Слайд 2
По данным переписи 2010 года, в России около
552 тысяч удмуртов, проживающих в основном в Республике Удмуртия и
соседних с ней регионах.
Удмурты делятся на северных, на культуру которых повлиял Русский Север, и южных, испытывавших влияние тюркской культуры.
В состав Русского государства земли северных удмуртов вошли в 1489 году во время присоединения Вятской земли. Окончательно удмуртские земли отошли к России после взятия Казани Иваном Грозным в 16 веке.
В 1920 году удмуртский народ впервые получил государственность — была образована Вотская автономная область, с 1932 года переименованная в Удмуртскую АО, в 1934 — в Удмуртскую АССР, а с 1991 — в Удмуртскую Республику.
История происхождения народа
Слайд 3
Традиционные занятия
Составной частью традиционного хозяйства удмуртов были ремёсла
и промыслы (в том числе рубка леса и заготовка
древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка, а также мукомольное производство, извозничество и др.). Отхожие промыслы большого развития не получили. Распространёнными занятиями женщин были прядение, вязание, вышивка и ткачество. Ткани для нужд семьи полностью были домашнего производства, часть тканей шла на продажу, удмуртские холсты ценились на рынке. В Удмуртии с XVIII века сложилась развитая металлургическая и металлообрабатывающая промышленность (Ижевский, Воткинский и другие заводы), однако удмурты использовались лишь на вспомогательных работа
Слайд 4
Жилище
Селились удмурты поближе к воде: вдоль рек и
вблизи родников. Традиционное жилище удмуртов — корка — это бревенчатая изба
с холодными сенями. Интересно, что удмуртские гурты (поселения) строились без улиц: родственники селились кучно вокруг родовой усадьбы.
Печь была глинобитной с вмазанным или подвешенным котлом, по диагонали от нее располагался красный угол, где ставили стол. Летом переселялись в неотапливаемую одно- или двухэтажную клеть (кенос, чум) с галереей, там выделялись помещения для семейных пар.
Слайд 5
Жилище
Во второй половине 19 века указ правительства ввел
уличную планировку, тогда родственники продолжали селиться по соседству —
на одной улице.
Слайд 6
Костюм
До начала 20 века традиционная удмуртская одежда изготавливалась
дома, в основном из холста, сукна и овчины. Костюм
северной удмуртки состоял из белой туникообразной холщовой рубахи (дэре́м) со съемным вышитым нагрудником, поверх надевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки. На юге удмуртки носили рубаху, поверх надевался сшитый в талию камзол или безрукавка и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Белая одежда на юге считалась ритуальной, поэтому в обычные дни носили цветную. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.
Слайд 7
Народный костюм
Белую холщовую одежду удмуртки украшали вышивкой по
подолу, на груди и рукавах. Причем на севере в
женских украшениях преобладали вышивка, бисер и бусы, а на юге — монеты.
О девичьих и женских головных уборах удмурток стоит сказать отдельно. Они были весьма разнообразны и всегда отражали возраст и семейное положение женщины.
Слайд 8
Народный костюм
Замужние женщины носили налобную повязку (йыркерттэт), головное
полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (весяк кышет),
высокую берестяную шапку с покрывалом, обшитую холстом и украшенную монетами, бисером или раковинами (айшон). Девушки носили платок, налобную повязку (укотуг) или небольшую холщовую шапочку, украшенную вышивкой, бисером или мелкими монетами (такъя).
Слайд 9
Народный костюм
Мужской удмуртский костюм состоял из рубахи-косоворотки туникообразного
кроя с невысоким стоячим воротником и поясом, пестрядинных штанов,
валяной шляпы или овчинной шапки. Обувью были лапти, сапоги, валенки. Зимой и мужчины, и женщины носили шубы.
Слайд 10
Народная кухня
Основу питания удмуртов составляют растительные продукты в
сочетании с животными. Активно включают они в свой рацион
дикорастущие дары природы: грибы, ягоды, различные травы. Традиционные хлебные изделия: кислый подовый хлеб (нянь), кислые лепёшки с молочной подливой (зыретэн табань), блины с маслом и кашей (мильым), ватрушки из пресного теста с разнообразными начинками — мясной, грибной, капустной и т. д. Одно из любимых кушаний — пельмени мясные, капустные, картофельные, творожные и др.
Различные супы (шыд): с кислым тестом, лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой; уха; щи из дикорастущей зелени. Популярны окрошки с хреном, редькой. Традиционны каши из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Молочные кушанья: простокваша, ряженка, творог. Масло и сметана в прошлом были праздничной и ритуальной пищей, так же как и яйца. Сладкие кушанья — из мёда, конопляного семени. Наиболее характерные напитки: хлебный и свекольный квас (сюкась), пиво (сур), медовуха (мусур), самогон, ягодные морсы. Мясо употребляли в вяленом, печёном, но преимущественно в отварном виде. После забоя скота делали кровяную колбасу (виртырем), студень (куалекъясь).
Слайд 11
Народная кухня
Самое известное из блюд удмуртской кухни, дошедшее
до наших дней и, кстати, весьма популярное – это
пельмени (в переводе с удмуртского "пель нянь" — хлебное ухо).
С 2015 года в феврале в Удмуртии проходит этногастрономический фестиваль — Всемирный день пельменя. Есть и другие традиционные удмуртские рецепты, слава которых, благодаря участвовавшим в Евровидении "Бурановским бабушкам", вышла за пределы Республики, например, перепечи и табани с зыретом.
Слайд 12
Религия удмуртов
Считается, что сейчас основная религия удмуртов —
православие, однако в сельской местности сохранились остатки дохристианских верований.
Древнейшим божеством удмуртов-язычников является бог неба Инмар. Помимо него есть и другие верховные божества, отвечающие за плодородие и погодные явления — Кылдысин, Куазь, Инву. Весьма многочисленны в удмуртских верованиях духи: Вумурт — водяной, Гидмурт — дух хлева, Нюлэсмурт — дух леса, Тӧлпери — дух ветра, Коркамурт — домовой, Ягпери — дух бора, Лудмурт — дух луга и поля. Есть и злые божества, главный из которых Кереметь (злой дух, сатана) — противник Инмара.
У каждой семьи во дворе обязательно было культовое сооружение (куала) для семейных молений. В ней, по преданиям, обитал воршуд — дух-покровитель рода. Ему было принято подносить в жертву хлеб, блины, птиц и животных, сжигая дары в очаге куалы.
Куала
Она имела небольшие размеры, двухскатную крышу и земляной пол, окна и потолок отсутствовали. В центре находился очаг с котлом над ним, дым выходил в щель между скатами крыши. В постройке была полочка, на которую складывали кости и перья жертвенных животных и птиц.
Слайд 13
Звезды Удмуртии
Ж. Депардье- «почетный удмурт»
Бурановские бабушки
Слайд 14
Языческие верования
По праздникам удмурты совершали ритуалы почитания богов.
Мероприятия в куале проводили жрецы, в них также участвовали
представители семьи или рода.
Жрецы читали молитвы, испрашивая у богов хорошей погоды, большого урожая, здоровья и благополучия. Затем в котле на очаге готовилась обрядовая каша, обычно из крупы, собранной в складчину, на бульоне, с топлёным маслом и добавлением яиц. Приготовленная каша сначала предлагалась богам, затем её съедали участники обряда.
Слайд 15
Языческие верования
У каждой удмуртской деревни также была священная
роща (Луд), где несколько раз в году проходили моления.
Посещать ее разрешалось только в эти дни. Рубить в священной роще деревья, собирать ягоды и грибы, пасти скот строго запрещалось.
В центре рощи стояло священное дерево. Под его корни зарывали жертвенные дары для богов нижнего мира, дары среднему миру развешивали на ветвях, а на верхушку ставили дары верхнему миру. В качестве жертвы обычно выступали домашние птицы или животные. В некоторых священных рощах в Удмуртии до сих пор проходят языческие моления.
Мировой молебен. Священная роща.
Слайд 16
Семейно-бытовая обрядность
Браки у удмуртов совершались по сватовству, но
практиковалось и похищение девушки, обычно, с согласия ее родителей.
Молодая после свадьбы возвращалась в дом родителей на полгода и более. Архаические верования удмуртов отразились в похоронной обрядности, например, в обычае класть различные вещи, «необходимые» покойнику на «том свете» в гроб – хлеб, соль, блины, котелок, топор, нож. Умерших сородичей хоронили на родовых кладбищах, а остальных – на отдельных участках.
Христианские воззрения не вытеснили полностью традиционных верований и представлений.
Слайд 17
Большое место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые
праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ. Обрядовое содержание
календарных праздников состояло из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний, различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хозяйственное и семейное благополучие крестьянина. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: весёлое народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Подготовка и проведение праздников санкционировались общиной.
Слайд 18
Влияние русских праздников
С переходом удмуртов в православие древние
аграрно-магические обряды испытали его заметное влияние. В конце XIX
века их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, например к Рождеству, Крещению, Пасхе, Троице и др. Постепенно и названия традиционных удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. При этом в содержании они сохранили существенную часть дохристианской народной обрядности.
Колядование