Слайд 2
Большой театр
Гамбургский национальный театр
Датский королевский театр
«Ковент-Гарден»
«Комедия дель арте»
Малорусский школьный театр
Иван Александрович
Пырьев (1901-1968)
Мариинский театр
«Театр кукол» Сергея Образцова
Евгений Багратионович Вахтангов (1883-1922)
Юрий Петрович Любимов (р. 1917)
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940)
Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943)
Слайд 3
Знаменитые театры мира…
Не у каждого человека есть
возможность побывать в них, воочию посмотреть на безупречные линии
вековой архитектуры, пройтись по изысканному холлу, насладиться пышностью внутреннего декора…
Эта тема посвящена театрам, знакомству с ними; попытаемся немного прикоснуться к прекрасному…
Слайд 4
Театр — одно из древнейших искусств. Его зачатки
можно наблюдать уже в детской игре, в обычаях и
обрядах — в свадебном, например. Но именно театр, как никакое другое искусство, вбирает в себя множество элементов. Театр разнообразен и разнолик. Человеческая память хранит представление о величии театров самых разных эпох. Древнегреческие и древнеримские театры до сих пор пленяют воображение своей масштабной и грандиозной архитектурой, своим удивительным образом организованным пространством. Но театр может жить не только в великолепных архитектурных зданиях, он может обитать и на улице, совершенно не теряя при этом своей магической притягательности. Таков Театр Петрушки, для которого только и нужна была ширма, да еще шарманщик. Роскошные театры Италии, великолепные театральные сооружения Европы, театры как памятники архитектуры
Слайд 5
И все же театр не мыслим без актера.
Актер — это душа театра, хотя сам по себе
«актер» может быть и куклой (как в театрах кукольных), его лицо может скрывать маска (как в театрах античных или традиционных восточных), может только петь или только говорить (как в театрах оперных или драматических), может, наконец, просто молчать (как в театре пантомимы). Но все это разнообразие театров все же объединено искусством живого человека. На протяжении веков это искусство все время менялось, все время шла борьба между разными стилями игры, иногда даже в пределах одного спектакля, на одной сценической площадке. И эта честолюбивая борьба талантов пронизывает драматизмом историю мирового театра. Кто-то не выдерживал и уступал. Одни поколения со своими представлениями о театральном искусстве сменяли другие, вплетая всякий раз уникальные «краски» в живописный ковер театральной истории.
Слайд 6
Искусство театра носит коллективный характер. С древнейших времен
в создании спектакля принимали участие не только актеры, но
и драматурги, пишущие для театра сценарии или драмы. В новое время, с XIX века, в театре появляется еще одна значительная фигура — режиссер, то есть человек, организующий спектакль как некое целое. А театр ХХ века уже однозначно называют режиссерским.
Иван Пырьев, Евгений Вахтангов, Юрий Любимов, Сергей Бондарчук
Слайд 7
История театра — это еще и история человеческой
души, ее падений и восхождений. Совершая движение от античного
театра к современному мы сможем многое узнать и о человеке, о тех изменениях сознания, нравственности, этики и даже психики, которые происходили с человеком. Мы увидим борьбу эгоизмов и подлинное страдание, мы увидим, как воспринимался человеком мир — мир после революций и войн, после страшных смертей, концлагерей и Гулага. Мы увидим крайний эгоизм эстетов и услышим вопль художника о жестокости и абсурдности мира. Мы почувствуем, как мир терял свое равновесие и как мучительно было новое обретение если не гармонии, то хотя бы устойчивости. Весь мировой театр был обращен к человеку. Одни спектакли вызывали в нем катарсис, ужас и сострадание, другие — радость, легкие и чистые слезы, успокоение. История театра — это еще и парад блестящих человеческих способностей, уникальных талантов. История театра — это история человеческого творческого дара, которым мы распоряжаемся далеко не всегда по достоинству.
Слайд 8
И все же не любить театр нельзя. И
мы любим этот великолепный, красивый и увлекательный мир театрального
искусства, который поражает своим разнообразием и своей живучестью. Ведь и в начале нового века все еще мы видим представления петрушечников на улицах и ярмарках, все еще живы традиции китайского и японского театра, по-прежнему испытываем трепет, когда слышим о «русском классическом балете» или «итальянском бельканто».
Слайд 9
Венская государственная опера
Слайд 11
Пражский Национальный театр известен как Alma Mater чешской
оперы
Слайд 13
Кукольный театр Им. Сергея Образцова
Слайд 17
КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (commedia dell'arte); другое название –
комедия масок, – импровизационный уличный театр итальянского Возрождения, возникший
к середине 16 в. и, по сути, сформировавший первый в истории профессиональный театр.
Слайд 18
Комедия дель арте вышла из уличных праздников и
карнавалов. Ее персонажи – некие социальные образы, в которых
культивируются не индивидуальные, а типические черты. Пьес как таковых в комедии дель арте не было, разрабатывалась только сюжетная схема, сценарий, который по ходу спектакля наполнялся живыми репликами, варьировавшимися в зависимости от состава зрителей.
Слайд 19
Эти спектакли были излюбленным развлечением массового, демократического зрителя.
Комедия дель арте вобрала в себя опыт фарсового театра,
однако здесь пародировались и расхожие персонажи «ученой комедии».
Слайд 20
Определенная маскаОпределенная маска закреплялась за конкретным актером раз
и навсегда, однако роль – несмотря на жесткие типажные
рамки – бесконечно варьировалась и развивалась в процессе каждого представления.
Слайд 21
Число масок, появлявшихся в комедии дель арте чрезвычайно
велико – более сотни. Однако большинство из них было
скорее вариантами нескольких основных масок.
Слайд 22
По функциональным группам маски можно разделить на следующие
категории: старики (сатирические образы Панталоне, Доктор, Тарталья, Капитан); слуги
(комедийные персонажи-дзанниПо функциональным группам маски можно разделить на следующие категории: старики (сатирические образы Панталоне, Доктор, Тарталья, Капитан); слуги (комедийные персонажи-дзанни: Бригелла, Арлекин, Ковьелло, Пульчинелла и служанка-фантеска – Смеральдина, Франческа, Коломбина); влюбленные (образы, наиболее близкие героям литературной драмы, которых играли только молодые актеры). В отличие от стариков и слуг влюбленные не носили масок, были роскошно одеты, владели изысканной пластикой и тосканским диалектом, на котором писал свои сонеты Петрарка. Именно актеры, исполнявшие роли влюбленных, первыми отказались от импровизации и начали записывать тексты своих персонажей.
Слайд 23
Комедия дель арте оказала огромное влияние на развитие
мирового театрального искусства. Ее отголоски явственно просматриваются в драматургии
МольераКомедия дель арте оказала огромное влияние на развитие мирового театрального искусства. Ее отголоски явственно просматриваются в драматургии Мольера, ГольдониКомедия дель арте оказала огромное влияние на развитие мирового театрального искусства. Ее отголоски явственно просматриваются в драматургии Мольера, Гольдони, ГоцциКомедия дель арте оказала огромное влияние на развитие мирового театрального искусства. Ее отголоски явственно просматриваются в драматургии Мольера, Гольдони, Гоцци; в 20 в. – в творчестве режиссеров В.Мейерхольда, А.ТаироваКомедия дель арте оказала огромное влияние на развитие мирового театрального искусства. Ее отголоски явственно просматриваются в драматургии Мольера, Гольдони, Гоцци; в 20 в. – в творчестве режиссеров В.Мейерхольда, А.Таирова, Е.Вахтангова и др.