Слайд 2
Абстракционизм
Художественное направление, сформировавшееся в искусстве первой половины 20 века,
полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира. Основоположниками абстракционизма
принято считать В. Кандинского, П. Мондриана и К. Малевича. В.Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов и «диких». Пит Мондриан пришел к своей беспредметности через геометрическую стилизацию природы, начатую Сезанном и кубистами.
Модернистские течения 20 века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Но эта революция возникла не случайно, а вполне закономерно, и была предсказана еще Платоном. В своем позднем произведении «Филеб» тот писал о красоте самих по себе линий, поверхности и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимезиса. Такого рода геометрическая красота в отличие от красоты природных «неправильных» форм, по мнению Платона, имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер.
Слайд 3
Футуризм
Литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa
бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx
cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественость впечатлений современного им человека, городского жителя. (У. Боччони, Д. Северини и др. )
Слайд 4
Кубизм
модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в
живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и
характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы ( С. Дали, Пикассо, Ж. Брак и др.)
Слайд 5
Пуризм
Отвергая декоративные тенденции кубизма и других авангардистских течений 1910-х гг., принятую
ими деформацию натуры, пуристы стремились к рационалистически упорядоченной передаче устойчивых
и лаконичных предметных форм, как бы «очищенных» от деталей, к изображению «первичных» элементов. Для работ пуристов характерны плоскостность, плавная ритмика лёгких силуэтов и контуров однотипных предметов (кувшинов, стаканов и т. п.). Не получив развития в станковых формах, существенно переосмысленные художественные принципы пуризма нашли частичное отражение в современной архитектуре, главным образом в постройках Ле Корбюзье.
Слайд 6
Сюрреализм
Течение живописи возникшее в 1924 году во Франции и официально завершившее
свое существование в 1969 году. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания
современного человека. Главные деятели движения —Андре Бретон — писатель, лидер и идейный вдохновитель течения, Луи Арагон — один из основателей сюрреализма, причудливым образом трансформировавшийся впоследствии в певца коммунизма, Сальвадор Дали — художник, теоретик, поэт, сценарист, определивший суть течения словами: «Сюрреализм — это я!», в высшей степени сюрреалистический кинематографист Луис Бунюэль, художник Хуан Миро — «самое красивое перо на шляпе сюрреализма», как называл его Бретон, и многие другие художники всего мира.
Слайд 7
Экспрессионизм
модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой
трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период — в преддверие первой мировой
войны. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
Слайд 8
Поп – арт
После второй мировой войны в Америке
сформировался большой социальный слой людей, зарабатывавших достаточно денег, чтобы
приобрести товары, которые им не были особенно важны. Например, употребление товара: CocaСola становятся важным атрибутом этого общества. Человек используя тот или другой товар, показывает свою принадлежность определенному социальному слою. Ток формировалась массовая культура. Вещи становились символами, стереотипами. Поп-искусство обязательно использует стереотипы и символы. Поп - искусство воплотило в себе творческие искания новых американцев, которые опирались на творческие принципы Дюшана. Это: Джаспер Джонс, Энди Уорхол, и другие. Поп - исскуство получает значение массовой культуры, поэтому неудивительно, что оно сформировалось и стало течением искусства в Америке. Р.Раушенберг приклеивал к полотну разные фотографии, их обрисовывал или к работе приделывал какое-нибудь чучело. Одна из известных его работ_ чучело ежа. Также хорошо известна его живопись, где он использовал фотографии Кенеди.
Слайд 9
Гиперреализм
Неоавангардное направление, появившееся в 1969 г. Гиперреализм
вышел из поп-арта, стремился к фотографической правдивости изображения. Лозунг
сверхправдивости привел представителей этого течения в современном модернизме к утверждению абсолютной абсурдности и бездуховности мира. Представители гиперреализма – Ч.Клоз, Ф. Гертч, Ж. Монори