Слайд 2
Батик
Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского
оно означает «капля воска». Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать —
рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.определение
Слайд 3
Виды батика
Существует несколько видов батика :
горячий
холодный
узелковый
свободная роспись
Слайд 4
Горячий батик
Производится по классической технологии производства батика с
резервированием областей от окраски с помощью горячего воска или
парафина. Этот метод традиционно использовался на островах Индонезии и был достаточно трудоемким.
Слайд 5
Холодный батик
Отличается от горячего методом резервирования областей. Области
которые резервируют от окраски покрывают специальным резиноподобным материалом. Этот
метод был придуман в начале 20ого века в России. Этот метод более прост, в особенности, для начинающих, т.к. нет необходимости плавить воск и применять специальные инструменты.
Слайд 6
Свободная роспись
Свободная роспись выполняется без использования резервных смесей
.Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением
солевого раствора; печатными красками; по тканям, аппретированным загустками; масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют закрепления, кроме росписи масляными красками. Однако декоративные изделия (панно и т.д.), изготовленные разными методами свободной росписи, можно не закреплять, а выполнять различными классами красителей на разных волокнах. Но в дальнейшем их нельзя подвергать стирке и нужно охранять поверхность от попадания на нее капель воды
Слайд 7
Узелковый батик
Как мы уже говорили имеет древнее происхождение
и в Индонезии эта техника называлась «тритик». В Индии
этот метод носит название «бандхей». В узелковом батике области ткани резервируются путем завязывания или зашивания частей ткани.
Слайд 8
История батика
Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной
росписи по ткани. Родиной батика считается о. Ява в
Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную Яванский традиционый батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Этот способ получения рисунка на ткани использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, Индокитае, в африканских странах. В Европе батик начали применять при декорировании тканей во второй половине 19 века. Голландцы наладили небольшое производство, а немцы поставили его на поток. В России батик появился в 20-е годы. Русские художники не опирались на какую-либо традицию, так как не знали истоков. Образовались артели по производству платков, шалей, штор. В 30-е годы были изданы учебники, пособия, организовалось несколько фабрик. Древнее и удивительно многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.
Слайд 9
Материалы и оборудование
Кисти круглые и плоские
Краски по
ткани
Палитра
Рамка для батика
Резерв и контур
Ткань
Малярный
скотч
Дистиллированная вода
Фен
Слайд 10
Ткань
Ткань, независимо от выбранной вами техники, должна быть
из натуральных волокон. На натуральный шелк лучше переходить, когда
вы достаточно овладели техникой росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по-разному поддаются росписи.
Тонкий шелк - понже, креп-шифон - идеален для начинающих, особенно подходит для контурной росписи. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается.
Слайд 11
Краски
Если вы хотите попробовать заниматься батиком, но
еще не уверены, что это станет вашим увлечением, то
вам достаточно приобрести краски основных цветов - желтого, красного, синего и черного. Как правило, краски легко смешиваются, и вы сможете получить различные тона.
При выборе красок необходимо учитывать несколько факторов. Прежде всего, выясните чем они растворяются, водой или спиртом. Удобнее использовать краски разбавляемые водой. Также важно знать способ закрепления красителя на ткани. Для начинающих больше подходят импортные краски, фиксируемые утюгом. Этот способ наиболее удобен и позволяет сэкономить время.
Если вы выбираете более распространенные и дешевые краски, фиксируемые паром, вы обрекаете себя на дополнительные сложности. В этом случае старайтесь тщательно соблюдать инструкцию по фиксации готового изделия, иначе работа может полинять.
Слайд 12
Кисти
Вам потребуются круглые кисти с размерами 8 до
12, ими удобно расписывать небольшие участки работы, и большие
плоские кисти с размером от 14 до 18 для больших участков. Лучше всего использовать беличьи или колонковые кисти. Важно, чтобы мокрая кисточка имела тонкий кончик.
Для обработки больших участков также используют специальные поролоновые тампоны. Для закрашивания мелких участков вам могут понадобиться ватные палочки.
Слайд 13
Рамы для росписи
Первые небольшие работы можно делать и
на больших пяльцах для вышивания или, закрепив ткань на
деревянном подрамнике, который художники используют для натягивания холста. Шелк закреплять сложно, так как на нем могут появиться стрелки и дырки, так что используйте кнопки с длинным тонким острием или обычные булавки. Существуют и специальные трехзубчатые кнопки для батика.
Слайд 14
Прочие принадлежности
Для смешивания красок можно использовать старые крышки
и блюдца или акварельную палитру с углублениями.
Понадобятся сосуды
для промывания кистей, используйте стаканы или банки.
Для разбавления красок всегда наготове должна быть вода, лучше дистиллированная или кипяченая.
Для удаления излишков краски можно воспользоваться ненужными кусочками ткани, ватными палочками или поролоновыми губками.
Чтобы ускорить процесс высыхания вам понадобится фен.