Слайд 2
Своей славой и величием, независимостью Россия во многом
обязана великим полководцам.
Павел Дмитриевич Ко́рин (1892-1967)
Художник Павел Корин
стремился создать обобщающие, подлинно народные образы героев славного прошлого России и монументальные полные духовных сил портреты выдающихся современников.
Его портреты не только представляют конкретную личность, но и воплощают в себе собирательный образ воина.
Слайд 3
П. Корин. Александр Невский
На портрете Корина изображён Александр
Невский, отстоящий границы Руси от врагов – шведов и
немецких рыцарей.
Твёрдо опершись на меч, Александр Невский грозно смотрит перед собой. За фигурой князя, на дальнем плане видны белоснежные церкви Новгорода – как символ святой Руси.
Выразительность образа Александра Невского достигается не только чётким рисунком и прекрасной, насыщенной цветовыми контрастами живописью, холодным колоритом картины, но и очень низкой точкой зрения, изображением фигуры воина во весь формат холста. Александр Невский как бы возвышается над зрителем.
Слайд 4
П. Корин. Портрет маршала Жукова
«Портрет маршала Г.К. Жукова»
кисти П. Корина – типичный образец парадного портрета. Прославленный
полководец Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г. изображен сидящим в маршальском мундире со множеством медалей и орденов. Художнику удалось передать величие духа маршала и в то же время в его лице создать образ русского солдата, одержавшего победу в тяжёлой войне, отстоявшего свою землю.
Слайд 5
Бубнов Александр Павлович (1908-1964). Утро на Куликовом поле.
Огромное
полотно картины, вытянутое по горизонтали, позволяет художнику показать панораму
готовящейся битвы. На картине изображено раннее утро. Мы видим русских воинов, пеших и на конях, здесь опытные воины, и совсем юные. Все в напряжении, все ждут начала схватки с врагом. В центре картины Дмитрий Донской, властно отдающий последние указания.
Слайд 6
Мартос Иван Петрович - русский скульптор (1754 -
1835). Окончил курс в Академии Художеств с малой золотой
медалью и отправлен в Италию. Русские цари поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий. Простота и благородство стиля, мастерская композиция (особенно в многосложных барельефах), правильность рисунка, отличная лепка, искусная укладка драпировки - составляют отличительные черты классицистического по существу искусства Мартоса.
Слайд 7
В памятнике Минину и Пожарскому скульптор И. Мартос
воплотил идеал гражданина и патриота, достоинство и силу русского
народа, не желающего примириться с чужеземцами-завоевателями. Могучая фигура Кузьмы Минина (нижегородского купца и земского старосты), призывающего подняться на спасение России от поляков, захвативших в 1612 г. Москву, величавый облик князя Дмитрия Пожарского, с оружием в руках готового стать ни защиту Отечества, полны решительности и силы.
Слайд 8
Марк Матвеевич Антоко́льский
(1843-1902)
Крупнейший скульптор России второй половины
XIX века Марк Матвеевич Антокольский родился в небогатой многодетной
еврейской семье. Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих, которым было чуждо его влечение, мальчик отдавался любимому занятию — лепил или вырезал небольшие фигурки. Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву. С 1862 года он — вольнослушатель Петербургской Академии художеств.
Слайд 9
Полна величия и огромной энергии фигура российского императора
Петра I. Уверенная поза императора, властный взгляд – всё
говорит о его стремлении возвеличить Россию, сделать её мощной, просвещённой державой.
М. Антокольский. Пётр I
Слайд 10
Василий Иванович Суриков
(1848 – 1916)
Суриков Василий Иванович -
исторический живописец и жанрист, с 1858 по 1861 г.
обучался в красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики Императорской Академии Художеств.
Суриков был художником редкого таланта. Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий. Мастер учился и по стенам кремлей, и по книгам. Он встречал своих будущих героев на улицах, и одновременно они являлись ему в мечтах и снах. Художник давал всякому явлению новую жизнь в искусстве, воплощая это явление в цвете, композиции, ритме.
Слайд 11
В. Суриков.
Переход Суворова через Альпы.
На картине показан
один из знаменитых подвигов русских воинов под руководством выдающегося
полководца Александра Суворова. В тяжелейших условиях Суворов сумел провести русское войско через суровые Альпийские горы и нанести поражение противнику. Один из эпизодов этого трудного перехода и изображает художник в своей картине.
Слайд 12
Кившенко Алексей Данилович
(1851-1895)
Алексей Данилович Кившенко родился в
семье крепостного графа Шереметьева Данилы Васильевича. Кившенко, человека, наделенного
разносторонними талантами, в том числе талантом живописца, умного увлекающегося, бесконечно любящего искусство и музыку. Закончив по разрешению графа медико-хирургическую Академию, он был направлен управляющим графским конным заводом в Веневский уезд Тульской губернии. В доме Д.В.Кившенко дети постоянно находились в атмосфере любви к изобразительному искусству, к музыке.
С 1860 года юный художник начинает заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге под руководством И.Н.Крамского. В 1867 году А.Д.Кившенко поступает в класс исторической живописи Академии художеств.
А.Д.Кившенко был неутомимым путешественником. Он не раз с экспедициями побывал в странах Востока, Германии, Австрии, Италии, Турции, запечатлевая в своих акварелях характерные пейзажи этих стран, архитектуру, быт и облик людей, которых он встречал в пути.
Слайд 13
Художник изобразил один из важнейших решающих моментов Отечественной
войны 1812 года - военный совет, происходивший в деревне
Фили под Москвой, в избе крестьянина Ивана Фролова через пять дней после Бородинского сражения. На этом совете решался вопрос о судьбе Москвы и армии. Кившенко своей живописью хотел передать переживания, чувства участников этой великой драмы, разыгравшейся в такой скромной обстановке. В картине кажется, что все очень просто, нет внешних эффектов ни в построении картины, ни в освещении, ни в жестах участников совета. Но именно в этой простоте и чувствуется величие и глубокий смысл переживаемого момента. Картина стала подлинно реалистической, подкупающей правдивостью и эмоциональностью выразительных средств. Такому впечатлению способствует и живописное решение картины, построенное на сочетании теплых золотисто-коричневых тонов. Картина А.Д.Кившенко "Военный Совет в Филях" при всей скромности и простоте решения исторической темы, дает живое ощущение значительности изображаемого события и занимает почетное место в русской реалистической военно-исторической живописи
А. Кившенко. Военный совет в Филях