Слайд 2
Из советов Рембрандта ученикам
«Учись прежде всего следовать богатой
природе и отображать то, что найдёшь в ней. Небо,
земля, море, животные, добрые и злые люди – всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».
Слайд 3
Многообразие жанров голландской живописи
Популярные жанры:
Портрет;
Натюрморт;
Интерьер;
Бытовая и пейзажная живопись;
Картины
на мифологические и библейские сюжеты.
Слайд 4
Портретная живопись
Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666)
Основоположник
голландского реалистического портрета.
Широкую популярность
снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса), и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же).
Слайд 5
Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия
Слайд 6
Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия
Слайд 7
Портрет молодого человека с перчаткой
Замечательны
индивидуальные портреты Халса. В самом заурядном персонаже он умел
видеть интересное и наиболее выразительное.
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
Слайд 8
Малые голландцы
группа голландских художников XVII века, в которую
условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого
размера.
Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства и конъюктурой рынка.
Картины малых голландцев предназначались не для дворцов и храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома.
Для живописи малых голландцев характерна тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых нюансов, общее ощущение уюта, близости и единения персонажей и интерьерной среды.
Слайд 9
Питер де Хох
Автор бытовых картин, глубоко постигший
сущность домашней жизни голландского бюргера, ее размеренного и неторопливого
ритма, скромного уюта семейного очага. Ему удалось сделать «будничное – поэтическим, тривиальное – возвышенным, самым незначительным деталям придать редкую одухотворённость». (В.Н.Лазарев)
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
Слайд 10
Герард Терборх (1617-1681 )
Основоположник светского жанра в голландской живописи.
Герарду Терборху характерна тонкая техника в портретах, которые им написаны в маленьком, почти в миниатюрном масштабе. В своих картинах Герард Терборх прекрасно показал костюмы своего времени, разнообразные поверхностные структуры. Он
изображал спокойствие, изящные группы, которые наполнял почти аристократической элегантностью.
Автопортрет
Слайд 11
Работы Герарда Терборха
«Пожалуй,
никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью,
как Терборх, передать специфику жеста женщины, когда она шьёт, держит бокал вина, либо лютню или моет руки; и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд, направленный или на соответствующий предмет, или, так сказать, внутрь себя».
(Б.Р.Виппер)
Слайд 12
«Бокал лимонада»
«Бокал лимонада»—не
только одна из наиболее блестящих картин Терборха, но и
произведение, воплощающее лучшие традиции голландской жанровой живописи. Написанная на незатейливый сюжет, картина лишена драматического действия, всё внимание привлечено к взаимоотношениям двух молодых людей. Галантный кавалер, предлагающий напиток молодой даме,— обычный сюжет голландской жанровой живописи, но никогда еще с такой убедительностью не передавались нежные взгляды и легкие прикосновения рук, выражающие полное взаимопонимание изображенных.
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
Слайд 13
Натюрморт
Слово «натюрморт», в переводе с франц. буквально означающее
«мертвая природа», имеет и еще одно значение — «земное
бытие».
«Стиллевен» (голландск.) – «неподвижная жизнь».
Натюрморт - жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.
Слайд 14
Натюрморт
Натюрморты предназначались для украшения интерьеров столовых, напоминая хозяевам
дома о гастрономических радостях и прелестях сервировки.
Излюбленные сюжеты:
«завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции.
Слайд 15
Питер Клаас ( 1597 - 1661 )
Художник – натюрмонист.
Картины Питера Клааса, с изображением накрытых столов, отличаются скромностью подобранных предметов (глиняный кувшин, селёдка, стакан, айва, трубки ) и простотой композиции.
Питер Клаас первым из мастеров натюрмортной живописи
оценил роль света, воздушной среды и единого тона в колорите как важных средств, которыми мо-
жет быть выражено единство предметного мира и окружающей среды.
«Натюрморт с устрицами»
«Завтрак с ветчиной»
Слайд 16
«Завтрак» Питер Клаас
ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
Стеклянные,
хрустальные сосуды воспринимались как нечто хрупкое, готовое вот-вот разбиться.
Дорогие сосуды лишь подчеркивали это ощущение, неся дополнительный смысл тщетности богатства.
Содержимое сосудов трактовалось по-разному. Вода - тема крещения, очищения, вино - тема причастия. Однако вино, особенно недопитое, могло символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши.
Слайд 17
Виллем Клаас Хеда
( 1594 - 1680
)
Карьеру живописца Хеда начал с
картин на религиозные сюжеты и портретов, но затем полностью перешёл на написание натюрмортов и стал одним из самых значительных представителей этого жанра
Слайд 18
«Завтрак с ветчиной»
Хеда как
и Питер Клаас создавал скромные "завтраки" с простым набором
незамысловатых предметов. Хеду и Клааса роднят зеленовато - серые или коричневые тона, но произведения Хеды более тщательно отделаны, а вкус его более аристокра-тичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов : серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и тому подобное.
Слайд 19
Виллем Хеда «Натюрморт»
Лимон — символ обмана (красив снаружи,
он кислый внутри), а нож — призыв к защите
от коварства.
Слайд 20
Виллем Хеда «Ветчина и серебряная посуда»
Невзначай опрокинутый
кубок и догоревшая свеча напоминают о бренности земного бытия и быстро текущем времени. Пирамидальная компо-зиция и вертикальный формат картины передают важность и значительность изображённого.
Слайд 21
Пейзаж
Популярнейший жанр голландской живописи.
Интерес художников вызывали не идеальные вселенские
пейзажи, а обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации.
Ян ван Гойен
Слайд 22
Ян ван Гойен ( 1596-1656)
В своих картинах Ян ван Гойен изображал пейзажи,
окутанные влажным воздухом с медленно текущими реками и каналами, с городскими и сельскими селениями на низких берегах под бескрайнем небом, используя коричневато - серые тона с одинокими фигурами лодочников и рыбаков.
«Сенокос»
«Фермерский дом
со стогом сена»
Слайд 23
Ян Вермеер Делфтский
(1632 - 1675) "величайший маг и
волшебник живописи"
Слайд 24
Ян Вермеер Делфтский
Голландский живописец, мастер жанровой живописи и
пейзажей, основоположник пленэрной живописи, воспроизводящей малейшие изменения воздушной среды,
обусловленные солнечным светом и состоянием атмосферы.
Замечателен и колорит картин. Любимые тона: лимонно-жёлтые, васильково-синие, жемчужно-серые, белые и чёрные.
Содержание картин художника обыкновенно очень несложно: они изображают или улицу, или внутренние покои и антураж дома с одной или двумя фигурами, иногда человеческую голову, писанную с натуры.
Слайд 26
Ян Вермеер «Кружевница»
Девушка склонилась
над рукоделием. Она поглощена любимым занятием.
Солнечный свет как будто ласкает холст, ярко отражаясь на платье и воротничке девушки.
На небольшом формате картины (24 на 21 см) художник сумел передать скромное обаяние своей героини.
Лувр, Париж
Слайд 27
Ян Вермеер «У сводни»
Автопортрет является частью картины живописца
«У сводни». Картина написана Вермеером в возрасте приблизительно двадцати
четырех лет, в годы раннего периода своего творчества. В картине «У сводни» художником применительно к голландской реальности обыграна тема библейской притчи Евангелия от Луки о Блудном сыне, который бездумно проматывает наследство и прожигает жизнь в развлечениях, азартных играх и в притонах с блудницами. Историками искусства голландского барокко и исследователями творчества художника Яна Вермеера Делфтского принято считать, что под видом Блудного сына Вермеер изобразил себя, а в образе легкодоступной красавицы свою молодую жену Катарину Болнес.
Слайд 28
Пейзажи Вермеера
«Уличка»
(ок. 1658г.)
Риксмузей,
Амстердам
«Вид Делфта»
(ок. 1660г.)
Маурицхейс,
Гаага