкви Супрасльского монастыря
Слайд 27
Росписи Благовещенской
церкви в Супраспи
Пластическое решение,
цветовая гамма
росписей
Благовещенской церкви в Супрасле
свидетельствует о
старожитно-белорусских
и поздне-византийских
течениях, а также
о присутствии
сербских, западноевропейских
воздействий.
Слайд 28
«Святой Дмитрий»
«Святой Геогргий»
Росписи Благовещенской
церкви в Супраспи. 1557
г.
Слайд 29
Место супральских фресок в белорусском искусстве можно оценивать
по-разному. Но одно не подлежит сомнению: они, как часть
отечественной культуры, имели исключительное значение в сохранении православных традиций на протяжении многих веков. Супрасльский монастырь на некоторое время оставался почти единственным центром на западно землях, где собиралась и сохранялась богатое культурное наследие.
В течение второй половины XIII - XVI в. проходит постепенный процесс формирования отличительных черт белорусской иконописной школы. В ее основе лежали традиции, что уже сложились в станковой живописи древне-белорусских княжеств, тесным образом связаны с художественной жизнью, воздействиями, которые шли из Византии, Киева, Новгорода, сербских и болгарских земель, были обусловлены творчеством иностранных мастеров византийско-славянского мира.
Слайд 30
Соответственно времени менялись и сферы использования произведений станковой
живописи. Сейчас, помимо культовых интерьеров, они входят в обиход
представителей различных сословных групп общества. Это был отдельный слой искусства, что культивировался не только при великокняжеском дворе, в окружении аристократической верхушки, дворах магнатерии и зажиточной шляхты.
Слайд 31
«Богоматерь Одигитрия
Смоленская». XVI в.
Слайд 32
Высушенная поверхность выравнивалась и полировалась, часто
украшалась резным орнаментом, разукрашивалась. Важную роль в создании завершенного
строя иконы играл обклад. Традиция покрывательства живописной культовой изображения накладками из белка или смолы.
Слайд 33
Один из первых известных
сейчас произведений,
позволяющий оценить
конфессионально-художественные
приоритеты конца XIV - первой
половины XV в.,
Является икона
«Богоматерь Умиление».
Слайд 34
«Успение Божией Матери».
Тверская школа. Нач. первая
четверть
XV в.
Слайд 35
Начиная с XVI в. в белорусской иконописи в
курией степени получают распространение сдержанные пластические трактовки образов. Мастера
часто обращаются к силуэтные показа выявляемых лиц, ограничивают лепку форм, моделирует окружение, одежда персонажей локальными пятнами, покрывают резным орнаментом фоны
Слайд 36
«Богоматерь Одигитрия
Смоленская». XVI в.
Слайд 37
«Богоматерь Одигитрия
Иерусалимская».
Нач. XVI в.
Икона «Богоматерь Одигитрия
Иерусалимская» - показательный
произведение. В нем скрестились и
средневековые
приемы, такие, как
условность, плоскостность,
графичность, и оценки новой
колористической и пластической
постройки, что свидетельствует о
его переходном характере, который
супадавз формированием местной
школы живописи
Слайд 38
Эти черты с очевидностью воплотились в оскорблении «Святая
Параскева» (сер. - вторая пол. XVI в.). Место его
создания точно неизвестно (в 1921 г. Произведения был найден в одной из церквей Слуцкого района Минской обл.), Но с большей вероятностью можно считать этим местом Слуцк или Столбцы, которые в те времена были главными центрами Копыльского-Слуцкого удельного княжества
Как видно, имеются все основания
соотнести «Святой Параскевы» с
конфессиональными и культурными
центрами этих земель.
Слайд 39
«Святая Екатерина.
Матерь Божия. Святая
Доротея ». Нач.
XVII в.
Слайд 40
В белорусском сакральным живописи XIV- XVI вв. исключительное
место занимает алтарная икона «Поклонение волхвов», написанный около 1514
г. Такой вывод о времени его создания не только базируется на основании надписи, что имеется на обратной стороне произведения, но основано на сохранившихся архивных данных (14). Икона была обнаружена в храме Петра и Павла д. Дрисвяты Браславского района.
Слайд 41
«Поклонение волхвов».
Около 15
В центре иконы показано
Богоматерь,
которая держит на лоне
маленького Христа. По обе стороны
от нее помещены изображения трех
волхвов, а в глубине - Святого Иосифа
и слуги. Дополняют композицию
детали пейзажа и постройки,
традиционной для данного
сюжета14 г.
Слайд 42
Портрет Юрия Радзивилла.
Кан. XVI - нач. XVII
века
Своеобразным материальным и
идейным воплощением сарматызму
стал примечателен вид
живописного
портрета, известный сейчас как
сарматский. По сути это был вариант
европейского парадного портрета, но
со своими характерными чертами
Слайд 43
Сарматский портрет в Великом княжестве Литовском, как и
на белорусских землях, известный в нескольких видах. Но Наиболее
расширенными в XV-XVI вв. появлялись изображения мужчин, показанных в облике рыцаря
Выдающимся, как и примером парадного рыцарского портрета, является изображение Юрия Радзивилла, выполненная, вероятно, на грани XVI и XVII вв. Пространство зала утопает в темноте. Освещены только передний план, где портретируемых встает в рост.
Слайд 44
Портрет Михаила Борисовича.
Кан XVI нач. XVII в.
Слайд 45
Портрет Екатерины
Слуцкой (Тэнчынскай),
1580-е гг.
Слайд 46
К числу работ мастеров, как считается, связанных со
Слуцком, относится портрет Екатерины Слуцкой (Тэнчынскай) (1580-е гг.). Дочь
краковского воеводе, компетентному Станислава Тэнчынскага и бывшая жена Юрия Юрьевича Олельковича указано в траурном наряде вдовы. Ее поясной образ контрастно читается на глубоком темном фоне благодаря написанной прозрачной накидке, которая закрывает фигуру,не заслоняя лица и рук модели.
Слайд 47
Портрет Юрия (Ежи)
Радзивилла. 1590-ые гг.
Слайд 48
В гораздо большей степени ренессансные влияния заметен в
портрете Юрия (Ежи) Радзивилла (1 590-е гг.). Направленность к
традициям западноевропейского ^ а искусство в нем прослеживается прежде всего в композиционном решении.