Слайд 2
советский и российский педагог, ученый, член Научного совета
по проблемам эстетического воспитания при Академии педагогических наук СССР,
создатель школьного предмета «Мировая художественная культура».
Методика «от чувства к разуму»
Лия Михайловна
Предтеченская
( 1922 — 1999)
Слайд 3
(от лат. terminus — предел, граница) —
римский бог межей и пограничных знаков,особенно
почитался крестьянами (Словарь античности, 1989)
слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь
области науки, техники, искусства и так дале.
Термин
Слайд 4
Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений
в различных областях человеческой жизнедеятельности.
Культура является предметом изучения
философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии,экономики, педагогики и др.
Слайд 5
— образное осмысление действительности; процесс или итог выражения[3] внутреннего или внешнего (по
отношению к творцу) мира в художественном образе;
творчество, направленное таким
образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей[4].
Иску́сство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание[1][2])
Слайд 6
понятия, обозначающие принципиальную общность
художественных явлений на протяжении определенного времени.
- как исторически сложившуюся общность художественных признаков в том
или ином виде искусства (или одновременно в нескольких искусствах),
характерную для разных эпох и народов и обусловленную единством идейно-эстетических устремлений творческого меньшинства.
НАПРАВЛЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ В ИСКУССТВЕ
Слайд 7
– единство морфологических особенностей, отличающее творческую манеру отдельного
мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации
СТИЛЬ в
изобразительном искусстве (лат. stylus от греч. stylos – палочка для письма)
Слайд 8
Анализ (греч. analysis — разложение, расчленение, разбор) подразумевает
собой мысленное или реальное разделение предмета на несколько составляющих,
а также многообразное изучение каждого компонента в отдельности и связей между всеми частями одного целого.
Cинтез (греч. synthesis — соединение, составление, объединение) – процесс, обратный анализу. Из множества проанализированных элементов учащийся должен составить единое целое и рассмотреть свойства полученного объекта, выделив в нем главные и второстепенные качества, а также выявить наиболее существенные связи между составляющими данного единства.
Слайд 9
Восприятие.
Структура и уровни художественного восприятия.
Слайд 10
— чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным[1]
Восприятие / Лекторский В.
А. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е
изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010.
Восприя́тие, перце́пция
(от лат. perceptio)
Слайд 11
- это процесс отражения в сознании человека предметов
и явлений реального мира в их целостности, в совокупности
их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие
Слайд 12
ощущения,
двигательные компоненты,
жизненный опыт индивида,
память,
мышление и
речь,
волевые усилия и внимание,
интересы,
цели и установки человека.
Процесс восприятия
- перцептивная деятельность субъекта
В формировании восприятия принимают участие
Слайд 13
предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых
из внешнего мира;
целостность, отражающая факт, что восприятие есть
всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств;
структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру;
осмысленность - определяющаяся пониманием сущности предмета;
константность — относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета.
избирательность - заострение внимания на одних объектах и игнорирование других, в зависимости от задач, которые ставит (или не ставит) перед собой человек.
Основные свойства восприятия:
Слайд 14
В условиях специфики изобразительной деятельности
процесс познания предмета
и его свойств происходит по средствам зрительных и осязательных
восприятий
Слайд 15
Зрительно-двигательная функциональная система восприятия проявляется в двух формах:
Первая
характеризуется движением глаза и головы. И.М.Сеченов называл глаз «щупалом»,
подчеркивая важность данного значения в чувственном познании объектов.
Вторая проявляется в одновременном восприятии объекта изображения как посредством зрения, так и движением руки ( скульптура - ощупывание формы, рассмотрение предмета с разных точек и тд).
Впервые эксперимент был поставлен в лаборатории А.Л. Ярбуса в начале 60-х годов ХХ в.
Слайд 16
Восприятие развивается в процессе жизни (И.М.Сеченов, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев).
Восприятие рассматривают как процесс.
В самом начале –
это
иррадиация (очень разлитое и смутное восприятие),
потом концентрация (более четкое, но еще не расчлененное восприятие) и затем дифференциация (уточненное восприятие).
Слайд 17
– это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного
в искусстве и действительности
(О. А. Соломенникова, Т. Г.
Казакова, З. А. Богатеева и др.)
Художественное восприятие
Слайд 18
Художественное восприятие
процесс эстетического восприятия действительности с цель
создания художественного произведения и
восприятие произведения искусства с целью
выявления, освоения и оценки его содержания, выраженного художественной формой (Ю.Н.Протопопов).
Слайд 19
Структура художественного восприятия
Уровни
художественного восприятия
Слайд 20
Структура компонентов
художественного восприятия ,
Автор Б.П.Юсов
Слайд 21
Структура процесса
восприятия произведений изо ,
Автор Б.П.Юсов
Слайд 22
На ИКОНИЧЕСКОМ уровне - распознание
видимых форм.
На ИКОНОГРАФИЧЕСКОМ – отождествляются персонажи, сюжет, изобразительные мотивы
через их сопоставление с вербальным текстом (литературные, исторические источники)
На РИТОРИЧЕСКОМ - выразительность художественной формы и ее внутренняя связь с речью.
На ИКОНОЛОГИЧЕСКОМ – рассматриваются символические ценности произведения, соединяющие художественный образ с явлениями и процессами культуры и цивилизации
СХЕМА СТРУКТУРЫ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ (Б.А.Столяров)
Слайд 23
Уровни общения с художественным произведением
( авт.
О. Л. Некрасова-Каратеева , М. В. Осорина)
1 уровень – внешне-событийный.
2 уровень – предметно-содержательный
3 уровень – формально-языковой
4 уровень – духовно-психологический.
Слайд 24
1 уровень – внешне-событийный. Произведение воспринимается как вещь,
как предмет, находящийся во внешнем мире.
Данный уровень
восприятия, онтогенетически самый ранний, характерен для детей дошкольного возраста, но встречается и у неподготовленного к общению с искусством взрослого, а так же у зрителей , при беглом осмотре экспозиции при подготовки к экзамену и тд.
Слайд 25
2 уровень – предметно-содержательный. «Все как живое!»
Произведение воспринимается как аналог предметного мира. Главное значение имеет
принцип узнаваемости, похожести на реальность.
Достигается интеллектуальное ( узнал, понял, согласен) и эстетическое удовлетворение (красиво, нравится) при условии понимания и переживания сюжета.
Эту стадию контакта с произведением обычно дети начинают проживать в дошкольном возрасте, но растянуться она может на долгие годы.
На этом уровне восприятия остаются вне обсуждения проблемы художественного языка изображения, оказываются недоступными для понимания абстрактные, сюрреалистические произведения.
Слайд 26
3 уровень – формально-языковой.
Произведение воспринимается как пространство
творчества художника.
На этом уровне восприятия зритель открывает
для себя, что художник – это создатель мира, мастер делания картины, режиссер и организатор ее пространства, создатель собственного метода и изобразительного языка.
Происходит понимание использования художественных средств (форма, цвет, тон и др.), материалов и технологии создания произведения. Этот уровень восприятия картины становится доступен в подростковом возрасте и позволяет сделать открытия относительно творческих возможностей человека.
Происходит понимание формально-языкового строя произведения, такое восприятие картины характерно для профессиональных художников.
Слайд 27
4 уровень – духовно-психологический.
Картина воспринимается как аналог
духовно-психологического мира художника.
На этом уровне происходит наиболее
полное проникновение в содержание художественного произведения, причем зритель и художник находятся в партнерском диалоге. Уровень восприятия картины как отражения пространства смыслов душевного мира художника – самый глубокий и полный. Предыдущие три входят туда как вспомогательные.
Теоретически этот уровень доступен ребенку с того момента, когда в его психике закладываются основы символического мышления. Показателем развитости восприятия здесь будет собственное изобразительное творчество ребенка, так как уже в пять лет в детских рисунках формируется система психологической символики изобразительного языка, которая и является выразителем глубинных смыслов.
Слайд 28
Психологические стадии общения зрителя с произведением (картиной, иконой,
иллюстрацией):
1 стадия – контактная.
2 стадия – ориентировочно-аналитическая.
3 стадия – качественный анализ образов произведения.
4 стадия – анализ отношений и взаимодействий героев произведения.
5 стадия - формулировка обобщенных смыслов.
6 стадия - выход из контакта с произведением.
Слайд 29
1 стадия – контактная.
На этой
стадии происходит общая ориентировка и эмоциональный настрой ребенка на
картину как на партнера в общении, внутреннее «соединение» зрителя с картиной, погружение, вживание в нее.
Главная задача педагога: активизация внимания и интереса у ребенка к картине и налаживание всех видов контакта с ней ( найти удобную позицию, позу)
В завершении подвести итог: можно предложить запомнить свои первые впечатления, а затем сверить их с теми, что появится далее.
Данная стадия обусловливает дальнейшую готовность зрителя вступить в общение с произведением.
Слайд 30
2 стадия – ориентировочно-аналитическая.
Суть ее
состоит во внимательном считывании зрителем внешне видимого информационного слоя
картины в поиске героев, живущих в пространстве картины.
Опорные вопросы стадии: кто это? что это? кого и что я вижу на этой картине?
Проблема: плохой навык рассматривания.
Педагогу важно тщательно подбирать ключевые слова, целенаправленно адресуясь к зрительным, телесным и слуховым способностям зрителя.
Слайд 31
3 стадия – качественный анализ образов.
Происходит
«вживание» в каждый образ картины и тщательный сбор информации
о нем. Два информационных ряда – предметно-содержательный и формально-языковой – образуют вместе объем видимых признаков, которыми художник характеризует своих героев.
Опорные вопросы: какой? какое? какие?
Важное условие, умение сопереживать, вчувствоваться в изображение , быть с ним. Задача педагога помочь ребенку собрать полную информацию ( телесная характеристика персонажа).
Исследование формально-языковых характеристик даст возможность обсудить проблемы художественного мастерства автора .
Слайд 32
4 стадия – анализ отношений и взаимодействий героев
Параллельно 3 стадии.
Взаимоотношения героев картины тоже раскрываются одновременно
в двух планах.
На предметно-содержательном уровне событий это внешний сюжет и характер действий каждого персонажа.
На формально-языковом уровне художник имеет большею возможность рассказать о взаимоотношении всех героев через структуру пространственных соотношений персонажей картины.
Вопросы: кто какой величины? где и как они расположены относительно друг друга? что они делают? как друг с другом соотносятся и взаимодействуют?
Слайд 33
5 стадия – формулировка обобщенных смыслов
Задача пятой стадии состоит в обобщении всей
полученной информации и выходе на уровень понимания базовых смыслов, заложенных в картину художником.
Опорные вопросы стадии: что это значит? зачем все это?
6 стадия – выход из контакта
Задача – помочь ребенку завершить общение, внутренне расстаться с картиной. Ребенок должен вернуться обратно из мира, созданного художником, в свой мир, к самому себе. Возможны фразы: «Спасибо художнику, спасибо картине!» или разговор о впечатлениях, о личных открытиях и душевных приобретениях.
Слайд 34
Напомним шаги, которые делает зритель на этом
пути:
Контактная стадия настройки на общение с произведением;
Ориентировочно-аналитическая: поиск героев.
Живущих в пространстве произведения. Опорные вопросы: кто это? что это? Кого и что я вижу на этой картине?
Стадия качественного анализа героев произведения. Опорные вопросы: какой? какое? какие?
Стадия анализа отношений и взаимодействий герое произведения. Опорные вопросы: что они делают? Как друг с другом соотносятся и взаимодействуют?
Стадия формулировка обобщенных смыслов. Опорные вопросы стадии: что это значит? зачем все это?
Стадия выход из контакта с произведением.
Слайд 35
https://stampsy.com/stamp/23818
Рене Магритт «Проницательность»
http://iskusstvoed.ru/2016/05/17/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D1%8B-%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD/
Принципы и методы анализа произведений изобразительного
искусства
Слайд 36
Основная литература:
1. Ильина, Т.В. История отечественного искусства
от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия [Текст] :
учебник для вузов / Т. В. Ильина. – М.: Юрайт, 2010.
2. Кашекова, И. Э. Изобразительное искусство: учебник / И. Э. Кашекова. – М.: Академический проект, 2009.
3. Кирьянова, Н.В. История мировой литературы и искусства [Электронный ресурс] : учебное пособие. — М. : ФЛИНТА, 2014. http://e.lanbook.com/view/book/51831ЭБСЛань