Слайд 2
Образование и наука в первой половине XIX века
Слайд 3
Николай Иванович Пирогов (1810-1881)
Профессор Медико-хирургической академии.
Основоположник
военно-полевой хирургии.
(И. Е. Репин. Портрет Н.И.Пирогова.
1881)
Слайд 4
Николай Иванович Кокшаров (1818-1893)
Составил первую "геолого-стратиграфическую
карту", охватившую значительные территории Европейской России
Автор неизвестен
Слайд 5
Василий Яковлевич Струве (Фридрих Георг Вильгельм Струве)
(1793-1864)
Создатель Николаевской Пулковской обсерватории.
Один из
основоположников звездной астрономии.
(Художник Х. А. Иенсен. 1841 г.)
Слайд 6
Николай Иванович Лобачевский
(1792-1856)
Создатель неевклидовой
геометрии
(геометрия пространства постоянной отрицательной кривизны)
Автор неизвестен
Слайд 7
Василий Владимирович Петров
(1761-1834)
Разработал гальваническую батарею
и получил устойчивую электрическую дугу.
Автор неизвестен
Слайд 8
Эмилий Христианович Ленц (Генрих Фридрих Эмиль
Ленц (1804-1865)
Установил правило определения направления движущей силы индукции (закон
Ленца).
Автор неизвестен
Слайд 9
Борис Семёнович Якоби (Мориц Герман фон
Якоби) (1801-1874)
Изобрел гальванопластику – метод нанесения тонкого слоя металла
на нужную поверхность с помощью электричества
Автор неизвестен
Слайд 10
Павел Львович Шиллинг (фон Шиллинг-Канштадт) (1776-1837)
Создал первый в мире практически пригодный телеграф – прибор
для передачи письменных сообщений по проводам
Фото с гравюры 1886 г.
Автор неизвестен
Слайд 11
Александр Абрамович Воскресенский (1801-1880)
«Дедушка русской химии».
Один из основоположников органической химии в России.
Автор неизвестен
Слайд 12
Карл Карлович
(Карл-Эрнст) Клаус
(1796—1864)
В 1844
г. получил новый химический элемент, названный им в честь
России – рутением.
Автор неизвестен
Слайд 13
Николай Михайлович Карамзин
(1776-1826)
«История государства российского»
- первое, общедоступное систематическое изложение русской истории.
(Художник В. А.
Тропинин. 1818)
Слайд 14
Сергей Михайлович Соловьёв (1820-1879).
Основатель русской исторической
школы середины XIX века.
Автор неизвестен
Слайд 15
Павел Петрович Аносов
(1796-1851)
Выдающийся русский горный инженер.
Возродил секрет изготовления булатной стали.
Автор неизвестен
Слайд 16
Памятник отцу и сыну Черепановым. г. Нижний Тагил.
1956.
Архитектор А.В. Сотников, скульптор А. С. Кондратьев
Ефим Алексеевич (1774-1842) и Мирон Ефимович (1803-1849) Черепановы
Построили первую паровую железную дорогу. Сконструировали несколько моделей паровозов
Слайд 17
Химики Зинин Н.Н. (1812-1880) и Бутлеров А.М. (1828-1886)
создавали устойчивые химические красители
Зинин Николай Николаевич
Бутлеров Александр Михайлович
Автор
неизвестен
Слайд 18
Особенности развития образования и науки в первой половине
XIX в.:
значительное увеличение числа образовательных заведений
увеличение численности учёных
крупные успехи российской науки
быстрое внедрение достижений науки в промышленное производство
Слайд 20
Классицизм
-ориентирован на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на
античную литературу и мифологию.
Здания пропорциональны, симметричны, с подчеркнутой центральной
частью.
Элементы античной архитектуры: колонны, портики, фронтоны
Цвета белый и желтый
Слайд 21
Огюст Монферран.
Исаакиевский собор. Петербург
Слайд 22
Воронихин А.Н. Казанский собор. Петербург
Слайд 23
Карл Росси. Михайловский дворец (Русский музей). Петербург.
Слайд 24
Скульптор
Б.И. Орловский.
Памятник
фельдмаршалу
М.И.Кутузову
перед Казанским
собором в
Петербурге.
Слайд 25
Бове О.И. Большой театр в Москве.
Слайд 26
О.И.Бове. Триумфальные ворота. Москва.
Сооружены в
1827-1834 годах по проекту архитектора О. И. Бове в
честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года
Слайд 27
Русско-византийский
стиль.
Архитектор
К.А. Тон.
Храм Христа
Спасителя в
Москве.
1839-1883 гг.
Слайд 28
П. К. Клодт
«Укрощение
коня».
Скульптурная
группа на
Аничковом
мосту через
Фонтанку.
Петербург.
Слайд 29
П.К. Клодт
Памятник
Николаю I
перед
Исаакиевским
собором.
Петербург.
Слайд 30
И.П. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому в Москве.
Слайд 32
Иванов Александр Андреевич
«Явление Христа народу».
Явление Христа
народу
540 × 750
Холст, масло
1837–1857
Слайд 33
Брюллов Карл Павлович
«Последний день Помпеи»
Слайд 34
Брюллов Карл Павлович
«Всадница»
Слайд 35
Кипренский Орест Адамович
«Портрет поэта Александра Сергеевича
Пушкина»
Слайд 36
Тропинин Василий Андреевич
«Кружевница»
Слайд 37
Федотов Павел Андреевич.
(1815–1852)
« Сватовство«майора»
Слайд 38
Федотов Павел Андреевич.
"Свежий кавалер". Утро чиновника, получившего
первый крестик
48,2 х 42,5
Холст, масло
1846
русская литература вступила в эпоху «золото-го века».
Широкое распространение получило совмещение труда литератора и историка. Наиболее ярко это проявилось в творчестве Н.М.Карамзина. В «Марфе Посаднице» он сравнивает республиканское и самодержавное правление, отдавая предпочтение последнему.
Путешествие
Н.М.Кармзина
в Европу.
Русская литература.
Слайд 42
Гавриил Романович Державин
На положении «живого классика» в
конце XVIII — начале XIX века находился Гаврила Романович
Державин. Он имел неоспоримый литературный авторитет, и поэты следующего поколения осознавали себя учениками старейшины русских поэтов.
Державин нарушал каноны классицизма, сочетая в своей речи «высокий» и «низкий» стили, используя в поэзии элементы разговорной речи.
Слайд 43
Иван Андреевич Крылов
В конце XVIII века И.А.Крылов
издавал сатирический журнал «Почта духов», который высмеивал светских лоботрясов,
взяточников, неправед-ных судей. Не сразу он нашёл свой путь в литературе, который сделал его имя знаменитым.
Крылова не смущали просторечия, он смело вводил в свою поэзию устную речь с ее неправильностями, черпал средства из языка простого народа.
Крылов не стареет: множество его стихотворных строчек стали послови-цами и поговорками, вошли в повсед-невный разговорный язык: «У силь-ного всегда бессильный виноват, …ты виноват уже тем, что хочется мне кушать», «Ты всё пела? это дело: так поди же попляши!», «Над хвастунами хоть смеются, а часто в дележе им доли достаются».
возрос интерес к литературе и искусству. Читатели стали интересоваться
философской литературой, трагедией и оперой.
Характерной чертой культур-ного развития стала быстрая смена стилей и направлений.
На культурный процесс оказывали влияние история, философия и др. науки. Господствующим направлением стал классицизм.
Н.М.Карамзин
Классицизм предполагал подражание античным образ-цам. На смену классицизму пришел синтементализм, который был обращен не к разуму, а к чувствам людей. Его основы заложил Н. Карам-зин.
В период борьбы с Напо-леоном появился романтизм формировавший некий идеальный мир и идеальных героев. В 20-е годы его сменил реализм.
Слайд 45
С этих позиций написана
и его «История го-сударства российского». В «Письмах русского путешественника»
он подчеркивает превосходство Европы в социально-экономическом развитии, но полагает, что преимущества России в ее патриар-хальности и монархизме.
Первое издание
«Писем русского
путешественника»
(1797 г.)
Слайд 46
Романтизм в русской ку-льтуре был
связан с де-ятельностью В.Жуков-ского, К.Рылеева, А.Бесту-жева - Марлинского и
др. В раннем творчестве А.Пуш-кина и М.Лермонтова, тоже проявились роман-тические начала. Но в отличие от В. Жуковского их герои занимают активную позицию в борьбе за идеалы свободы и романтизма.
Рейтнер.
Портрет
В.А.Жуковского
у окна.
Слайд 47
Загоскин Михаил Николаевич
Интерес к
отечественной истории пробуждает к жизни исторический роман. А.С. Пушкин
пишет «Ис-торию пугачевского бунта», «Капитанскую дочку» и др., М.Ю. Лермонтов — «Купца Калашникова», а Н.В. Гоголь — «Тараса Бульбу».
Более того, исторический контекст позволял писате-лям, обращаясь к прошлому страны, рассказывать о настоящем. Необычайный успех выпал на долю рома-на Михаила Николаевича Загоскина «Юрий Мило-славский, или русские в 1612 году». Загоскина называли даже «русским Вальтером Скоттом».
Слайд 48
Основоположником кри-тического реализма стал
Н.В.Гоголь, создавший наиболее яркие произведения этого жанра-«Шинель», «Мертвые души».
В пьесах А.Н.Островского обличались ханжество и самодурство растущего купечества.
В творчестве И.С.Тургенева нашла отражение тема тяжелого положения крепостных крестьян.
Н.В.Гоголь
Слайд 49
В к. 20-х гг. наметился
переход к новому на правлению - реализму. Он проявился
уже в тру-дах «позднего» Пушкина- «Борисе Годунове», «Капитанской дочке», «Дубровский», «Медный всадник», и в романе М.Лермонтова «Герой нашего времени».
О.Кипренский
Портрет
А.С.Пушкина
Слайд 50
Н.А.Некрасов
И.С. Тургенев
Ф.М. Достоевский
1830–1840-е годы стали
временем распространения в реалистической литературе так называемой «натуральной школы»,
основателем которой стал Гоголь. К «натуральной школе» принадлежали И.А. Гончаров, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.И. Панаев.
Героем произведений писателей этого направления стал «маленький человек» и его судьба. Место просвещенного дворянина занял разночинец, мелкий чиновник, крепостной крестьянин, причем подчеркивался интерес не только к внешности героя, но и к его привычкам, бытовой обстановке.
Слайд 51
Н.М.Карамзин
Александр Семенович
Шишков
Важнейшая роль в реформировании
русского языка принадлежит Николаю Михайловичу Карамзину. В.Г. Белинский в
середине XIX века так охарактеризовал его заслуги: «Карамзин преобразовал русский язык, совлекши его с хо-дуль латинской конструкции и тяжелой славян-щины и приблизив его к живой, естественной разговорной русской речи… он старался писать, как говорится. Погрешность его в сем случае та, что он презрел идиомами русского языка, не прислушивался к языку простолюдинов и не изучал вообще родных источников».
Противниками карамзинистов были сторонники президента Российской академии А.С. Шишкова. Шишков отстаивал чистоту русского языка, он полагал, что вместо иностранных слов следует употреблять русские, образуя новые слова из славянского корня. Так, актера следовало называть «лицедеем», аудито-рию — «слушалищем», оратора — «краснословом».