Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Деревенская проза в литературе.

Содержание

Деревенская проза в литературе
Презентация Деревенская проза  в литературе Деревенская проза в литературе Во второй половине ХХ века в русской литературе сложилось наиболее сильное в Главный источник такой характеристики – взгляд на объективный мир и на все Деревенская проза принципиально отличалась от многочисленных прозаических и стихотворных повествований о Главными критериями в послевоенной прозе о деревне , получавшей высокую официальную оценку, Деревенская же проза отказалась даже от малейших попыток приукрашения изображаемой жизни, представив Русская словесность получила целую плеяду выдающихся художников слова. Фёдор Абрамов –писатель – деревенщик Обращение к теме русской деревни, новый для послевоенной литературы взгляд на граничащую Русский писатель. Родился в Верколе Архангельской области. Во время Великой Отечественной войны Творчество Ф. Абрамова неразрывно связано с Пинежским краем, с Верколой. Действие многих Ф. Абрамов создает своеобразную художественную хронику, видя в жизни этой небольшой деревни Выходя за рамки дозволенного цензурой, размышления Абрамова о деревне подчас оказывались В 1968 Ф. Абрамов опубликовал роман «Две зимы и три лета», Ф. Абрамов исследует жизнь деревни на разных социальных уровнях. Его интересует как Обращение к теме русской деревни, новый для послевоенной литературы взгляд на граничащую В своем подходе к литературе Ф. Абрамов ощущал близость творчеству таких писателей, Действие романа «Пути-перепутья» (1973) И. Тургенева и Е. Носова разворачивается в начале Государственная политика, не позволяющая труженику воспользоваться результатами своего труда, в конце концов Роман «Дом», заключительный в тетралогии «Братья и сестры», появился в 1978. Он Отдавая себе отчет в неблагополучии русского народа, Ф. Абрамов все же ищет Работу над крупными произведениями Ф. Абрамов сочетал с написанием небольших рассказов и Последнее значительное произведение Ф. Абрамова «Чистая книга» — итог размышлений писателя над Борис Можаев –писатель – деревенщик Родился в селе Пителине Рязанской области, в крестьянской семье. До войны, получив Первым произведением Можаева на деревенскую тему стала повесть “Полюшко-поле Ей предшествовал ставший в своё время знаменитым очерк “Земля ждёт хозяина Темой и очерка “Земля ждёт хозяина Экономический результат был чрезвычайно велик, однако при нём-то и выяснилась полная ненужность В 1966 году в “Новом мире” А. Твардовского было опубликовано произведение, поставившее Простой колхозник Фёдор Фомич Кузькин по прозвищу Живой - из тех граждан, В очередной раз попав в немилость к своему председателю, Живой решается на О житье-бытье советской деревни Б. Можаевым написаны трагикомическая “История села Брёхова, писанная Петром Афанасьевичем Булкиным” (1968) “Старица Прошкина” (1966) “Без цели” (1965) и другие рассказы. Но главным его произведением стал роман - дилогия “Мужики и бабы”. Сам процесс коллективизации, вызвавший на его родине крестьянское восстание (чему автор в Для прозы Можаева характерны острая публицистичность, документальная основа многих произведений, а также Его герои - люди в основном отважные, активные, обладающие “безграничностью человеческого упорства, Общественная позиция Можаева, всегда ратовавшего за соблюдение прав человека и свободное предпринимательство, Василий Шукшин –писатель – деревенщик Родина Василия Шукшина - село Сростки Алтайского края, родители - крестьяне. После Дебют Василия Шукшина в прозе состоялся в 1961 году, когда его рассказы Героями рассказов Василия Шукшина обычно становились деревенские жители, так или иначе Наиболее ярко такая ситуация представлена в рассказе Василия Шукшина “Чудик” (1967). По Как отмечает литературовед В. Баевский: “Другие авторы деревенской прозы нередко изображают О себе самом В. Шукшин говорил, что чувствует себя человеком, “у которого Русский человек в рассказах В. Шукшина часто подспудно не удовлетворён своей жизнью, Некий Бронька Пупков из рассказа “Миль пардон, мадам! ” (1968) придумывает целую А вот Алёша Бесконвойный из одноимённого рассказа (1973) отвоёвывает себе в колхозе А кто-то изобретает на досуге вечный двигатель (“Упорный”, 1973). Кто-то - на свои кровные, добытые ценой сверхурочных работ - приобретает микроскоп Отчего же так часто сельские жители больше не видят смысла своего существования Незадолго до своей скоропостижной кончины Шукшин получил разрешение на съёмку фильма Говоря словами критика В. Сигова, в нём “разгульное вольнолюбие, бесшабашная и нередко Василий Белов –писатель – деревенщик «Не любить крестьянство - значит не любить самого себя, не понимать или Василий Белов родился в деревне Тимониха Вологодской области. Его отец Иван Федорович С 1964 года В. Белов постоянно живёт в Вологде, не порывая связь Вслед за ними увидели свет книга рассказов В. Белова «Знойное лето» (1963) Публикация повести В. Белова «Привычное дело» (1966) принесла ему широкую известность, утвердила Эта репутация была упрочена выходом повести В. Белова «Плотницкие рассказы» (1968). Жизни Многие рассказы и повести В. Белова, по определению критика Ю.Селезнёва, “небогаты Валентин Распутин –писатель – деревенщик Валентин Распутин родился в посёлке Усть-Уда Иркутской области; детство провёл в деревне Валентин Распутин дебютировал в качестве рассказчика (первые сборники “Край возле самого неба” Первым произведением, принёсшим известность Валентину Распутину, стала повесть “Деньги для Марии В. Солоухин однажды в связи с сюжетом повести “Деньги для Марии Человек на границе жизни и смерти - тема, особенно занимающая Распутина. Две Но особенно тяжело Анне и Дарье видеть перед смертью, как рушатся Как и Евгений Носов, Распутин работает в немногих жанрах. Помимо повестей, им Особенность художественного мира писателя критик И. Дедков определил так: “В героях Распутина Последние рассказы Распутина - “Новая профессия И. Панкеев, критик, писал, что “... в нынешней литературе есть имена несомненные, Виктор Астафьев –писатель – деревенщик Выдающийся русский писатель, один из немногих, кого ещё при жизни называли классиком. Виктор Астафьев родился в селе Овсянка, что на берегу Енисея. В семь Затем Виктор Астафьев попадает в школу-интернат, окончив которую начинает сам зарабатывать на Осенью 1942 года добровольцем Виктор Астафьев уходит в армию. В 1945 года По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете «Чусовской В этом же году В. Астафьев перешел на должность литературного работника В творчестве В. Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы - Деревенская тема поначалу наиболее полно воплотилась в первой книге «Последнего поклона», повести Поэтизация естественности природного и хозяйственного круговорота жизни, включенность в него как мерило С середины 1970-х годов целостная традиция “деревенской” прозы в творчестве В. Астафьева все более утрачивается. Составляющеее ядро целостной традиции “деревенской” прозы равновесие “лада и разлада” нарушается уже Прежде она создавалась душевным просветлением, радостью общего труда, теплотой семейного застолья. Теперь Виктор Лихоносов–писатель – деревенщик Виктор Иванович Лихоносов – известный и признанный кубанский писатель. Родился 30 Первый рассказ Виктора Лихоносова «Брянские» был опубликован в журнале «Новый мир» в 1963 году. «Проза у него светится, как у Бунина», - писал Александр Твардовский, редактор журнала «Новый мир». В настоящее время это произведение включено в серию «Шедевры русской литературы XX века». Вхождение В.И. Лихоносова в большую литературу было поистине стремительным.  В 1966 В 1966 году Виктор Лихоносов был принят в Союз писателей СССР. В 1967 году опубликован сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Юрий Казаков познакомил В. Лихоносова заочно и с писателями из эмиграции – В 1969 году в «Новом русском слове» были напечатаны повесть В.И.Лихоносова «На А в 1973 году выходит книга В. Лихоносова «Чистые глаза» с предисловием Виктора Астафьева.  В. Лихоносов опубликовал цикл повестей-путешествий «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани» и В 1983 году писатель завершил работу над главной своей книгой – романом Роман «Наш маленький Париж» построен на большом историческом материале, он стал самой Заслуги В .И. Лихоносова в литературе отмечены званиями и наградами: Член Союза В . И. Лихоносов награжден орденами «Знак Почета», «Дружбы народов», медалью РАН В. И. Лихоносов - герой труда Кубани, Почетный гражданин города Краснодара.      Последние годы Виктор Иванович редактирует литературно-исторический журнал «Родная Кубань». В. Лихоносов пишет повесть «Афродита Таманская», эссе о Лермонтове, книгу «Записки перед Виктора Лихоносова с его элегической, лирической, полной романтизма прозой напрямую к деревенской Проблема малой родины Виктором Лихоносовым была поставлена одним из первых.  Евгений Носов –писатель – деревенщик Его родина - село Толмачёво, недалеко от Курска. Отец - рабочий. Носов Первая книга Евгения Носова – “На рыбачьей тропе Евгений Носов отдаст должное и другим российским землям - например, Северу (прежде И в первом, и в последующих сборниках рассказы Е. Носова, несмотря на Критик В. Васильев отмечал, “... его ранние пристрастия к рисованию, охоте, рыбной Запоминающимися были и образы людей, прежде всего детей и подростков, как крестьянских, У Е. Носова, потомка одновременно и рабочего, и крестьянского родов, в В 1963 году Е. Носовым была написана повесть “Моя Джомолунгма В 1963 году Е. Носовым была написана новелла “Объездчик Люди же, остающиеся в родных местах, не мыслящие для себя иной жизни, “Храм Афродиты” (1967) “Шумит луговая овсяница” (1966) “Во субботу, день ненастный... ” (1968) и многие другие произведения. В жанровом отношении творчество Е. Носова не отличается разнообразием; похоже, ему ничуть Густой, многоцветный язык и лиризм мироощущения дают Е. Носову возможность продолжать и развивать традиции И. Тургенева. В книгах И. Тургенева и Е. Носова русские крестьяне предстали не просто В книгах И. Тургенева и Е. Носова предстал собирательный образ мужественного русского Обобщаем вместе Эти крестьянские писатели, часть из которых была на войне, принеся оттуда чувство Крестьянский мир в их книгах не изолирован от современной жизни. Авторы и их персонажи – активные участники текущих процессов нашей жизни. Однако главным достоинством их художественного мышления было следование вечным нравственным истинам, которые Особенно значимы в этом отношении книги Валентина Распутина Особенно значимы в этом отношении книгиВиктора Астафьева
Слайды презентации

Слайд 2


Слайд 3
Деревенская проза в литературе

Деревенская проза в литературе

Слайд 6 Во второй половине ХХ века в русской литературе

Во второй половине ХХ века в русской литературе сложилось наиболее сильное

сложилось наиболее сильное в проблемном и эстетическом отношении литературное

направление, названное деревенской прозой.

Слайд 9 Главный источник такой характеристики – взгляд на объективный

Главный источник такой характеристики – взгляд на объективный мир и на

мир и на все текущие события с деревенской, крестьянской

точки зрения, как чаще всего принято говорить, «изнутри».


Слайд 11
Деревенская проза принципиально отличалась от многочисленных прозаических

Деревенская проза принципиально отличалась от многочисленных прозаических и стихотворных повествований

и стихотворных повествований о деревенской жизни, которые возникли после

окончания войны в 1945 году и должны были показать быстрый процесс восстановления всего уклада – экономического и нравственного в послевоенной деревне.

Слайд 14 Главными критериями в послевоенной прозе о деревне ,

Главными критериями в послевоенной прозе о деревне , получавшей высокую официальную

получавшей высокую официальную оценку, были способность художника показать общественную

и трудовую преобразовательную роль.


Слайд 15 Деревенская же проза отказалась даже от малейших попыток

Деревенская же проза отказалась даже от малейших попыток приукрашения изображаемой жизни,

приукрашения изображаемой жизни, представив истинную трагедию отечественного крестьянства в

середине 20 века.


Слайд 19 Русская словесность получила целую плеяду выдающихся художников слова.

Русская словесность получила целую плеяду выдающихся художников слова.

Слайд 21
Фёдор Абрамов –
писатель – деревенщик


Фёдор Абрамов –писатель – деревенщик

Слайд 22
Обращение к теме русской деревни, новый для послевоенной

Обращение к теме русской деревни, новый для послевоенной литературы взгляд на

литературы взгляд на граничащую с современностью историю России поставили

Ф. Абрамова в ряд наиболее значимых фигур русской литературы 60—70-х.

В своем подходе к литературе Абрамов ощущал близость творчеству таких писателей, как
В. Белов, В. Распутин, С. Залыгин, Е. Носов,
Б. Можаев, В. Афанасьев.

Слайд 24 Русский писатель.
Родился в Верколе Архангельской области.
Во

Русский писатель. Родился в Верколе Архангельской области. Во время Великой Отечественной

время Великой Отечественной войны офицер военной разведки.
Окончил Ленинградский

университет.
В начале 1950 -х принимал участие в борьбе против космополитов.
В своих романах: “Пряслины” (трилогия, 1958-73), “Дом” (1978);
повестях и рассказах: “Пелагея” (1969), “Деревянные кони” (1970) и др. — раскрывал тяжелую судьбу крестьянства на Русском Севере в годы советской власти, показывал духовно - нравственное превосходство крестьян над многими городскими жителями.

Слайд 27 Творчество Ф. Абрамова неразрывно связано
с Пинежским краем,

Творчество Ф. Абрамова неразрывно связано с Пинежским краем, с Верколой. Действие

с Верколой.
Действие многих его произведений разворачивается в деревне

Пекашино, «прототипом» которой является Веркола.

Слайд 29 Ф. Абрамов создает своеобразную художественную хронику, видя в

Ф. Абрамов создает своеобразную художественную хронику, видя в жизни этой небольшой

жизни этой небольшой деревни отражение судеб всего русского народа.


Слайд 32 Выходя за рамки дозволенного цензурой, размышления Абрамова

Выходя за рамки дозволенного цензурой, размышления Абрамова о деревне подчас

о деревне подчас оказывались рискованными.
Так, очерк «Вокруг да

около» (1963), в основу которого положен рассказ о дне председателя колхоза, был признан идейно порочным, а редактор журнала «Нева», где очерк был напечатан, снят с работы.

Слайд 34 В 1968 Ф. Абрамов опубликовал роман
«Две

В 1968 Ф. Абрамов опубликовал роман «Две зимы и три

зимы и три лета», посвятив его трудной судьбе послевоенного

Пекашина.

Слайд 35 Ф. Абрамов исследует жизнь деревни на разных социальных

Ф. Абрамов исследует жизнь деревни на разных социальных уровнях. Его интересует

уровнях.
Его интересует как простой крестьянин, так и человек,

поставленный управлять людьми.
Облегчение, на которое надеялись пекашинцы, ожидая победы, не пришло.
Кровно связанные общей целью, еще недавно они были как «братья и сестры».

Слайд 36 Обращение к теме русской деревни, новый для послевоенной

Обращение к теме русской деревни, новый для послевоенной литературы взгляд на

литературы взгляд на граничащую с современностью историю России поставили

Ф. Абрамова в ряд наиболее значимых фигур русской литературы 60—70-х.

Слайд 37 В своем подходе к литературе Ф. Абрамов ощущал

В своем подходе к литературе Ф. Абрамов ощущал близость творчеству таких

близость творчеству таких писателей, как В. Белов, В. Распутин,

С. Залыгин, Е. Носов, Б. Можаев, В. Афанасьев.


Слайд 38 Действие романа «Пути-перепутья» (1973)
И. Тургенева и Е.

Действие романа «Пути-перепутья» (1973) И. Тургенева и Е. Носова разворачивается в

Носова разворачивается в начале 50-х. Это еще один эпизод

из истории Пекашина. Ф. Абрамов показывает негативные изменения в характере русского крестьянина.

Слайд 40
Государственная политика, не позволяющая труженику воспользоваться результатами своего

Государственная политика, не позволяющая труженику воспользоваться результатами своего труда, в конце

труда, в конце концов отучила его работать, подорвала духовные

основы его жизни.
Одной из важнейших тем в романе оказывается судьба руководителя колхоза, который попытался изменить установившийся порядок — дать крестьянам выращенный ими же хлеб. Противозаконное действие повлекло за собой арест.

Слайд 42 Роман «Дом», заключительный в тетралогии «Братья и сестры»,

Роман «Дом», заключительный в тетралогии «Братья и сестры», появился в 1978.

появился в 1978.
Он посвящен современной автору действительности —

деревне 70-х.
«Дом» — одно из важнейших понятий для Ф. Абрамова, заключающее в себе все пласты человеческого существования — личную жизнь семьи, общественную жизнь деревни, положение России в целом.

Слайд 44 Отдавая себе отчет в неблагополучии русского народа, Ф.

Отдавая себе отчет в неблагополучии русского народа, Ф. Абрамов все же

Абрамов все же ищет тех его представителей, которые позволят

сохранить надежду на возрождение исконного русского характера, попытаются заново отстроить полуразрушенный историей «дом».


Слайд 45 Работу над крупными произведениями
Ф. Абрамов сочетал

Работу над крупными произведениями Ф. Абрамов сочетал с написанием небольших рассказов

с написанием небольших рассказов и повестей.
Причем благодаря неоднократному

обращению к текстам, этот процесс порой растягивался надолго: «Мамониха», 1972—80; «Трава-мурава», 1955—80; «Самая счастливая»,
1939—80.


Слайд 46 Последнее значительное произведение
Ф. Абрамова «Чистая книга»

Последнее значительное произведение Ф. Абрамова «Чистая книга» — итог размышлений писателя

— итог размышлений писателя над судьбами России — так

и осталось незавершенным.


Слайд 51
Борис Можаев –
писатель – деревенщик

Борис Можаев –писатель – деревенщик

Слайд 52 Родился в селе Пителине Рязанской области, в крестьянской

Родился в селе Пителине Рязанской области, в крестьянской семье. До войны,

семье.
До войны, получив среднее образование, некоторое время работал

учителем.
Во время войны был призван в армию, затем направлен в военное училище, окончив которое, стал военно-морским инженером.
Работал по специальности сначала в Китае, затем на Дальнем Востоке.
Там же он занимался журналистикой, обработкой местного фольклора (в 50-е годы выпустил несколько изданий удэгейских сказок), издал поэтический сборник “Зори над океаном" (1955).

Слайд 55 Первым произведением Можаева на деревенскую тему стала

Первым произведением Можаева на деревенскую тему стала повесть “Полюшко-поле

повесть “Полюшко-поле" (1965).


Слайд 57 Ей предшествовал ставший в своё время знаменитым очерк

Ей предшествовал ставший в своё время знаменитым очерк “Земля ждёт хозяина

“Земля ждёт хозяина" (1960) - правда, тогда цензурой было

изъято последнее подозрительное слово из названия, которое было заменено тремя точками.

Слайд 58 Темой и очерка “Земля ждёт хозяина", и повести

Темой и очерка “Земля ждёт хозяина

“Полюшко-поле" стал крупный эксперимент в сельском хозяйстве, проводимый на

Дальнем Востоке во время хрущёвской “оттепели”:
раздел колхозных земель с передачей их семейным звеньям вместе с сельхозтехникой.

Слайд 59
Экономический результат был чрезвычайно велик, однако при нём-то

Экономический результат был чрезвычайно велик, однако при нём-то и выяснилась полная

и выяснилась полная ненужность - и даже вредность -

львиной доли чиновной бюрократии, непременной спутницы социалистического планового хозяйства.
Так что если очерк “Земля ждёт хозяина" рассказывал об успехе эксперимента, то повесть “Полюшко-поле"- уже о том, каким образом этот эксперимент душили, отбирая у крестьян обретённую было самостоятельность.


Слайд 61 В 1966 году в “Новом мире” А. Твардовского

В 1966 году в “Новом мире” А. Твардовского было опубликовано произведение,

было опубликовано произведение, поставившее
Б. Можаева в ряд самых

ярких представителей деревенской прозы, - повесть “Живой” (первоначально ей было дано название
“Из жизни Фёдора Кузькина”).


Слайд 62 Простой колхозник Фёдор Фомич Кузькин по прозвищу Живой

Простой колхозник Фёдор Фомич Кузькин по прозвищу Живой - из тех

- из тех граждан, кого родное государство, если вспомнить

известный анекдот, “не пробовало только что дустом”:
тут и тюрьма, и война, и голод, и всевозможные притеснения от властей предержащих...

Слайд 64 В очередной раз попав в немилость к своему

В очередной раз попав в немилость к своему председателю, Живой решается

председателю, Живой решается на неслыханный шаг - подаёт заявление

о выходе из колхоза (дело происходит в беспаспортной деревне конца 50-х).
И вопреки всем препятствиям с огромным трудом сумеет-таки отвоевать свои элементарные права: на выбор места жительства, места работы...


Слайд 65 О житье-бытье советской деревни
Б. Можаевым написаны трагикомическая

О житье-бытье советской деревни Б. Можаевым написаны трагикомическая “История села Брёхова, писанная Петром Афанасьевичем Булкиным” (1968)

“История села Брёхова, писанная Петром Афанасьевичем Булкиным” (1968)


Слайд 66 “Старица Прошкина” (1966)

“Старица Прошкина” (1966)

Слайд 67 “Без цели” (1965) и другие рассказы.

“Без цели” (1965) и другие рассказы.

Слайд 68 Но главным его произведением стал роман -

Но главным его произведением стал роман - дилогия “Мужики и

дилогия “Мужики и бабы”.
В 1976 году вышла первая

часть, повествующая о доколхозной деревне периода нэпа.
Б. Можаев представляет этот период как чрезвычайно благоприятный для крестьянства; призывы же к классовой борьбе и всеобщей коллективизации, как он показывает, раздавались сверху, а не снизу и подхватывались в основном сугубо маргинальными типами.

Слайд 71 Сам процесс коллективизации, вызвавший на его родине крестьянское

Сам процесс коллективизации, вызвавший на его родине крестьянское восстание (чему автор

восстание (чему автор в детстве был свидетелем), описан во

второй части “Мужиков и баб", которая смогла выйти в свет только в 1987 году.
Роман получил тогда серьёзный общественный резонанс и самую “большую прессу".

Слайд 73 Для прозы Можаева характерны острая публицистичность, документальная основа

Для прозы Можаева характерны острая публицистичность, документальная основа многих произведений, а

многих произведений, а также тяготение к сатире, юмору, анекдоту.



Слайд 74 Его герои - люди в основном отважные, активные,

Его герои - люди в основном отважные, активные, обладающие “безграничностью человеческого

обладающие “безграничностью человеческого упорства, порождённого любовью к независимости".


Слайд 75 Общественная позиция Можаева, всегда ратовавшего за соблюдение прав

Общественная позиция Можаева, всегда ратовавшего за соблюдение прав человека и свободное

человека и свободное предпринимательство, сделала его своего рода либералом

и западником “во стане" русских почвенников.


Слайд 76
Василий Шукшин –
писатель – деревенщик

Василий Шукшин –писатель – деревенщик

Слайд 79
Родина Василия Шукшина - село Сростки Алтайского края,

Родина Василия Шукшина - село Сростки Алтайского края, родители - крестьяне.

родители - крестьяне.
После окончания школы В. Шукшин служил

на флоте, работал грузчиком, слесарем, учителем, директором школы.
Затем окончил режиссёрский факультет ВГИКа, после чего начался его триумфальный путь в кинематографе как режиссёра, актёра и сценариста.


Слайд 81 Дебют Василия Шукшина в прозе состоялся в 1961

Дебют Василия Шукшина в прозе состоялся в 1961 году, когда его

году, когда его рассказы опубликовал журнал “Октябрь", а уже

через два года (одновременно с выходом первого режиссёрского фильма по его же сценарию - “Живёт такой парень”) вышел и первый сборник рассказов “Сельские жители”. Впоследствии при жизни автора выходили сборники “Там, вдали" (1968), “Земляки” (1970), “Характеры” (1973).


Слайд 85 Героями рассказов Василия Шукшина обычно становились деревенские

Героями рассказов Василия Шукшина обычно становились деревенские жители, так или

жители, так или иначе сталкивающиеся с городом, либо, наоборот,

горожане, попавшие в село.
Деревенский человек при этом чаще всего наивен, простодушен, доброжелателен, однако город встречает его отнюдь не ласково и быстро окорачивает все его благие порывы.

Слайд 86 Наиболее ярко такая ситуация представлена в рассказе Василия

Наиболее ярко такая ситуация представлена в рассказе Василия Шукшина “Чудик” (1967).

Шукшина “Чудик” (1967).
По словам Л. Аннинского, “главным пунктом

переживаний Шукшина становится обида за деревню”.
Это, впрочем, отнюдь не означает, что В. Шукшин деревню идеализирует:
у него встречается немало вполне отталкивающих типов самого что ни на есть крестьянского происхождения (например, в рассказах “Вечно недовольный Яковлев" (1974), “Срезал", “Крепкий мужик" (оба - 1970) и других).


Слайд 91 Как отмечает литературовед В. Баевский:
“Другие авторы

Как отмечает литературовед В. Баевский: “Другие авторы деревенской прозы нередко

деревенской прозы нередко изображают город как нечто откровенно враждебное

деревне, у Шукшина город - это, скорее, нечто отличное от деревни. Не враждебное, а просто другое”.

Слайд 93 О себе самом В. Шукшин говорил, что чувствует

О себе самом В. Шукшин говорил, что чувствует себя человеком, “у

себя человеком, “у которого одна нога на берегу, а

другая - в лодке". И добавлял:
“... в этом положении есть свои “плюсы”... От сравнений, от всяческих “оттуда - сюда" и “отсюда - туда" невольно приходят мысли не только о “деревне” и о “городе" - о России".


Слайд 95 Русский человек в рассказах В. Шукшина часто подспудно

Русский человек в рассказах В. Шукшина часто подспудно не удовлетворён своей

не удовлетворён своей жизнью, он чувствует наступление стандартизации всего

и вся, тупой и скучной обывательской усреднённости и инстинктивно пытается выразить собственную индивидуальность - нередко странными поступками.

Слайд 97 Некий Бронька Пупков из рассказа “Миль пардон, мадам!

Некий Бронька Пупков из рассказа “Миль пардон, мадам! ” (1968) придумывает

” (1968) придумывает целую захватывающую историю о том, как

во время войны он якобы получил спецзадание по убийству самого Гитлера, и о том, что из этого вышло.
Пусть вся деревня смеётся и негодует, однако Бронька раз за разом преподносит этот рассказ приезжим из города - ведь тогда он хоть на миг может сам поверить в то, что является ценной персоной, из-за которой чуть не изменился ход мировой истории...


Слайд 99 А вот Алёша Бесконвойный из одноимённого рассказа (1973)

А вот Алёша Бесконвойный из одноимённого рассказа (1973) отвоёвывает себе в

отвоёвывает себе в колхозе право на нерабочую субботу, чтобы

каждый раз целиком посвящать её... бане.



Для него этот банный день становится главным и любимейшим на неделе - ведь тогда он принадлежит только себе, а не колхозу, не семье - и наедине с самим собой может спокойно предаваться воспоминаниям, размышлять о жизни, мечтать...


Слайд 101 А кто-то изобретает на досуге вечный двигатель (“Упорный”,

А кто-то изобретает на досуге вечный двигатель (“Упорный”, 1973).

1973).


Слайд 104 Кто-то - на свои кровные, добытые ценой сверхурочных

Кто-то - на свои кровные, добытые ценой сверхурочных работ - приобретает

работ - приобретает микроскоп и мечтает придумать средство против

микробов (“Микроскоп", 1969)...


Слайд 107 Отчего же так часто сельские жители больше не

Отчего же так часто сельские жители больше не видят смысла своего

видят смысла своего существования в земле, как их предки,

почему либо уезжают в города (хоть там им и бывает несладко), либо направляют все свои помыслы на те же микроскопы да вечные двигатели?
Шукшин, хоть и заметил однажды:
“Мы “пашем” неглубоко, не понимаем значения хозяина земли, работника не по найму, а по убеждению", - обычно не анализирует социально-исторических причин такого положения.
Он, по определению того же Аннинского, просто “выкладывает своё смятение".


Слайд 110 Незадолго до своей скоропостижной кончины Шукшин получил

Незадолго до своей скоропостижной кончины Шукшин получил разрешение на съёмку

разрешение на съёмку фильма о Разине, личность которого он

считал чрезвычайно важной для понимания русского характера.

Слайд 111 Говоря словами критика В. Сигова, в нём “разгульное

Говоря словами критика В. Сигова, в нём “разгульное вольнолюбие, бесшабашная и

вольнолюбие, бесшабашная и нередко бесцельная активность, способность к порыву

и полёту, неумение умерять страсти... ” –
то есть те черты и
качества, которые
Шукшин придал и
многим другим своим
персонажам, в полной
мере представляющим современную ему деревню.


Слайд 114 Василий Белов –
писатель – деревенщик

Василий Белов –писатель – деревенщик

Слайд 115 «Не любить крестьянство - значит не любить самого

«Не любить крестьянство - значит не любить самого себя, не понимать

себя, не понимать или унижать его - значит рубить

сук, на котором сидим. Что, впрочем, мы нередко делали в прошлом, делаем не без успеха и теперь...»


Слайд 116 Василий Белов родился в деревне Тимониха Вологодской области.

Василий Белов родился в деревне Тимониха Вологодской области. Его отец Иван


Его отец Иван Федорович погиб на войне, мать Анфиса

Ивановна в одиночку растила пятерых детей (в своих воспоминаниях «Невозвратные годы»
В. Белов подробно описывает всех деревенских родственников).
После семи лет обучения в деревенской школе работал счетоводом, потом окончил ФЗО, где получил специальность слесаря, моториста и электромонтера.
Армейскую службу проходил в Ленинграде.
В газете Ленинградского военного округа опубликовал первые стихи «На страже Родины», а затем поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького.


Слайд 119 С 1964 года В. Белов постоянно живёт в

С 1964 года В. Белов постоянно живёт в Вологде, не порывая

Вологде, не порывая связь с «малой родиной» — Тимо́нихой,

в которой черпает материал для своего творчества, начиная с повести
«Деревня Бердяйка» и книги стихов
«Деревенька моя лесная» (обе - 1961).

Слайд 121 Вслед за ними увидели свет книга рассказов В.

Вслед за ними увидели свет книга рассказов В. Белова «Знойное лето»

Белова «Знойное лето» (1963) и «Речные излуки» (1964).


Слайд 123 Публикация повести В. Белова
«Привычное дело» (1966) принесла

Публикация повести В. Белова «Привычное дело» (1966) принесла ему широкую известность,

ему широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из

родоначальников и лидеров «деревенской прозы».


Слайд 126 Эта репутация была упрочена выходом повести
В. Белова

Эта репутация была упрочена выходом повести В. Белова «Плотницкие рассказы» (1968).

«Плотницкие рассказы» (1968).
Жизни деревни и коллективизации посвящены романы

«Кануны» (1976),
“Год великого перелома” (1987) и “Час шестый” (1997- 1998).

Слайд 128 Многие рассказы и повести В. Белова, по

Многие рассказы и повести В. Белова, по определению критика Ю.Селезнёва,

определению критика Ю.Селезнёва, “небогаты внешними событиями, резкими поворотами сюжета...

Нет в них и занимательной интриги. Но они богаты человеком”.
По словам другого критика, М.Лобанова:
“Ему доступна не речевая шелуха, а дух народного языка и его поэзия”.

Слайд 130 Валентин Распутин –
писатель – деревенщик

Валентин Распутин –писатель – деревенщик

Слайд 131
Валентин Распутин родился в посёлке Усть-Уда Иркутской области;

Валентин Распутин родился в посёлке Усть-Уда Иркутской области; детство провёл в

детство провёл в деревне Аталанка.
Закончив местную начальную школу,

вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась школа средняя (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ “Уроки французского” - 1972).
Затем закончил историко-филологическое отделение Иркутского университета, после чего работал журналистом.


Слайд 133 Валентин Распутин дебютировал в качестве рассказчика (первые сборники

Валентин Распутин дебютировал в качестве рассказчика (первые сборники “Край возле самого


“Край возле самого неба” и
“Костровые новых городов" вышли

в 1966 году).


Слайд 136 Первым произведением, принёсшим известность Валентину Распутину, стала повесть

Первым произведением, принёсшим известность Валентину Распутину, стала повесть “Деньги для Марии


“Деньги для Марии" (1967).
Это история о том, как

у деревенской продавщицы, исключительно по её торговой неопытности, обнаруживается крупная недостача, которую необходимо срочно возместить за три дня (иначе - тюрьма).


Слайд 138 В. Солоухин однажды в связи с сюжетом повести

В. Солоухин однажды в связи с сюжетом повести “Деньги для Марии

“Деньги для Марии" вспоминал эпизод из некрасовской поэмы “Кому

на Руси жить хорошо”, где старому солдату, чтобы он смог поехать в Питер хлопотать о своём “пенционе" –
Все дали: по копеечке,
По грошу, на тарелочках
Рублишко набрался...
Так некогда поступали “всем миром" - теперь же, сто лет спустя, картина уже иная: большинство жителей уклоняются от помощи своей попавшей в беду односельчанке, несмотря на вроде бы сочувственное к ней отношение...

Слайд 140 Человек на границе жизни и смерти - тема,

Человек на границе жизни и смерти - тема, особенно занимающая Распутина.

особенно занимающая Распутина.
Две героини его повестей - старые

Анна из “Последнего срока" (1970) и Дарья из “Прощания с Матёрой" (1976) - готовятся встретить свою смерть спокойно, достойно, с осознанием выполненного земного долга.
Обе не просто не боятся - торопят её, ибо уверены, что жизнь человека имеет смысл только тогда, когда он живёт ради дела, ради близких; осознавать себя существами бесполезными для них - мука.

Слайд 144 Но особенно тяжело Анне и Дарье видеть

Но особенно тяжело Анне и Дарье видеть перед смертью, как

перед смертью, как рушатся жизненные устои - последние земные

сроки Дарьи совпадают с уничтожением родной деревни (в связи с затоплением её водами строящейся ГРЭС), у Анны - с фактическим распадом родной семьи, отчуждением друг от друга братьев и сестёр, её детей...

Слайд 147 Как и Евгений Носов, Распутин работает в немногих

Как и Евгений Носов, Распутин работает в немногих жанрах. Помимо повестей,

жанрах.
Помимо повестей, им создан ряд рассказов (наибольшую известность,

кроме упоминавшихся “Уроков французского”, получили такие из них, как “Василий и Василиса” (1965), “Что передать вороне? ”, “Век живи - век люби” (оба - 1982) и другие), а также публицистические произведения, среди которых, в частности, серия очерков “Сибирь, Сибирь..." (1988--1991), посвящённых истории, этнографии, современному состоянию этого грандиозного российского края.


Слайд 154 Особенность художественного мира писателя критик И. Дедков определил

Особенность художественного мира писателя критик И. Дедков определил так: “В героях

так:
“В героях Распутина и в нём самом есть

поэтическое чувство жизни, противостоящее низменному, натуральному её восприятию и изображению”.


Слайд 155 Последние рассказы Распутина - “Новая профессия" (1998), “Изба"

Последние рассказы Распутина - “Новая профессия

(1999), - как и его публицистические выступления, вызывают неоднозначную

реакцию критиков. А. Агеев заявил следующее:
“Говорить о Распутине теперешнем – значит, его обижать, но обижать Распутина теперешнего - значит обижать себя тогдашнего, с нетерпением ждавшего каждой новой повести... а вдруг и тогда все мы обольщались, идеализировали, прощали всё за сам симпатичный порыв к правде, за стремление напомнить - на фоне плоского официального оптимизма - о возможности высокого, то есть трагического отношения к жизни? ”


Слайд 158 И. Панкеев, критик, писал, что “... в нынешней

И. Панкеев, критик, писал, что “... в нынешней литературе есть имена

литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже

не сможем ни мы, ни потомки.
Одно из таких имён - Валентин Григорьевич Распутин”.
И, как представляется, большинство серьёзных читателей подписались как представляется, большинство серьёзных читателей скорее подписались бы под словами критика.


Слайд 162 Виктор Астафьев –
писатель – деревенщик

Виктор Астафьев –писатель – деревенщик

Слайд 164 Выдающийся русский писатель, один из немногих, кого ещё

Выдающийся русский писатель, один из немногих, кого ещё при жизни называли

при жизни называли классиком.
Он завоевал любовь миллионов читателей

своей искренностью, неподдельной болью о судьбах своей Родины и своего народа.


Слайд 165
Виктор Астафьев родился в селе Овсянка, что на

Виктор Астафьев родился в селе Овсянка, что на берегу Енисея. В

берегу Енисея.
В семь лет потерял мать - она

утонула в реке.
Он никогда не привыкнет к этой потере.
Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет».
Заступницей и кормилицей мальчика стала его бабушка - Екатерина Петровна.


Слайд 168 Затем Виктор Астафьев попадает в школу-интернат, окончив которую

Затем Виктор Астафьев попадает в школу-интернат, окончив которую начинает сам зарабатывать

начинает сам зарабатывать на хлеб.
«Самостоятельную жизнь я начал

сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии
В. Астафьев.
Окончив ФЗО, работает составителем поездов.

Слайд 169 Осенью 1942 года добровольцем Виктор Астафьев уходит в

Осенью 1942 года добровольцем Виктор Астафьев уходит в армию. В 1945

армию.
В 1945 года В.П. Астафьев демобилизуется и вместе

с женой приезжает на ее родину, город Чусовой на западном Урале.


Слайд 170 По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться

По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности

к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем,

чернорабочим, грузчиком, плотником, дежурным по вокзалу.

Слайд 171 В 1951 году, попав как-то на занятие литературного

В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете

кружка при газете «Чусовской рабочий», Виктор Петрович за одну

ночь написал рассказ
«Гражданский человек» (впоследствии он переработает его в рассказ «Сибиряк»).


Слайд 173 В этом же году В. Астафьев перешел

В этом же году В. Астафьев перешел на должность литературного

на должность литературного работника газеты. В 1953 году в

Перми выходит его первая книга рассказов - «До будущей весны», а в 1955 году вторая - «Огоньки» (рассказы для детей).
В 1958 году увидел свет его первый роман
«Тают снега».

Слайд 175 В творчестве В. Астафьева в равной мере воплотились

В творчестве В. Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы

две важнейшие темы - военная и деревенская.
Война предстала

в его произведениях как великая трагедия («Веселый солдат»,
«Так хочется жить», «Прокляты и убиты»
и др.).


Слайд 180 Деревенская тема поначалу наиболее полно воплотилась в первой

Деревенская тема поначалу наиболее полно воплотилась в первой книге «Последнего поклона»,

книге
«Последнего поклона», повести
«Ода русскому огороду», рассказе
“Жизнь

прожить”, многих “Затесях”…
В них ощущение “малой родины” с ее подворьем и пашней как гармонического мироздания.


Слайд 183 Поэтизация естественности природного и хозяйственного круговорота жизни, включенность

Поэтизация естественности природного и хозяйственного круговорота жизни, включенность в него как

в него как мерило истинности существования человека, своеобычность национальных

характеров – всё в произведениях В. Астафьева.

Слайд 186 С середины 1970-х годов целостная традиция “деревенской” прозы

С середины 1970-х годов целостная традиция “деревенской” прозы в творчестве В. Астафьева все более утрачивается.

в творчестве
В. Астафьева все более утрачивается.


Слайд 189 Составляющеее ядро целостной традиции “деревенской” прозы равновесие “лада

Составляющеее ядро целостной традиции “деревенской” прозы равновесие “лада и разлада” нарушается

и разлада” нарушается уже во второй книге “Последнего поклона”

(1978) и “Царь-рыбе” (1975), а особенно в “Печальном детективе” (1986), где очевиден резкий крен к исследованию нравственного и социального неблагополучия того, что прежде виделось светлым, добрым и радостным.
Меняется эмоциональная окраска.


Слайд 194 Прежде она создавалась душевным просветлением, радостью общего труда,

Прежде она создавалась душевным просветлением, радостью общего труда, теплотой семейного застолья.

теплотой семейного застолья.
Теперь - бесчисленными столкновениями с многоликой

бесчеловечностью, равнодушием и жестокостью.
Все громче звучит “крик изболевшейся души”.
Пожалуй, горше всего для Астафьева укоренившаяся с давних лет притерпелость народной, особенно глубинной деревенской России к повседневной униженности и утрате самоуважения, уже и не замечаемая самими людьми.


Слайд 200 Виктор Лихоносов–
писатель – деревенщик

Виктор Лихоносов–писатель – деревенщик

Слайд 201
Виктор Иванович Лихоносов – известный и признанный

Виктор Иванович Лихоносов – известный и признанный кубанский писатель. Родился

кубанский писатель.
Родился 30 апреля 1936 года в Сибири,

на маленькой станции Топки Кемеровской области.
Детство и школьные годы провел в Новосибирске.
В 1956 году поступил в Краснодарский пединститут, историко - филологический факультет, после чего несколько лет учительствовал  в Анапском районе Краснодарского края.

Слайд 203 Первый рассказ Виктора Лихоносова «Брянские» был опубликован в

Первый рассказ Виктора Лихоносова «Брянские» был опубликован в журнале «Новый мир» в 1963 году.

журнале «Новый мир» в 1963 году.


Слайд 205 «Проза у него светится, как у Бунина», -

«Проза у него светится, как у Бунина», - писал Александр Твардовский, редактор журнала «Новый мир».

писал Александр Твардовский, редактор журнала «Новый мир».


Слайд 206 В настоящее время это произведение включено в серию

В настоящее время это произведение включено в серию «Шедевры русской литературы XX века».


«Шедевры русской литературы XX века».


Слайд 207 Вхождение В.И. Лихоносова в большую литературу было

Вхождение В.И. Лихоносова в большую литературу было поистине стремительным.  В

поистине стремительным.
 В 1966 году вышли две книги Виктора

Лихоносова: «Вечера» и «Что-то будет».

Слайд 209 В 1966 году Виктор Лихоносов был принят в

В 1966 году Виктор Лихоносов был принят в Союз писателей СССР.

Союз писателей СССР.


Слайд 210 В 1967 году опубликован сборник рассказов «Голоса в

В 1967 году опубликован сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием

тишине» с предисловием Юрия Казакова:
«Все, что он написал,

написано свежо, музыкально, очень точно, и все проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку».


Слайд 211 Юрий Казаков познакомил В. Лихоносова заочно и с

Юрий Казаков познакомил В. Лихоносова заочно и с писателями из эмиграции

писателями из эмиграции – Б. Зайцевым и
Г. Адамовичем;

с этого началось изучение
В. Лихоносовым жизни русского зарубежья. 


Слайд 212 В 1969 году в «Новом русском слове» были

В 1969 году в «Новом русском слове» были напечатаны повесть В.И.Лихоносова

напечатаны повесть В.И.Лихоносова
«На долгую память» и статья о

нем лучшего критика русской эмиграции Г.Адамовича.


Слайд 213 А в 1973 году выходит книга В. Лихоносова

А в 1973 году выходит книга В. Лихоносова «Чистые глаза» с предисловием Виктора Астафьева. 

«Чистые глаза» с предисловием
Виктора Астафьева. 


Слайд 215 В. Лихоносов опубликовал цикл повестей-путешествий «Люблю тебя светло»,

В. Лихоносов опубликовал цикл повестей-путешествий «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани»


«Осень в Тамани» и «Элегия» - по есенинским, лермонтовским

и пушкинским местам. 


Слайд 216 В 1983 году писатель завершил работу над главной

В 1983 году писатель завершил работу над главной своей книгой –

своей книгой – романом
«Наш маленький Париж» (первоначальное название

«Ненаписанные воспоминания»).


Слайд 217 Роман «Наш маленький Париж» построен на большом историческом

Роман «Наш маленький Париж» построен на большом историческом материале, он стал

материале, он стал самой яркой, талантливой книгой о Кубани,

книгой, вернувшей землякам интерес к истории родного края, судьбам тех, чья земная слава давно прошла, к трагической жизни кубанских казаков в начале XX века.

Слайд 218 Заслуги В .И. Лихоносова в литературе отмечены званиями

Заслуги В .И. Лихоносова в литературе отмечены званиями и наградами: Член

и наградами:
Член Союза писателей СССР, Российской Федерации.
Лауреат Государственной

премии РСФСР имени А.М.Горького.
Лауреат Международной премии имени М.А. Шолохова,
Лауреат литературной премии «Ясная Поляна» им. Л.Толстого в номинации «Выдающееся художественное произведение русской литературы» за повесть «Осень в Тамани».

Слайд 222 В . И. Лихоносов награжден орденами
«Знак Почета»,

В . И. Лихоносов награжден орденами «Знак Почета», «Дружбы народов», медалью

«Дружбы народов»,
медалью РАН «За выдающийся вклад в развитие

русской литературы» и дипломом ЮНЕСКО
«За выдающийся вклад в мировую культуру».

Слайд 223 В. И. Лихоносов - герой труда Кубани, Почетный

В. И. Лихоносов - герой труда Кубани, Почетный гражданин города Краснодара.     

гражданин города Краснодара.     


Слайд 225 Последние годы Виктор Иванович редактирует литературно-исторический журнал «Родная

Последние годы Виктор Иванович редактирует литературно-исторический журнал «Родная Кубань».

Кубань».


Слайд 227 В. Лихоносов пишет повесть
«Афродита Таманская», эссе о

В. Лихоносов пишет повесть «Афродита Таманская», эссе о Лермонтове, книгу «Записки

Лермонтове, книгу «Записки перед сном», выступает с воспоминаниями о

Юрии Казакове, Юрии Селезнёве, Виталии Сёмине. 

Слайд 229 Виктора Лихоносова с его элегической, лирической, полной романтизма

Виктора Лихоносова с его элегической, лирической, полной романтизма прозой напрямую к

прозой напрямую к деревенской прозе и не отнесешь, но

и сам писатель и его герои, как правило, из простого народа, и мысли и чаяния их совпадают с нравственными императивами писателей - деревенщиков.


Слайд 230 Проблема малой родины
Виктором Лихоносовым была поставлена одним

Проблема малой родины Виктором Лихоносовым была поставлена одним из первых. 

из первых. 


Слайд 231 Евгений Носов –
писатель – деревенщик

Евгений Носов –писатель – деревенщик

Слайд 232
Его родина - село Толмачёво, недалеко от Курска.

Его родина - село Толмачёво, недалеко от Курска. Отец - рабочий.

Отец - рабочий.
Носов окончил восемь классов школы, затем

воевал, был ранен, награждён орденами и медалями.
После войны работал в газете художником-оформителем и корреспондентом.
Будучи принятым в Союз писателей, закончил Высшие литературные курсы.

Слайд 236 Первая книга Евгения Носова –
“На рыбачьей тропе"

Первая книга Евгения Носова – “На рыбачьей тропе

(1959) посвящалась природе родного Курского края - “порубежной окраине

России".
Любимая Курщина будет присутствовать в большинстве его произведений.


Слайд 239 Евгений Носов отдаст должное и другим российским землям

Евгений Носов отдаст должное и другим российским землям - например, Северу

- например, Северу (прежде всего это касается одной из

наиболее известных его повестей
“И уплывают пароходы, и остаются берега", 1970).


Слайд 240 И в первом, и в последующих сборниках рассказы

И в первом, и в последующих сборниках рассказы Е. Носова, несмотря

Е. Носова, несмотря на иногда заметный налёт газетной очерковости,

демонстрировали особую художественную выразительность стиля.


Слайд 243 Критик В. Васильев отмечал,
“... его ранние пристрастия

Критик В. Васильев отмечал, “... его ранние пристрастия к рисованию, охоте,

к рисованию, охоте, рыбной ловле и собирательству трав... до

необычайной остроты развили... способности пластического восприятия природы во всём многообразии её красок, звуков, запахов и переменчивых состояний”.


Слайд 244 Запоминающимися были и образы людей, прежде всего детей

Запоминающимися были и образы людей, прежде всего детей и подростков, как

и подростков, как крестьянских, так и городских, - таковыми

они предстают в рассказах с автобиографическими элементами (начало 1960-х) –
“Мост" и “Дом за триумфальной аркой", в “Когда просыпается солнце”, “Подпаске”, “Радуге", “Шурупе”...

Слайд 246 У Е. Носова, потомка одновременно и рабочего,

У Е. Носова, потомка одновременно и рабочего, и крестьянского родов,

и крестьянского родов, в детстве, в частности, жившего и

в довоенном Курске, отсутствует пресловутое противопоставление “праведной” деревни и “неправильного” города (хотя известны попытки некоторых критиков обвинить его в таком подходе).
При этом его беспокоит проблема человека, по своей воле либо по воле обстоятельств покидающего деревню ради города, когда в результате, по знаменитой формулировке поэта, “и города из нас не получилось, и навсегда утрачено село”.

Слайд 248 В 1963 году Е. Носовым была написана повесть

В 1963 году Е. Носовым была написана повесть “Моя Джомолунгма

“Моя Джомолунгма", посвящённая выморочному быту одного старого дома, населённого

разномастной публикой, сорвавшейся в своё время со своих корней.


Слайд 249 В 1963 году Е. Носовым была написана новелла

В 1963 году Е. Носовым была написана новелла “Объездчик

“Объездчик", герой которой, сумевший уйти из нищей послевоенной деревни

и пристроившийся объездчиком при заповеднике, поначалу демонстрирует льстивость и угодничество перед своим новым начальством, а затем, постепенно, укрепившись в должности, сам становится своего рода царьком, коего боятся и научные сотрудники, и все окрестные деревни...

Слайд 250 Люди же, остающиеся в родных местах, не мыслящие

Люди же, остающиеся в родных местах, не мыслящие для себя иной

для себя иной жизни, как бы тяжко им ни

приходилось, описаны Е. Носовым с самыми тёплыми чувствами.

Слайд 252 “Храм Афродиты” (1967)

“Храм Афродиты” (1967)

Слайд 253 “Шумит луговая овсяница” (1966)

“Шумит луговая овсяница” (1966)

Слайд 254 “Во субботу, день ненастный... ” (1968) и многие

“Во субботу, день ненастный... ” (1968) и многие другие произведения.

другие произведения.


Слайд 255 В жанровом отношении творчество
Е. Носова не отличается

В жанровом отношении творчество Е. Носова не отличается разнообразием; похоже, ему

разнообразием; похоже, ему ничуть не тесно в рамках повести

и рассказа.


Слайд 256 Густой, многоцветный язык и лиризм мироощущения дают Е.

Густой, многоцветный язык и лиризм мироощущения дают Е. Носову возможность продолжать и развивать традиции И. Тургенева.

Носову возможность продолжать и развивать традиции И. Тургенева.


Слайд 258
В книгах И. Тургенева и Е. Носова русские

В книгах И. Тургенева и Е. Носова русские крестьяне предстали не

крестьяне предстали не просто высоконравственными, добрыми людьми, способными на

самопожертвование, но и как великие государственные умы, чьи личные интересы никогда не расходятся с отечественными интересами.

Слайд 261 В книгах И. Тургенева и Е. Носова предстал

В книгах И. Тургенева и Е. Носова предстал собирательный образ мужественного

собирательный образ мужественного русского мужика, защитившего отечество в военное

лихолетье, создавшего в послевоенное время крепкий бытовой и семейный уклад, обнаружившего знание всех тайн природы и призвавшего учитывать ее законы.


Слайд 262


Обобщаем вместе

Обобщаем вместе

Слайд 265 Эти крестьянские писатели, часть из которых была на

Эти крестьянские писатели, часть из которых была на войне, принеся оттуда

войне, принеся оттуда чувство воинского долга и солдатского братства,

помогли предостеречь государство и власть имущих от авантюрных экспериментов (переброска северных сибирских рек на юг).


Слайд 266 Крестьянский мир в их книгах не изолирован от

Крестьянский мир в их книгах не изолирован от современной жизни.

современной жизни.


Слайд 267 Авторы и их персонажи – активные участники текущих

Авторы и их персонажи – активные участники текущих процессов нашей жизни.

процессов нашей жизни.


Слайд 268 Однако главным достоинством их художественного мышления было следование

Однако главным достоинством их художественного мышления было следование вечным нравственным истинам,

вечным нравственным истинам, которые создавались человечеством в течение всей

многовековой истории.

Слайд 269 Особенно значимы в этом отношении книги
Валентина Распутина

Особенно значимы в этом отношении книги Валентина Распутина

Слайд 270 Особенно значимы в этом отношении книги
Виктора Астафьева

Особенно значимы в этом отношении книгиВиктора Астафьева

  • Имя файла: prezentatsiya-derevenskaya-proza-v-literature.pptx
  • Количество просмотров: 122
  • Количество скачиваний: 1