Слайд 2
Ивоплетение — древнейший вид народного творчества. Ивовый прут — это чистый природный
материал, который никогда полностью не выходил из моды. Начиная
со средних веков и до наших дней, плетёные изделия присутствуют в жизни человека. Это и предметы домашнего обихода (корзины, короба), и предметы интерьера (прочная и красивая плетёная мебель).
Слайд 3
Есть такая поговорка: «Кабы не лыко да береста,
и мужик бы развалился». Эластичность, водонепроницаемость, устойчивость к гниению,
и красота позволяли использовать бересту от строительства домов до посуды, обуви.
Берестяные изделия, посуда, обувь, хороши тем, что работают как термосы. В берестяные короба закладывали ягоды, сметану, творог – сок не уходит, как в деревянных, продукты не гниют, не портятся.
Слайд 4
Изготовление посуды в гончарных промыслах сопровождалось лепкой глиняных
игрушек. В них мастера давали волю своей фантазии, превращая
комочки глины в фигурки людей, зверей, птиц, всегда сказочных и реальных одновременно. Меткость характеров всегда сочеталась с предельной обобщенностью образа, лаконичной пластической формой. Нередко игрушки были свистульками. И дети, и взрослые играли на них как на музыкальных инструментах, дополняя скульптурный образ звуковыми аналогиями.
Сюжеты игрушек традиционны — это коньки, всадники, звери, птицы. Но в отличие от других центров глиняной игрушки сомовские мастера в своих фигурках не столько фантазировали, сколько воспроизводили знакомые образы домашних зверей и птиц: важного петуха, бодливую корову, круторогого барана, неуклюжего медведя. Как и посуда, свистульки покрыты отливающей блеском зеленой или коричневой
Слайд 5
Рыбацкие лодки-долбленки сейчас не часто встретишь на водоеме.
Прошло их время. Лодка-долбленка сложна в изготовлении, и умельцев,
способных сделать хорошую лодку из одного дерева, вытесать, выдолбить, распарить её и сделать пригодной для безопасного плавания, а тем более, для рыбалки, осталось совсем мало.
Тем не менее, местами ещё сохранились лодки-долбленки и есть мастера, которые умеют их делать. В Вытегорском районе в тур-комплексе «Вытегор и Я» каждый желающий может собственноручно попробовать себя в изготовлении подобной лодки, а после этого опробовать уже готовую лодку-долбленку в деле.
Слайд 6
Древними традициями, высоким мастерством и веками отработанной технологией
отличается искусство кованого железа. Его развитию и повсеместному распространению
на Севере способствовало широкое бытование кузнечного дела, которому в свою очередь благоприятствовали запасы болотных руд и дешевого леса. Изделия кузнецов глубоко проникали в народный быт: без ножа, топора, косы, серпа и других предметов домашнего и хозяйственного обихода не могла обойтись ни одна крестьянская семья. Почти в каждой деревне стояла кузница, где крестьянин-кузнец выполнял разнообразные заказы местных жителей. Подковывая лошадей, наводя косы, топоры и ножи, вырезая замки и ключи, кузнец нередко совмещал профессию металлурга, доменщика-литейщика и слесаря. О кузнецах слагали легенды, ибо ремесло это, связанное с огнем, превращением твердого металла в раскаленный податливый брусок, приравнивалось в народе к волшебству, к общению с нечистой силой. Недобрые отношения с ней грозили пожарами всей деревне, отчего ставили кузницы вдали, на окраине.
Слайд 7
Поистине мировую славу снискало вологодское кружево. С конца
18 века начинает развиваться промысел в Вологде. Главное качество
кружева — ажурность, напоминающее морозный узор, яблоневый сад, цветущий луг.
Кружевоплетение — один из самых трудоемких видов народного искусства, здесь требуется напряженная долгая работа, тонкий вкус. Гармония традиционных образов и новых сюжетов делает кружевоплетение явлением не только русского, но и мирового искусства.
Слайд 8
Любовь к резьбе по дереву была свойственна русскому
человеку с языческих времен. В этой сфере народного искусства
Севера за века истории были созданы подлинные шедевры художественного синтеза, когда гармоничное разрешение получали функциональная, конструктивная и художественная стороны изделий.
Дерево на севере в избытке, оно легко в обработке, его можно резать, строгать, гнуть, расщеплять, точить, окрашивать, т. е. изготовлять из него самые разнообразные предметы, утварь.
На вологодской земле было немало центров производства деревянной посуды — на Сухоне и Кокшеньге, в районах Кубены и Кириллова, Тотьмы и Великого Устюга. В каждом из них сложились свои варианты форм предметов, излюбленные приемы украшения.
Слайд 9
Тесно связано с деревом такое мастерство, как роспись.
По времени росписи возникли значительно позднее, нежели резьба по
дереву.
Роспись – это «почерк» народа, его живой образный язык. Только сочетание ремесленных навыков и умение мыслить образно отличает мастера от подмастерья. На территории современной Вологодской области широко бытовали росписи в свободно-кистевой манере, что позволяло быстро расписывать большие поверхности. Мастера расписывали заборки, двери, мебель, прялки.
Современные мастера в своих работах используют и традиционные сюжеты, и новые, авторские на основе традиций.
Слайд 10
Ткать в старину умели практически все женщины, т.
к. без этих умений семье было бы не прожить.
Поэтому и не зря в свадебном обряде обязательно присутствовал элемент передачи «даров» родне будущего мужа, и чаще всего это были холсты, изготовленные самой невестой.
Эпоха индустриализации практически положила конец этому ремеслу. В настоящий момент традиции ткачества поддерживаются многочисленными энтузиастами в центрах ремесел. Сейчас возрос интерес к прошлому, и большой спрос наблюдается в рамках обществ военно-исторической реконструкции. Кроме этого, по этим же технологиям современные мастерицы ткут великолепные половики, на которых есть свой спрос.
Мастера промысла
Слайд 12
Вышивка — один из наиболее древних и распространенных
видов украшения ткани на Руси. Занятия эти не требуют
больших затрат, условий для работы, сложного оборудования. Терпение, аккуратность, точность, чистота, разнообразие техник, специальных приемов – необходимые условия для мастерицы.
Слайд 13
Великоустюжская финифть — это красочная цветочная и сюжетная
роспись по белому эмалевому фону. Изделия, украшенные живописной эмалью,
отличаются разнообразием красочной палитры, стойкостью к воздействию воды, света и воздуха, а сюжеты, нанесенные эмалевыми красками, надолго сохраняют блеск, прозрачность и не тускнеют с течением времени.
Слайд 14
Искусство черни — это своеобразная (сюжетные и орнаментальные композиции)
гравюра на серебре. На ручную гравировку рисунка, наносят чернь
(сплав меди, свинца, серы) и подвергают изделие обжигу — чернь прочно сплавляется с серебром, рождая черневой рисунок. Устюжская чернь отличается особой прочностью и богатой цветовой гаммой.