Слайд 2
Понимание культуры
Основа культуры – духовные ценности, значения, нормы,
символы
«Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений,
сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры»
Господствующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь
Слайд 3
Понимание культуры
Части единой культуры взаимозависимы
«Культурный менталитет» («менталитет культуры»)
– ценности и значения, образующие сферу духа и внутреннего
опыта, которые реализуются во внешних событиях, объектах, процессах
Каждая культура глубоко индивидуальна ⇒ особый тип личности
Ценности (независимо от их различности) хорошо согласуются ⇒ разделяются большинством как «единственно верные» ⇒ передаются из поколения в поколение
Стабильность общества
Слайд 4
Типология культур
Идеальные типы культур:
Идеациональный (идеационный)
Чувственный (сенситивный)
Идеалистический (смешанный)
Описание господствующих
ценностных ориентаций
Критерии описания:
Природа реальности, способ ее восприятия людьми
Природа потребностей
и целей, требующих удовлетворения
Степень и формы удовлетворения потребностей
Способы удовлетворения потребностей
Слайд 5
Идеациональный тип культуры
Буддистская и ламаистская культуры, греческая культура
VIII – VII вв. до н.э., культуры брахманской Индии
и европейского Средневековья
Основа – ценности религии, интегрирующие все сферы
Потребности и цели – духовный характер
Степень удовлетворения – максимальная
Осуществление – ограничение физических потребностей
Подчиненность всего телесного, материального сверхчувственному, нематериальному бытию
Растворение чувственного мира в бесконечной божественной реальности
Слайд 6
Идеациональный тип культуры
«Короче говоря, интегрированная часть средневековой культуры
была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей,
а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность и сверхчувственность божества – Бога вездесущего, всемогущего, всеведущего, абсолютно справедливого, прекрасного, создателя мира и человека»
Постепенное вытеснение главного принципа → закат средневековой Европы (конец XII в.)
Слайд 7
Чувственный тип культуры
Доминирование в Европе с XVI в.
Реальность
– то, что воспринимается «здесь и сейчас»
Потребности и цели
– материально-практический характер
Удовлетворение – первостепенная задача
Значение чистой духовности падает
Все подчинено чувственным наслаждениям, жизненным удовольствиям, практической пользе
Слайд 8
Чувственный тип культуры
Чувственный менталитет: активный эпикуреизм, пассивный эпикуреизм,
цинический эпикуреизм
Чувственное искусство: снятие усталости, доставление наслаждения
Свобода от
религиозных и моральных запретов
Все сверхчувственное осмеивается как ненаучное
Социальные и психологические науки имитируют естественные
Господство экономического материализма
Человек – рефлекторный механизм
Относительность ценностей – релятивизм ⇒ скептицизм, цинизм, нигилизм ⇒ моральный и интеллектуальный хаос
Слайд 9
Чувственный тип культуры
«Чувственное общество живет в настоящем и
ценит только настоящее. Так как прошлое необратимо и уже
более не существует, а будущее еще не наступило, тем более что оно всегда неясно, то только настоящий момент реален и желанен. Отсюда: ухвати сегодняшний поцелуй; быстро обогащайся; захвати власть; цени популярность, славу и возможности текущего момента, так как осознаются только ценности настоящего»
Слайд 10
Идеалистический тип культуры
Сочетание черт идеационального и чувственного типов
в различных комбинациях
Внутренняя противоречивость, эклектичность, затрудненность логической интеграции
Баланс материальных
и духовных ценностей
Приоритет – высокие нравственные идеалы
Ориентация на позитивные ценности ⇒ намеренное приукрашивание действительности
Пассивное умение терпеливо переносить удары извне ⇒ минимизация телесных потребностей
Такое состояние вынужденно в силу высокого внешнего принуждения
Слайд 11
Социокультурная динамика
Кризис западной культуры – разрушение чувственной формы,
на смену которой придет новая форма с присущими ей
ценностями
Все великие культуры подвергались подобным изменениям, т.к. ни одна культура не беспредельна в своих возможностях
Культуры, не изменявшие форму, становились мертвыми и непродуктивными
Разрушается доминантная форма, которая не существует в чистом виде
Параллельно развиваются неинтегрированные формы культуры
Слайд 12
Социокультурная динамика
«Никому не удалось показать, что же разумеется
под детством общества или под старением культуры; каковы типичные
характеристики каждого из возрастов, когда и как умирает данное общество и что значит смерть общества или культуры вообще»
«Точно так же, как замена одного образа жизни у человека на другой вовсе не означает его смерти, так и замена одной фундаментальной формы культуры на другую не ведет к гибели того общества и его культуры, которые подвергаются трансформации»
Слайд 13
Социокультурная динамика
Всеобщий характер изменений – закономерность социокультурного развития
Культура
и ее подсистемы содержат факторы и основания своих изменений
внутри себя
Принцип самодетерминации (эквивалент свободы): функционирование социокультурной системы определяется ее потенциальной природой
Культура развивается по имманентным законам, вариации зависят от характера системы и условий среды
Слайд 14
Социокультурная динамика
Внешние факторы могут влиять на систему, но
не способны заставить ее проявить то, чем она потенциально
не обладает
Внутренние свойства культуры не закрепляют инородные внешние воздействия, делают их неспособными внести фундаментальные изменения
Индивидуальность культуры: чем больше знания, опыт и мудрость, тем значительнее энергия культуры
Укрепление духовного потенциала человека
Сплочение народов, импульс единства и согласия
Слайд 15
Оценка теории П. Сорокина
«Я был вполне доволен общественным
резонансом, который вызвала моя книга. Ее восприняли так же,
как и предыдущие мои труды, т.е. так, как обычно воспринимают большинство действительно значимых работ по истории общественной мысли. Их с восторгом принимают и безоговорочно отвергают в одно и то же время»