Слайд 2
Общая характеристика стиля
Романтизм
Слайд 4
Романтизм
(франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской
и американской духовной культуре конца 18 – 1-й половины
19 вв.
В начале 19 века слово романтизм становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.
Слайд 6
Французский «romantisme»
ведет родословную от испанского romance (так называли
в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский
роман), через англ. romantic (романтический), передаваемое по - французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 веке «странное», «фантастическое», «живописное».
Слайд 8
Идеологические предпосылки
Падение кумиров - лидеров Французской революции
Разочарование в
буржуазной цивилизации,в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе,
Реакция
на «дробление», нивелировку и духовное опустошение личности
Слайд 10
Особенности
Наследуя традиции искусства средневековья, испанского барокко и английского
ренессанса романтики раскрыли необычайную сложность, глубину внутреннего, субъективного мира
человека,
бесконечность внутреннего мира человека.
Слайд 12
Черты романтического искусства
Человек – это малая вселенная, микрокосмос.
Двоемирие
– полемика внутреннего мира с окружающим.
Напряженный интерес сильным и
ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к новой ее стороне, тяга к индивидуальному, бессознательному.
Слайд 14
«Подлинным содержанием романтического служит абсолютная внутренняя жизнь, а
соответствующей формой – духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и
свободу».
Гегель
Слайд 16
Романтизм в литературе
А. В. и Ф. Шлегели, Л.
Тик, Г. Клейст
Э. Т. А. Гофман
Жан-Поль
Дж. Байрон
Слайд 18
Романтический герой
Лирический герой, представленный в творчестве Джорджа Ноэля
Гордона Байрона (1766-1824). Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» опоэтизировала
романтического
бунтаря-индивидуалиста.
Это образ мрачного, разочарованного и одинокого героя, который бежит от цивилизованного общества туда, где можно еще найти страсти и яркие чувства. Иногда этот герой пытается вести непосильную борьбу против зла. Поэтому сила этого героя - в неукротимости общественного протеста.
Слайд 20
Романтизм в живописи
И.Г. Фюсли (Швейцария)
У. Блейк (Англия)
Ф. Гойя
(Испания)
Э. Делакруа (Франция)
Слайд 22
Э. Делакруа Свобода на баррикадах
Слайд 25
«Музыка – голос глубочайшей сущности мироздания»
Шеллинг
Слайд 27
Ранее всего музыкальный романтизм появился
в Австрии (Ф. Шуберт),
в
Германии (К.М. Вебер, Р. Шуман, Р. Вагнер)
Италии (Н. Паганини,
В. Беллини, ранний Дж. Верди и др.)
несколько позднее – во Франции
(Г. Берлиоз, Д.Ф. Обер)
Польше (Ф. Шопен)
Венгрии (Ф. Лист).
Слайд 29
В каждой стране он обретал национальную форму; порой
и в одной стране складывались различные романтические течения (Лейпцигская
школа и Веймарская школа в Германии).
Слайд 31
Темы романтизма
тема «лирической исповеди», в особенности любовная лирика,
с наибольшей полнотой раскрывающая внутренний мир «героя»
трагический конфликт между
героем и окружающей его средой, мотив одиночества, мотив скитальчества
героико-революционная тема в национальном патетическом преломлении
по определению Белинского, сферой романтизма служила та «почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазией».
Слайд 33
Особенности музыкального романтизма
Народная песня - праоснова профессионального музыкального
искусства.
Программность (близость музыки и литературы)
Синтез искусств (Первой романтической оперой
была «Ундина» Гофмана)
Салонное искусство – развитие миниатюрных форм, импровизационности (экспромты, этюды и т.п.)
Слайд 35
Музыкальные средства выразительности
Ведущим жанром романтической музыки, связанным с
бытовыми традициями, стала песня (романс). Наряду с романсом расцвела
и камерная фортепианная миниатюра, также выросшая из бытового музицирования, интимной импровизации.
Самая яркая особенность системы выразительных средств у романтиков — значительное обогащение красочности (гармонической и тембровой), по сравнению с классицистскими образцами. Альтерированные гармонии, красочные тональные сопоставления, аккорды побочных ступеней привели к значительному усложнению гармонического языка. Непрерывный процесс усиления красочных свойств аккордов сказался постепенно в ослаблении функциональных тяготений.
Слайд 36
Музыкальные средства выразительности
для романтиков гораздо более характерна «многоплановая»
структура темы, в которой роль гармонического, тембрового, фактурного «фона»
нередко равноценна роли мелодии. К такому же типу тематизма тяготели и фантастические образы, выражаемые преимущественно через красочно-гармоническую и темброво-изобразительную сферу.
в мелодике усиливается национальная определенность, близость к поэтическому слову. Крайнее выражение романтической тенденции к сближению мелодики с интонациями поэтической (или ораторской) речи достигнуто «бесконечной мелодией» Вагнера.
Слайд 37
Музыкальные средства выразительности
Лирическое восприятие мира — важнейшая сторона
содержания романтической музыки. Этот субъективный оттенок выражен в той
непрерывности развития, которая образует антипод театральной и сонатной «расчлененности». Плавность мотивных переходов, вариационное трансформирование тем характеризует приемы развития у романтиков. В оперной музыке, где все же неизбежно продолжает господствовать закон театральных противопоставлений, это стремление к непрерывности отражено в лейтмотивах, которые объединяют разные действия драмы, и в ослаблении, если не полном исчезновении композиции, связанной с расчлененными законченными номерами.
Утверждается структура нового типа, основывающаяся на непрерывных переходах одной музыкальной сцены в другую.
В инструментальной музыке образы интимного лирического излияния порождают новые формы: свободную, одночастную фортепианную пьесу, которая идеально соответствует настроению лирической поэзии, а затем, под ее воздействием, симфоническую поэму.
Слайд 39
“человек в своей индивидуальности является нравственной ценностью высшей
иерархической ступени”
Бердяев
Слайд 41
Достижения романтизма
Романтический балет
Романтическая опера
Романтическая симфония
Романтическая сюита
Романтические вариации
Романс