Слайд 3
Цели:
дать представление о характере древнегреческой архитектуры;
познакомить с понятием
«ордер»
в архитектуре;
рассмотреть виды древнегреческих ордеров;
развивать эстетическое,
эмоциональное воображение;
совершенствовать конструктивный навык;
воспитывать интерес к культуре Древней Греции.
Слайд 4
Вступительная беседа
Афины были самым богатым и знаменитым из
греческих городов , а сердцем Афин уже много веков
является Акрополь. Так называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенный на нем неповторимый архитектурный ансамбль – прекрасное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря. Он возвышается над городом- над его площадями, сеткой улиц, низкими домами. Склоны Акрополя поросли мелким кустарником, из которого выступают мощные укрепления. Со всех сторон он обнесен крепостными стенами, высокими в тех местах, где склоны пологие, и низкими там, где скала Акрополя неприступна.
Акрополь не только украшал великий город. Прежде всего он был святыней, около которой проходила вся общественная жизнь эллинов. Акрополь объединял горожан, защищая их от врагов. Акрополь царит над современным городом как свидетельство величия древнегреческой культуры.
Парфенон – храм богини Афины, покровительницы города. На первый взгляд, Парфенон очень прост: мраморный четырехугольник, окруженный колоннами (столбами, на которые опирается кровля).Колонны Парфенона примерно в пять раз выше человеческого роста. Парфенон выражал ликующее чувство победы.
Слайд 6
Парфенон (храм Афины Парфены) занимает доминирующее положение на
Акрополе. Этот храм являлся и является основным в Афинах
и посвящен покровительнице города и Аттики - богине Афине.
Парфенон был целиком построен из пентельского мрамора.
Слайд 7
Это был храм дорического стиля типа периптер, с
целлой, сделанной в виде амфипростиля, длиной 70 и шириной
31 метр. Он имел по восемь колонн высотой 11 метров на каждом фасаде и по 28 колонн на торцовых сторонах храма. На каждой из колонн было по 20 каннелюр, а диаметр колонн был неодинаков по всей их длине. На небольшом расстоянии от цоколя колонны заметно утолщаются, а затем сужаются ближе к капители. Это выглядело так, будто они проседают немного от придавившего их веса, но успешно удерживают его, сопротивляясь, словно живые. На архитрав храма опирался фриз с триглифами и метопами. Крыша Парфенона была деревянной, крытой мраморной черепицей.
На архитраве восточной стороны, над колоннами, были закреплены двадцать два трофейных персидских щита, добытых Александром Македонским в битве у Гранико в 334 году д.н. С восточной стороны храм был украшен фризами, изображавшими сцены битвы богов с Гигантами, где главной героиней была богиня Афина. На фризах с южной стороны были изображены сцены битв Лапитов с Кентаврами. В этих схватках принимает участие и афинский герой Тесей, друг царя Пирита. На фризах западной стороны были изображены сцены битв того же Тесея с Амазонками, осаждавшими город. Северную сторону храма украшали фризы, изображавшие сцены Троянской войны, подчеркивая участие афинян в этой войне.
Внутри Парфенон делился на четыре части. Это были пронаос, целла, квадратная зала за целлой и опистодом. Пронаос и опистодом были украшены шестью дорическими колоннами каждый. Целла называлась гекатомпедос, что означало, что ее длина равнялась ста аттическим футам, и разделялась на три части двухярусными коллонадами, окружающими статую Афины Парфены в глубине святилища.
Согласно историку Павсанию, сама статуя была примерно десяти метров высотой. Тело статуи было деревянным, его обнаженные участки были сделаны из слоновой кости, а одежда и венок - из золота. Золото на статуе весило примерно 1150 килограммов. Богиня была изображена в полный рост, стоящая во всеоружии с аттическим шлемом. В правой руке Афина держала Нику, а копье Афины опиралось на левое плечо. В левой руке богиня держала щит, внутри которого свернулась в клубочек акропольская змея. К сожалению, оригинал статуи был утерян, однако до наших дней дошли копии меньших размеров. Одну из таких копий можно посмотреть в Национальном Археологическом Музее Афин.
Слайд 8
В больших просторных древнегреческих
храмах стали ставить колонны (для поддержания тяжелого потолка).
В Древней Греции сложилась ордерная система. Ордер в архитектуре- определенный порядок взаимного положения частей здания с колоннами, несущими крышу.
Самый простой ордер –ДОРИЧЕСКИЙ. Колонна простая, стройная, строгая. У неё маленькая база, кроны-капители почти нет, всего лишь небольшое утолщение сверху. Дорическая колонна больше всех похожа на живое дерево в своем стволе: он весь покрыт вертикальными желобками-КАННЕЛЮРАМИ.
Слайд 9
Второй ордер немного наряднее, затейливее первого. Называется он
ИОНИЧЕСКИЙ. Возник он позже, чем дорический. Ионический ордер более
изящный, праздничный. Внизу у него круглая база, ствол покрыт каннелюрами, а вверху на нем появилась красивая крона-капитель с круглыми завитками.
Слайд 10
Третий ордер- красота, глаз не отвести! Он называется
КОРИНФСКИЙ. Что произошло с нашим деревом? Его крона-капитель- в
самом деле словно бы ожила! Она покрылась листьями, зазеленела, расширилась, как колокол, прямо как настоящие ветви живого молодого дерева! В гуще его листьев вот-вот появятся цветы, а может быть, поселятся и запоют птицы! Коринфская колонна - колонна-лето.
Слайд 11
В четвертом, КОМПОЗИТНОМ ордере, соединились вместе все черты
дорического, ионического и коринфского ордеров.
Слайд 13
Дидактическая игра
«Образ древнегреческих колонн по схематичному рисунку»
Мастер
постройки предлагает вам определить название ордера для каждой колонны
и объяснить свой выбор.
Слайд 14
Самостоятельная работа
Задание:
объемное моделирование из бумаги греческих храмов.
Слайд 15
Этапы конструирования
греческого храма:
Изготовление переднего фасада – в
нижней части листа белой бумаги складыванием делаются ступеньки храма,
затем в соответствии с его пропорциями вырезается крыша;
Конструирование карниза храма складыванием разными способами;
Варианты конструирования колонн дорического, ионического и коринфского ордеров из скрученных бумажных трубочек;
Конструирование рельефного образа храма Древней Греции.