Слайд 2
На развитие культуры первой половины XX века оказали
особое влияние:
Урбанизация.
Миграция.
Разница быта. Расстройство привязанностей.
Социальные потрясения.
Научно – технический прогресс.
Под влиянием этих факторов начался пересмотр прежних взглядов на мироздание, нравственных ценностей.
Слайд 3
Направления в искусстве в первой половине XX в.:
Слайд 5
Модернизм:
это общее обозначение всех авангардистских направлений в искусстве
первой половины XX в.;
претендовал на роль единственно истинного «искусства
современности» или «искусства будущего»;
является ранним этапом в развитии авангардного искусства.
Слайд 6
Течения в модернизме:
Символизм.
Импрессионизм.
Постимпрессионизм.
Фовизм.
Экспрессионизм.
Абстрактный экспрессионизм.
Сюрреализм.
Слайд 7
Символизм ( от фр. Symbolisme – знак) –
одно из крупнейших направлений в искусстве конца XIX-начала XX
вв.
Время возникновения: 1870-1880-е гг.
Место возникновения: Франция.
Особенности:
- многозначность образов,
- игра метафор и ассоциаций,
- таинственность,
- мистичность.
Получил развитие в литературе, музыке, живописи, театральном искусстве.
Слайд 8
Яркие представители:
В литературе:
Ш.Бодлер (Франция)
М.Метерлинк(Бельгия)
В.Брюсов (Россия)
А.Блок (Россия)
В музыке:
А.Скрябин (Россия)
В
живописи:
О. Бердслей (Англия) .
М.Чюрлёнис (Литва)
М.Врубель (Россия)
О.Редон (Франция)
В драматургии:
В.Мейерхольд
(Россия,СССР)
Слайд 9
Одилон Редон
Французский
художник – символист.
Годы
жизни:
1840 -1916 .
Особенности творчества:
- творчество делится на «чёрный»и «цветной» периоды;
- тесное переплетение с импрессионизмом и сюрреализмом;
- мистичность и даже жутковатость.
О.Редон
«Человек-кактус» «Игрок»
Слайд 11
Михаил Александрович Врубель
Русский художник – символист, график, скульптор,
декоратор, иллюстратор.
Годы жизни:
1856-1910.
Особенности творчества:
- мистичность;
- загадочность;
-таинственность.
Слайд 12
М.Врубель
«Девочка на фоне
персидского ковра».
(1886)
Слайд 13
М.Врубель.
«Демон сидящий»
«Демон поверженный»
Слайд 14
Импрессионизм (от фр. impression- «впечатление») –
направление в искусстве.
Время возникновения: вторая половина XIX в.
Место возникновения:
Франция.
Наиболее развит в живописи.
Особенности:
- отражение реального мира в движении;
- многоцветие.
Слайд 15
Яркие представители.
В живописи:
К.Моне (Франция)
Э.Мане
(Франция)
О.Ренуар (Франция)
Э.Дега (Франция)
В музыке:
К.Дебюсси
(Франция)
М.Равель (Франция)
Слайд 16
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы».
Слайд 17
Фовизм (от фр.fauve«дикий») – направление во французской живописи
Время
возникновения:
конец XIXв. – начало XXв.
Особенности:
- эмоциональность ,
- высокая художественная выразительность,
- интенсивность цвета,
- отказ от светотени,
- простые очертания.
Слайд 18
Анри Матисс – яркий представитель фовизма.
Франция.
Годы жизни:
1869 – 1954.
Художник, скульптор,
аниматор.
Слайд 19
Анри Матисс
«Красные рыбки»
(1911)
С помощью
каких приемов,
присущих фовизму,
художник
выразил протест
против
реальности?
Слайд 20
Экспрессионизм (от лат.expressio «выражение») – течение в европейском
искусстве.
Время возникновения: 1910-1920-е гг.
Место возникновения: Германия.
Особенности:
- выражение
эмоционального состояния,
- броскость и гротескность,
- анархия, бунтарство.
Представители:
- Отто Дикс (Германия)
- Эрнст Барлах (Германия)
- Эмиль Нольде (Германия)
Слайд 21
Антивоенная направленность в творчестве Отто Дикса
«Раненный солдат»
«Газовая атака»
Слайд 22
Абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и
на больших полотнах.
Время возникновения: 1910-1920-е гг.
Место возникновения: Европа, США.
Особенности:
- негеометричные штрихи большими кистями;
- дрипплинг (выдавливание красок на холст, капли красок);
- спонтанность;
- импровизация.
Слайд 23
Джексон Поллок (США, 1912-1956) – яркий представитель абстрактного
экспрессионизма
«Алхимия»
Дж.Поллок творит.
Слайд 24
Сюрреализм(от фр. Surrealisme- «сверхреализм») – течение в искусстве
XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания.
Время возникновения: начало
1920-х гг.
Место возникновения: Франция.
Особенности:
- парадоксальное сочетание форм,
- самоценность зрелищности явлений,
- алогизм композиций,
- контрастное сочетание обыденного и чудесного.
Слайд 25
Яркие представители.
В литературе:
А.Бретон (Франция)
Б.Поплавский (Россия)
В кинематографе:
Л.Бунюэль (Франция)
Ж Кокто
(Франция)
Ян Шванкмайер (Чехия)
В живописи:
С.Дали (Испания)
М.Эрнст(Германия)
Р.Магритт (Бельгия)
М.Шагал (Россия)
Фотография:
Ф.Халсман (Латвия, Германия)
Слайд 26
Рене Магритт.
Годы жизни:
1898 – 1967.
Особенности творчества:
- невозмутимость стиля,
-
предметы не теряют своей предметности,
- его творчество – это борьба с обманчивой самоочевидностью.
Слайд 27
Р.Магритт «Это не трубка»(1930г. Цикл «Вероломство образов»).
Слайд 28
Сальвадор Дали – ярчайший представитель сюрреалистического искусства.
Испания, Франция.
Годы
жизни: 1904 – 1989.
Слайд 31
Авангард
(Avant-garde, «передовой отряд»)-общее название течений в европейском искусстве
, возникшее на рубеже XIX – XX веков, выраженное
в полемическо-боевой форме.
Его временные рамки : 1870-1938 годы.
Слайд 32
Течения в авангарде.
Кубизм.
Дадаизм.
Примитивизм.
Футуризм.
Супрематизм.
Конструктивизм.
Слайд 33
Кубизм.
- от франц. Cube – «куб».
Время возникновения :
начало XX века. Особенности :
мир выражается в виде
геометрических знаков, конструкций ;
характерен искаженный облик реальных предметов и явлений;
разложение сложных форм на простые.
Более всего проявился в живописи.
Слайд 34
Яркие представители:
П.Пикассо
Ж.Брак
(Испания)
(Франция)
Ф.Леже
(Франция)
Слайд 35
Список источников иллюстраций:
onlinedisa.ru
edudic.ru
Images.yandex.ru
www.youtube.com/watch
ru.wikipedia.org
www.brainat.ru
www.narod.ru
smalbay.ru
www.centre.smr.ru
www.sdali.ru
Слайд 36
Пабло Пикассо.
1881-1973
Испания.
Художник, скульптор, график, керамист, дизайнер.
Основатель кубизма.
Слайд 37
П.Пикассо «Герника».1937г.
Поводом к созданию картины стало
событие
апреля 1937 г. , когда немецкая и
итальянская
авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника.
Слайд 38
Дадаизм.
от франц. Dada- «бессвязный лепет новорожденного»
Время возникновения: 1916
г. (Первая мировая война)
Особенности:
- иррациональность.
- отрицание признанных канонов в искусстве.
- цинизм.
- бессистемность.
- разрушение эстетики.
В 20-ые годы слился с сюрреализмом.
Яркие представители
М.Дюшан (Франция ,
М.Эрнст (Германия,Франция)
Т.Тцара (Румыния,Франция)
Слайд 40
Тристан Тцара.
(1896-1963)
Румыния,
Франция.
Поэт.
Основатель дадаизма.
Слайд 41
Песенка дада.
эта песня дадаиста
сердцем истого дада
стук в моторе
не беда
ведь мотор и он дада
граф тяжёлый автономный
ехал в
лифте невредим
он мизинец свой огромный
оторвал и выслал в рим
лифт за это вот беда
сердцем больше не дада
вода нужна всегда
прополощи мозги
дада
дада
отдай долги
Какие признаки,
характерные для
дадаизма, можно
увидеть в этой
песенке?
Слайд 42
Примитивизм – наивное искусство
Время возникновения.
1)XIX в.
2)Время Первой Мировой войны.
Особенности:
Упрощение изображения.
Проявился в живописи.
Слайд 43
Яркие представители.
Анри Руссо (Франция, 1844-1910)
Эмили Карр
(Канада, 1871-1945)
Н.С. Гончарова (Россия, 1881-1962)
Слайд 44
Наталья Сергеевна Гончарова
1881-1962гг.
Родилась в деревне Нагаево Тульской губернии.
Слайд 45
Н.С.Гончарова
«Московская зима». 1910-1911гг.
Слайд 46
Супрематизм.
от лат. Supremus- «наивысший», разновидность абстракционизма.
Время возникновения –
1910е годы.
Особенности:
-комбинация разноцветных плоскостей
из простейших геометрических фигур.
- уравновешенная ассиметрия.
- доминирование цвета над изобразительным смыслом.
«Утро после
дождя».
«Атлеты»
Слайд 48
Список источников иллюстраций:
onlinedisa.ru
edudic.ru
Images.yandex.ru
www.youtube.com/watch
ru.wikipedia.org
www.brainat.ru
www.narod.ru
smalbay.ru
www.centre.smr.ru
www.sdali.ru
Слайд 49
К.Малевич.
«Черный квадрат»-вершина абстракционизма
(1915)
К. Малевич.
«Красный квадрат»
«Белый
квадрат»
Слайд 51
Конструктивизм.
русский, советский, авангардистский стиль в изобразительном искусстве, архитектуре,
фотографии, декоративно-прикладном искусстве.
Время возникновения – 1)1910е годы.
2)1920-1930е годы.
Особенности: -строгость.
-геометризм.
-лаконичность.
-монолитность.
Слайд 52
Конструктивизм в живописи.
А.М.Ган (1893-1942)
«Блюдо Конструктивизм»
Слайд 53
Конструктивизм в литературе.
Осип Максимович Брик (1888 – 1945)
–
идеолог русского конструктивизма,
литературовед, драматург, критик,
сценарист.
Печатался в журнале «Леф», был редактором, вместе с В.Маяковским,
журналов «Леф» и
«Новый леф»
Слайд 54
Конструктивизм в архитектуре.
Братья Веснины.
Проект дворца труда в Москве.
(1923)