Слайд 2
ТРОИЦА
Троицыно утро, утренний канон. В роще по березкам
— белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна, В благовесте
ветра — хмельная весна.
Нарезных окошках — ленты и кусты. Я пойду к обедне плакать на цветы.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою, Похороним вместе молодость мою.
С. Есенин
Слайд 3
ТРОИЦА
В окрестных рощах девушки связывали ветвями («завивали») молодые
березки и проходили под их зелеными сводами с поцелуями
и приуроченной к этому весеннему обычаю песни.
Слайд 4
ТРОИЦА
Вечерние хороводы и песни, игры в горелки и
обрядовые караваи, украшение березок и любовные гадания — все
это имело в своей основе мифологическое понимание окончания весны и прихода и утверждения красного лета.
Слайд 5
Иван Купала
В языческие времена главным летним праздником был
день летнего солнцестояния (21 или 22 июня), когда дневное
светило достигает наивысшего проявления своих творческих сил, делает первый поворот на зиму. Многие поверья и ритуалы, связанные с ним, оказались позже приуроченными ко дню Ивана Купалы (24 июня/7 июля).
Слайд 6
Иван Купала
Главным мотивом этого праздника является выпроваживание, изгнание
нечистой силы, которая, по народным верованиям, особенно опасна в
это время.
Слайд 7
Иван Купала
С купальной ночью связан романтический обряд опускания
в речные воды венков с зажженными свечами или лучиной.
Слайд 8
Иван Купала
Для всех народов Европы, в том числе
и для славян, купальская обрядность обязательно включает в себя
скатывание горящих колес, обернутых соломой и обмазанных дегтем, с горы в реку.
Слайд 9
Иван Купала
Огонь на Купальскую ночь, как и вода,
также обладает большой магической силой. Костер, разведенный в ночь
на Ивана Купалы, имеет очищающее свойство, а именно огонь обладает этими магическими силами.
Слайд 10
День Перуна (Илья-пророк)
Начиналась жатва. Считалось, что первый сноп
обладает магической силой: его украшали цветами и лентами, с
пением вносили в дом и ставили в Красный угол. Ему приписывалось и целебное воздействие, поэтому зернами этого снопа кормили заболевших людей и птицу, соломой — слабую скотину.
Слайд 11
День Перуна (Илья-пророк)
Считая Илью-пророка властителем ветров и дождевых
туч, крестьяне связывают с днем этого святого множество календарных
примет.
«С Ильина дня вода стынет»
Слайд 12
Медовый спас
Медовым Спасом называют 1 августа/14 августа, потому
что в этот день пчеловоды второй раз подрезывают ульи
с медом. Отцветают медоносы, и пчелы перестают носить душистый взяток. Срок стараются соблюдать точно, ибо, по поверьям, если пчельник не заломаетсота, то соседние пчелы вытаскают весь мед.
Слайд 13
Яблочный спас
Яблочный Спас справляют 6 августа/19 августа и
считают большим праздником земных плодов и встречи осени. Другое
его название — Спас-на-горе. В этот день Церковь освящает плоды нового урожая. Из трех Спасов Яблочный Спас — самый главный.
Слайд 14
Ореховый спас
К третьему Спасу — 10 августа/29 августа
— обычно созревают орехи, поэтому он и называется ореховым.
Другое его название — Спожинки. К этому дню, по народной традиции, полагалось успеть дожать последний сноп в озимом поле.