Слайд 2
Детство и первые шаги в балете.
Анна Павлова родилась
12 февраля (31 января по старому стилю) 1881 года
в Петербурге, в семье солдата и прачки (по другим источникам, внебрачная дочь еврейского банкира).
В пятилетнем возрасте Павлова увидела в Мариинском театре балет «Спящая красавица», который и решил ее судьбу.
В 1891 поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, где занималась у Е. О. Вазем, П. А. Гердта.
В 1899, по окончании училища, была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра.
Слайд 3
В своей автобиографии, написанной в 1912 году Анна
Павлова вспоминала о своем детстве и первых шагах на
сцене:
«Первое мое воспоминание — маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью...
Мы были очень, очень бедны. Но мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. Раз, когда мне было восемь лет, она объявила, что мы поедем в Мариинский театр. «Вот ты и увидишь волшебниц». Показывали «Спящую красавицу».
Я люблю вспоминать этот первый вечер в театре, который решил мою участь.
С мамой Любовью Федоровной
1892- 93 гг.
Слайд 4
То, что она станет танцовщицей, Аня знала с
восьми лет, едва побывав с матерью на балете в
Мариинке. Тогда она безапелляционно заявила: «Я буду танцевать «Спящую Красавицу» в этом театре!».
«Мы не можем принять восьмилетнего ребенка, — сказал директор балетной школы, куда привела меня мама, измученная моей настойчивостью. — Приведите ее, когда ей исполнится десять лет».
В течение двух лет ожидания я изнервничалась, стала грустной и задумчивой, мучимая неотвязной мыслью о том, как бы мне поскорее сделаться балериной.
Анна Павлова в балете «Спящая красавица»
Слайд 5
Однако первая попытка поступления в школу закончилась провалом.
Вторая попытка тоже чуть было не сорвалась. Судьбу Ани
решил председатель приемной комиссии – знаменитый балетмейстер Мариус Петипа.Посмотрев танцевальный номер Ани Павловой, седоусый мэтр вынес вердикт: «Пушинка на ветру – она будет летать на сцене»
Слайд 6
«Поступить в Императорскую балетную школу — это все
равно, что поступить в монастырь, такая там царит железная
дисциплина. Из школы я вышла шестнадцати лет со званием первой танцовщицы. С тех пор я дослужилась до балерины. В России кроме меня только четыре танцовщицы имеют официальное право на этот титул.»
Слайд 7
Высокая, стройная, с удлиненными по форме руками и
ногами с высоким подъемом, в юности Анна Павлова не
владела виртуозной техникой, не обладала «стальным носком».
Чтобы исполнять партии, созданные М. И. Петипа для итальянских виртуозок, Павлова занималась частным образом с Э. Чекетти в Петербурге и с К. Беретта в Милане.
В 1906 стала балериной, хотя и до того исполняла балеринские партии — Никию в «Баядерке» (1902), Жизель (1903), Пахиту и Медору в «Корсаре» (1904), Китри в «Дон Кихоте» (1905). В то же время воздушная, «сильфидная» Павлова благодаря природному темпераменту с огромным успехом танцевала испанские и демихарактерные партии классического репертуара (уличная танцовщица в «Дон Кихоте», панадерос в «Раймонде»).
Слайд 8
Содружество с Фокиным.
Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий
прыжок натолкнули ее партнера, будущего знаменитого хореографа Михаила Михайловича
Фокина на создание «Шопенианы» на музыку Фридерика Шопена (1907).
Это — стилизации в духе изящной ожившей гравюры эпохи романтизма. В этом балете она танцевала мазурку и Седьмой вальс с Вацлавом Нижинским (Юноша). Летящий арабеск Павловой художник Валентин Александрович Серов увековечил на афише к первым «Русским сезонам » в Париже (1909).
Анна Павлова была не только прекрасной актрисой психологического театра, предложившей новое прочтение классических партий балетов 19 века, но и неоромантической балериной, тонко чувствующей стилистические особенности каждой постановки.
Михаил Фокин
Слайд 9
Для нее Фокин сочинил знаменитого «Умирающего лебедя» на
музыку К. Сен-Санса. Она танцевала в его «Павильоне Армиды»
Н. Н. Черепнина, в «Египетских ночах» (оба 1907).
Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.
Слайд 11
Эгоцентричная, очень трудоспособная, несмотря на внешнюю ранимость, предприимчивая
— после триумфов в Париже в 1910 году Анна
Павловна во главе собственной труппы отправилась в кругосветное балетное турне, выступая в самых отдаленных уголках мира с такими великолепными партнерами-москвичами, как М. М. Мордкин (с которым Павлова находилась в интимных отношениях несколько лет) и Л. Л. Новиков.
Продюсером и администратором труппы стал ее муж В. Дандре (в течение некоторого времени они скрывали свои матримониальные отношения). В труппе танцевали не только русские исполнители.
М.М. Мордкин
В.Дандре
Слайд 12
Мысль попробовать себя на заграничных сценах пришла впервые,
когда я читала биографию Тальони. Эта великая итальянка танцевала
всюду: и в Париже, и в Лондоне, и в России. Слепок с ее ножки и поныне хранится у нас в Петербурге»
Слайд 13
В последние годы.
В 1912 году Анна Павлова, осев
в Англии, купила дом «Айви-Хауз» (в Хэмпстеде, в одном
из районов Лондона), где проводила короткий отпуск.
Она обожала зверей, птиц, цветы, которых всегда было много в ее доме.
В своей студии балерина начала обучать английских детей балетному искусству, в дальнейшем они вошли в состав ее труппы (своих детей у нее не было).
Тоскуя по большим классическим спектаклям императорской сцены, во время бесконечных гастролей она была вынуждена танцевать миниатюры или небольшие балеты, которые для нее сочинял или возобновлял балетмейстер Н. И. Хлюстин («Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Фрески Аджанты», «Фея кукол», «Гавот», русский танец и др.), Павлова поставила для себя ряд импрессионистических бесхитростных номеров, которые производили огромное впечатление только в ее проникновенном и элегантном исполнении («Калифорнийский мак», «Хризантема», «Осенние листья», «Японская бабочка», «Умирающая роза» и др.).
Многие миниатюры Анны Павловой были созданы под воздействием танцев народов мира, которыми она интересовалась во время многочисленных путешествий.
Слайд 16
Эта хрупкая на вид женщина была неутомима. Она
снималась в кино, в частности, сыграла Фенеллу в немом
фильме «Немая из Портиччи» (1930).
Раритетной является кинозапись, запечатлевшая Павлову в «Умирающем лебеде». Это был самый любимый ее номер.
«Приготовьте мой костюм Лебедя» — сказала она перед смертью, пытаясь перекреститься, словно перед выходом на сцену.
Символично, что она ушла из жизни в 50 лет мировой знаменитостью на исходе карьеры. Жизнь без танца была ей не нужна.
Анна Павлова в роли Фенеллы
Слайд 17
История безграничной любви
У молодой балерины было много поклонников,
но любовные записки она не читала, и подарки отправляла
назад. Свое сердце она отдала потомку старинного дворянского рода французов-эмигрантов Виктору Дандре. Он был образован, успешен и с удовольствием проводил время с Анной. Но о женитьбе речи не шло, и Анна, не согласившись на положение содержанки, разорвала отношения. На тот момент он даже и представить не мог, что эта женщина его спасет.
Через какое-то время Анна подписала в Европе кабальный контракт, а весь аванс отправила в Россию. Оказалось, что эти деньги предназначались ее возлюбленному.Занявшийся предпринимательством, Дандре прогорел и оказался в тюрьме. Выйдя на свободу, он отправился за границу, где обвенчался с Павловой. Балерина умерла накануне своего пятидесятилетия от воспаления легких, а сломленный горем Виктор так и не смог пережить смерть своей спасительницы.
Слайд 18
Анна Павлова скончалась 23 января 1931 года в
Гааге, в Нидерландах от пневмонии. Похоронена в Лондоне
Слайд 19
После смерти.Память.
Анна Павлова была уникальна. Она не имела
громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После
ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. Осталась только легенда о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии. Ей посвящены художественные и документальные фильмы («Анна Павлова», 1983 и 1985). Французский балетмейстер Р. Пети поставил балет «Моя Павлова» на сборную музыку. Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира. А павловский «Умирающий лебедь» увековечен в исполнении Галины Улановой, Ивет Шовире, Майи Плисецкой.