Слайд 2
ЧАСТЬ I
Художники древних времен
Слайд 3
Пещерные люди
Так рисовали наши далекие предки пятьдесят тысяч
лет назад на стенах своих пещер.
Краски первобытным художникам
давала сама природа: они находили цветную глину, перетирали в порошок небольшие камушки или ракушки. Для черного цвета годились обожженные кости или уголь.
Слайд 4
Древний Египет
О художниках Древнего Египта можно прочитать замечательную
книжку Милицы Матье «Кари – ученик художника».
Жилось им нелегко:
ничего нельзя придумывать, все темы и даже положения фигур записаны в священных книгах, а называется это - канон.
Слайд 5
Древняя Греция
Художники всегда рисуют то, что их окружает.
На фресках древнего острова Крит очень много плавных, волнистых
линий – потому что вокруг море.
Слайд 6
Древний Рим
Если в комнате нет окна – его
можно нарисовать! Тогда
и птичка никуда не улетит, и
деревья будут всегда зелеными.
Так думали художники Древнего Рима.
Слайд 7
Средние века
Главные художники Средневековья – это книжные иллюстраторы,
а главная книга – конечно, Библия.
О том, какая это
удивительная и непростая работа, можно посмотреть мультфильм
«Тайна Келлс».
Слайд 8
Эпоха
Возрождения
Итальянские художники Возрождения изобрели масляные краски и
придумали писать картины на холсте – так произведения было
легче перевозить. Кроме того они достигли небывалого совершенства в рисовании человека.
Слайд 9
Академия
художеств
В 1757 году в России была основана
Императорская Академия художеств. Обучение начиналось с пяти-шести лет. Сначала
будущие художники копировали чужие рисунки, потом учились рисовать гипсовые модели, и только потом – людей.
Академия существует и по сей день.
А на этой картине художника Венецианова изображен инспектор Академии Головачевский с тремя воспитанниками.
Слайд 10
Импрессионизм
Художники-импрессионисты рисуют крупными мазками и яркими пятнами, чтобы
передать мимолетную игру света.
(Картина Клода Моне «Впечатление: восход солнца»)
Слайд 11
Абстракционизм
Художники-абстракционисты не изображают предметы, а передают зрителю настроение
с помощью линий и пятен.
(картина Василия Кандинского «Желтый-красный-синий»)
Слайд 12
Сюрреализм
Художники сюрреалисты рисуют то, чего на самом деле
не бывает. Например, свои сны. Или первое, что придет
в голову – чем чуднее, тем лучше.
(А это картина Сальвадора Дали «Вечерний паук»)
Слайд 13
Футуризм
Примерно сто лет назад художники-футуристы объявили войну классическому
искусству и стали рисовать вот так: не картины, а
плакаты, не предметы, а геометрические фигуры.
(Плакат Лазаря Лисицкого «Клином красным бей белых»)
Слайд 15
Самое главное для художника – это не бояться
чистого листа.
Поэтому мы возьмем много чистой бумаги и хорошенько
ее испачкаем.
Будем рисовать пальцами, как первобытные люди!
Слайд 16
Попробуем смешать побольше красивых цветов. Пусть краски размажутся
и начнут перетекать друг в друга. Так из красного
и желтого получится оранжевый, из красного и синего – фиолетовый, а из синего и желтого – зеленый.
Слайд 17
Все цвета на свете составлены из красного, желтого
и синего. А если наложить их друг на друга,
получится черный. Красный, желтый и синий – это основные цвета.
Это цветовой круг, который изучают все художники. Цвета, которые лежат на нем друг против друга, называются дополнительными. Если смешать дополнительные цвета, получится черный или оттенки коричневого.
Слайд 18
Дополнительные цвета могут усиливать или ослаблять друг друга.
Цвета, которые очень различны между собой, называются контрастными. Художники
очень любят контрасты. Вот картина Анри Матисса «Танец». Красные фигуры сразу притягивают взгляд, потому что фон контрастный – сине-зеленый.
Слайд 19
Цветовые пятна – это хорошо, перейдем к тому,
что связывает их вместе, к линии. Рисунки маленьких детей
и первобытных художников, любой чертеж, любая картина, - все начинается с линии.
Слайд 20
Линия и пятно тоже образуют контраст – противоположность
легкого и массивного, светлого и темного. За счет этого
в рисунке создается ритм. (Графика Петра Митурича и японская каллиграфия)
Слайд 21
Сочетание линии и пятна в рисунке создает объем.
Таким образом можно нарисовать все, что угодно.