Слайд 5
Есть такие слова, как «рифма» и «рифмовка».
Это совершенно разные понятия.
это созвучие окончаний в словах.
Слайд 8
Рифмовка –
порядок чередования рифм
в стихе.
Слайд 9
Ри́фма ( др. – греч. ῥυθμός «размеренность, ритм») — созвучие в
окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи
и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство.
Слайд 11
В отличие от аллитерации и ассонанса (которые могут возникать в
любом месте текста), рифма определяется позиционно (положением в конце стиха
, захватывающим клаузулу, или же перед цезурой).
Слайд 12
Звуковой состав рифмы — или, вернее сказать, характер созвучия,
необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась
как рифма, — различен в разных языках и в разное время.
Слайд 18
По количеству совпадающих звуков (точная, неточная).
Точная – неточная.
Если в рифмующихся словах совпадает
большинство звуков, рифма считается точной: конь – огонь.
К точным рифмам относятся родные, глубокие, богатые, абсолютные рифмы.
Слайд 22
Если совпадает меньшая часть фонем,
рифма неточная:
снежок
– ледок.
Слайд 24
ПСЕВДОРИФМА – неточная рифма; созвучие слов, принадлежащих к
различным родовым группам, но сходных по своему звучанию. В
словах, образующих псевдорифму, совпадает ударная гласная и общие характерные концовки. При этом послеударные звуки и даже слоги не совпадают.
Слайд 26
Наиболее многочисленными из псевдорифм являются трёхсложные и четырёхсложные
рифмы: общество – творчество, нравственность – обязанность, похаживает - поглядывает, лыжница - завистница,
дикторский – идольский, веерный – северный, золушка - горлышко, бабушка – ладушки, горницы - любовницы...
Слайд 27
Теоретически псевдорифмами могут быть любые рифмы, кроме мультирифм
:
нравами - авралами (связующие псевдорифмы), арка – лавка (обособленная псевдорифма)…
У тебя весна без
зелени,
А любовь твоя без радости,
Твоя радость безо времени,
Немочь с голодом при старости.
(В.Брюсов)
Слайд 29
Гремит орган на стогне трубный,
Пронзает нощь и тишину;
Очаровательный
огнь чудный
Малюет на стене луну.
(Г.Р. Державин)
Слайд 30
Категория «псевдорифмы» даёт возможность объединить в словаре и
задействовать в стихосложении слова, не имеющие родственных рифм.
Так,
«девочка» абсолютно не имеет родственников, даже далёких. Но зато она имеет друзей из слов других родов, с которыми она близка по «духу» (слуху):
девочка – веточка – белочка – времечко…
Это и есть псевдорифмы.
Слайд 32
Псевдорифмы издавна применяются в народном поэтическом фолклоре, а
таже впервые встречаются в силлабических виршах первых русских поэтовв
17 века, когда рифмовая техника ещё не сформировалась.
Токмо слышим о твоей остроумной разумности
яко навычен еси окружной премудрости...
(Савватий)
Слайд 33
ПЯТЕРНАЯ РИФМА - рифма из пяти слов в стихотворении.
Предвижу
ваше возраженье;
Но вас я знаю, господа:
Вам ваше дорого терпенье,
Пока
на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье;
Оно застынет, и тогда
Постыло вам и сочиненье.
Позвольте просто вам сказать:
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
(А.С. Пушкин)
Слайд 35
ПЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением
на пятом слоге от конца.
Второе название – гипердактилическая
рифма:
тиражирование – цитирование,
удивляющаяся – скитающаяся,
исследование – проповедование…
Холод, тело тайно сковывывающий,
Холод, душу очаровывающий...
От луны лучи притягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются...
(В. Брюсов)
Слайд 38
РАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА– рифма, состоящая из слов с равным
количеством послеударных слогов. Основная рифма в стихосложении: верю –
потеря, ясно - сладострастно,
дом – идём, весне - старине, там – цветам,
я - твоя, кипарис - разрослись…
Противоположность неравносложной рифме.
Время, о! время,
Что ты? Мечта,
Век наш есть бремя,
Всё суета...
(М.Херасков)
Слайд 40
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней
особенная стать –
В Россию можно только верить.
(Ф.И. Тютчев)
Слайд 41
РАЗНЕСЁННАЯ РИФМА – рифма, образуемая словами, стоящими в
различных местах стиха.
Шаля,
такие ноты наляпаны,
что с зависти
Лопнули б все Шаляпины.
(В. Маяковский)
Слайд 43
РАЗНОРОДНАЯ РИФМА – рифма из слов, принадлежащих к различным
частям речи: вода – сюда, мотылёк – промок, дней
- сильней, какаду – найду, истома – дома, склеп – слеп, вы - увы, гибкой - улыбкой, сдача – иначе, послушна - равнодушно, рать - умирать, княжна - скромна…
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
(К.И. Чуковский)
Слайд 45
РАЗНОСЛОВНАЯ РИФМА - рифма одного слова с частями двух
или даже трёх слов.
Сродни составной рифме, но более усложнённая:
солнце - сон целое, судорог - разнесу дорог, раб расти - храбрости, тех, кто рушаещееся - архитектор, шёпот - хорошо под, за сто и - глазастые...(В. Маяковский)
Один взойду на помост
Росистым утром я,
Пока спокоен дома
строгий судия.
(Фёдор Сологуб)
Слайд 47
РАЗНОУДАРНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов с
ударением на различных слогах от конца:
вдребезги - ни
зги, волны - полны...
Молодой человек,
встань на коробочку!
Лучше на бочку!
(В. Маяковский)
Слайд 48
Разноударные рифмы бывают
не только составные: кость –
молодость.
На них построено стихотворение С. Городецкого «Частушка»:
Как пошли
с гармоникой –
Скуку в землю затолкай!
Как пошли по улице,
Солнце пляшет на лице.
Горюны повесились,
Пуще, сердце, веселись!
Слайд 50
Стихи с разноударными рифмами часто используются в фольклоре
и в песенном жанре, где слова организованы мелодически:
небе –
себе, ночи – молчи, сидит – ходит, трава – снова, просил – бросил, я – красивая… "Молодость моя - Белоруссия..."
Слайд 51
РАССЕЧЁННАЯ РИФМА – рифмосочетание слов, основанное на внутрисловном
переносе: последнее cлово в строке "разрывается" и переносится в
следующую строку:
зна(мя) - казна, живуч ям(б) - созвучьям,
нигде - приведе(ние), ксива - красивы(ми), палачу - чу(вствую), Химер - мер(цаньи)...
Слайд 52
Ещё вариант рассечённой рифмы, состоящий из трёх
рифмующихся слов в строфе, при этом третье слово зарифмовано
по частям и с первым, и со вторым
(объединённая рифма).
Пальцы корявой руки
Буквы непослушные гнут:
"Врангель оп-
раки -
нут..."
(В. Маяковский)
Слайд 54
Раскланялись все, осклабились враз;
кто басом фразу, кто в
дискант дьячком.
- С праздничком!
С праздничком!
С праздничком!
С праздничком!
С праз-
нич-
ком!
(В. Маяковский)
Слайд 56
А кто до того к подписям привык,
что снова
к скале полез,-
у этого всегда закрывается лик-
без.
(В. Маяковский)
Слайд 57
РИФМЫ ДАЛЬНЕЙ СТЕПЕНИ РОДСТВА - рифмы, образуемые словами, клаузулы
которых совпадают только в начале.
К рифмам дальней степени
родства относятся ассонансные рифмы, конфликтные рифмы, корневые рифмы и пр.
Слайд 58
Ассонансная рифма (ассонанс)
– созвучие слов, в которых совпадают ударные
гласные при полном или частичном несовпадении согласных.
Слайд 59
КОРНЕВАЯ РИФМА – базовая рифма с совпадением только корня
рифмы (ударного гласного и последующего согласного звука): плавный –
лавка, верно – первый, новый – словно, избы – низко, служба - кружка…
Чем меньше послеударных слогов в рифмующихся словах, тем созвучней корневая рифма.
Всё тихо в мрачной келье:
Защелка на дверях,
Молчанье, враг веселий,
И скука на часах!
(А. С. Пушкин)
Слайд 61
КОНФЛИКТНАЯ РИФМА- рифма, состоящая из слов с неодинаковыми
связующими рифментами:
милый - унылых, видом - идол, летом– одетых, виновный - полковник, рупор -
трупам...
Слайд 62
Конфликтные рифмы делятся на мягкие и жёсткие.
Мягкие
конфликтные рифмы - закрытые связующие рифмы.
В целом, звучат созвучно:
синий – кинув, белый – делом, ворох – норам, хутор – спутан…
Как верый волк, щетиной весь покрытый,
Как добрый конь с подкованным копытом...
(А.С. Пушкин)
Слайд 64
В буднях великих строек,
В Весёлом грохоте, в огнях
и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна учёных!
(Д’ Актиль)
Слайд 66
РИФМА С ВКЛИНЕНИЕМ – рифмосочетание слов, при котором
в клаузулу одного из них вклинивается согласная, чаще сразу
после ударной гласной.
Противоположность рифме с выпадением: медь – сельдь, брег - поверг, год - лорд,
литры - фильтры, вас – вальс,
клетка – студентка, радугой - играть дугой...
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
(М.В. Ломоносов)
Слайд 68
РИФМА С ВЫПАДЕНИЕМ - противоположность рифме с вклинением:
зонтика –
экзотика, горе – двое,
отвёртка – уборка, пусть - путь…
Уж сколько их упало
в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
(М. Цветаева)
Слайд 70
РИФМА С ЧЕРЕДОВАНИЕМ (перестановкой) - рифма, в
составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются
между собой, создавая иллюзию звукового сходства: ксерокс – вереск, рифма - нимфа,
юрта - утро, алиби – грабили,
Карла - крала, прут- труп, схема - смеха, пёстрый – разношёрстый,
прискорбно – подробно…
Слайд 72
РОДНАЯ РИФМА - точная рифма, наиболее созвучная на слух.
К родным рифмам относятся:
- рифмы с полным совпадением клаузул:
пасть - масть, сок – обмок, клей – смелей…
- объективные акустические рифмы:
готово - стального, конечно - успешно…
- рифмы с адекватной гласицей:
лето - карета, новый – подковой, узел - контузил…
Чудная картина,
Как ты мне родна…
Белая равнина,
Полная луна…
(А. Фет)
Слайд 74
По числу слов, входящих в рифмующиеся словосочетания (простая,
сложная):
Простая – сложная.
Простая рифма - рифмуются отдельные слова: пень
– лень.
Сложная рифма – рифмуются группы слов :
в окне – на дне
или
одно слово с группой слов: давно — всё равно.
Слайд 76
По общему количеству слогов
(равносложная, неравносложная).
Равносложная – неравносложная.
Равносложная рифма - такая пара рифм,
в каждом из слов которой число слогов одинаково:
зи-ма – са-ма.
Неравносложная рифма - количество слогов различно:
зи - ма — ку – терь - ма.
Слайд 78
По тому, на какой слог падает ударение -
мужская, женская, дактилическая
Слайд 80
Мужская рифма где ударение стоит на последнем слоге рифмованного
стиха.
Оборвана цепь жизни молодой,
Окончен путь, бил час, пора
домой,
Пора туда, где будущего нет,
Ни прошлого, ни вечности, ни лет.
(М. Лермонтов. «Смерть»)
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
(А.С. Пушкин)
Слайд 84
Женская рифма, где ударение падает на предпоследний слог.
Такой тип используется
в отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Жених»:
Везде
сребро да злато,
Всё светло и богато.
Слайд 86
Дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем
слоге от конца строки.
Так рифмуются 1-я и 3-я
строки стихотворения
С. Есенина «Русь», а 2-я и 4-я являются ещё одним примером мужской рифмовки:
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избёнки леса,
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Слайд 90
Гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый
слог или дальше, — используется значительно реже остальных:
От луны
лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются…
В. Брюсов
Слайд 94
По фонетическим особенностям –
усечённая, замещённая, йотированная.
Слайд 95
Усечённая рифма
базовая равносложная рифма, в которой
одно из рифмуемых в конце стиха слов не полностью
покрывает созвучия другого слова.
Пассивное слово заканчивается на согласную (или две), а активное - на гласную:
унылый - мило, тополь – Европа,
омут- другому, стильный – обильно,
кречет – вече, дальний - спальня…
Слайд 96
В русском классическом стихе усечённой рифмой считается рифма
с усечением звука «й» (краткого «и»):
Ну ж был денёк!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи…
М.Ю. Лермонтов
Слайд 97
И что ж? Поверил бог унылый.
Амур от радости
прыгнул,
И на глаза со всей он силы
Обнову брату затянул.
А.С. Пушкин
Слайд 98
Светильник дня прекрасный,
Ложись и ты — почий;
С зарею
новой ясны
Ты вновь прострешь лучи.
В. Капнист
Слайд 99
НАДСТРОЕЧНАЯ РИФМА – рифма, в которой пассивное слово заканчивается
на гласную, а активное на согласную или две при
равном количестве послеударных слогов:
речи - широкоплечий, квиты – бритый, ухо - слухом, шляпа - лапоть, демонстрация – операциях, кобра – добрить...
Эти согласные после рифмообразующей ударной гласной и называются надстройкой.
Мне сегодня радостно до боли
Я сама не знаю - отчего.
Дышит сердце небывалой волей,
Силою расцвета своего.
Ольга Берггольц
Слайд 100
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его
не брошу -
Потому что он хороший.
Агния Барто
Слайд 101
ЗАМЕЩЁННАЯ РИФМА
– вариант псевдорифмы; рифма из похожих слов,
но с различной послеударной согласной:
вечер – ветер, повесть
– почесть, ножка – ночка…
Слайд 102
Йотированная рифма, которая является одним из широко распространённых
примеров усечённой рифмы; в ней, как видно из названия,
дополнительным согласным звуком становится звук «й».
Этот вид рифмы используется в следующем стихотворении А. С. Пушкина в 1-й и 3-й строках:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…
Слайд 105
Йотированная равносложная рифма из слов с открытым и
закрытым слогом, при этом последний заканчивается на "й" (j
- йот):
поле - волей, этой - лето, бури - фурий,
почила - могилой, оковы - новый,
думы - угрюмый, волны - полный,
грозящи - возносящий, нашей - чаше...
-чаще всего в роли слова с замыкающим "йот" выступают прилагательные.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи…
( М.Ю. Лермонтов)
Слайд 107
Мы растём, развёртывая плечи,
Завоёвываем воздух, радио, кино;
Но -
сквозь новый облик человечий
Просквозит внезапно век иной.
Н.Асеев
Слайд 108
Прошла гроза. Дымился лес,
Густой, просмоленный и едкий,
И дым, приподымая
ветки,
Как бы тянул их до небес.
Лев Озеров
Слайд 109
Рифма с использованием игры слов.
По своей форме
каламбурные рифмы являются составными и могут быть авторскими:
теперь
я – те перья, ананас – она нас,
порублю - по рублю, Наполеон - на поле он,
до канала - доканала, по калачу - поколочу,
пой май - поймай...
В год за три щёлки тебе по лбу
Есть же мне давай варёную полбу.
А.С. Пушкин
Слайд 111
Он скажет слово «за» И кается…
Он постоянно
За-
икается.
Эмиль Кроткий
Слайд 113
ЗАМЕЩЁННАЯ РИФМА
– вариант псевдорифмы; рифма из похожих слов,
но с различной послеударной согласной:
вечер – ветер, повесть
– почесть,
ножка – ночка…
Слайд 114
По точности созвучий и способам их создания
Слайд 115
Богатая рифма, в которой совпадает опорный согласный
звук.
Примером могут служить строки из стихотворения А. С. Пушкина «К
Чаадаеву»:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Слайд 117
Бедная рифма, где частично совпадают заударные звуки и
ударный гласный.
Слайд 118
Ассонансная рифма, в которой совпадает гласный ударный звук,
но не совпадают согласные.
Слайд 120
Диссонансная рифма, где, напротив, не совпадают ударные гласные:
Было
социализм
—
восторженное слово!
С флагом,
с песней
становилась слева,
И сама
на головы
спускалась слава. (В.
Маяковский)
Слайд 122
КОНСОНАНСНАЯ РИФМА – рифма с совпадением согласных звуков
и неточным совпадением гласных. Консонансные рифмы следует рассматривать как
диссонансные.
Слайд 123
Составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из
трёх и более слов, как во 2-й и 4-й
строках Н. С. Гумилёва:
Ты возьмёшь в объятья меня
И тебя, тебя обниму я,
Я люблю тебя, принц огня,
Я хочу и жду поцелуя.
Слайд 125
КОНФЛИКТНАЯ РИФМА
рифма, состоящая из слов с неодинаковыми связующими
рифментами:
милый - унылых, видом - идол, летом– одетых, виновный - полковник, рупор -
трупам...
Слайд 126
Конфликтные рифмы делятся на мягкие и жёсткие.
Мягкие
конфликтные рифмы - закрытые связующие рифмы.
В целом звучат созвучно:
синий – кинув, белый – делом, ворох – норам, хутор – спутан…
Как верный волк, щетиной весь покрытый,
Как добрый конь с подкованным копытом...
А.С. Пушкин
Слайд 128
В буднях великих строек,
В Весёлом грохоте, в огнях
и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна учёных!
Д’ Актиль
Слайд 130
Жёсткие конфликтные рифмы – открытые связующие рифмы, имеющие
на один слог больше, что и усугубляет диссонанс:
городу
– вороны, старыми – парусу,
видели – выдано, штопоры - пробыли…
Слайд 131
КОРНЕВАЯ РИФМА – базовая рифма с совпадением только корня
рифмы (ударного гласного и последующего согласного звука): плавный –
лавка, верно – первый,
новый – словно, избы – низко, служба - кружка…
Чем меньше послеударных слогов в рифмующихся словах, тем созвучней корневая рифма.
Всё тихо в мрачной келье:
Защелка на дверях,
Молчанье, враг веселий,
И скука на часах!
А. С. Пушкин
Слайд 133
МОНОРИФМА - редкая разновидность рифм по взаимному расположению в
стихе; все строки рифмуются между собой - АААА.
Наиболее часто употребляется
в классической восточной поэзии.
В русской поэзии стихи на одну рифму (монорим) встречаются редко;
чаще всего на монорифмах строятся отдельные строфы:
Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.
М. Цветаева
Слайд 135
Мы шли ломая бурелом,
Порою падая челом,
Но долго будет
слышен гром
И гул, в котором мы живём.
Д. Самойлов
Слайд 137
Принципы рифмовки
Стихи с разными видами рифмы обычно чередуются.
Расположение рифмующих строк внутри строфы может быть упорядочено различным образом.
Слайд 139
Кольцевая (опоясывающая) –
рифмовка, при которой, первая строчка
рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей.
Схематически
она выглядит так - абба:
Любовь и дружество до вас (a)
Дойдут сквозь мрачные затворы, (Б)
Как в ваши каторжные норы (Б)
Доходит мой свободный глас. (a)
А. Пушкин
Слайд 142
Кольцевая рифмовка может даваться начинающим несколько сложнее (первая
строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).
Глядел я,
стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
Ф. Тютчев
Слайд 144
Смежная (парная) рифма рифмовка, при которой первая строчка рифмуется со
второй, а третья – с четвертой.
Схематически она выглядит
так: аабб (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов):
Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, –
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!
А. Прокофьев
Слайд 147
Смежная рифмовка имеет преимущество в подборе рифм
(ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не
забивается промежуточными строками).
Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.
С. Есенин
Слайд 150
Перекрёстная (попеременная) рифмовка, при которой первая строчка
рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой.
Схематически
она выглядит так - абаб:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф. Тютчев
Слайд 154
Схема такой рифмовки с виду как бы чуть
сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и
позволяет лучше передать необходимое настроение.
Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).
Слайд 158
ПЕРЕСТАВЛЕННАЯ РИФМА - диссонансная рифма из слов, в которых
слоги меняются местами.
Такие рифмы встречаются в поэзии очень
редко и относятся к разряду экспериментальных: выесть - есть Вы; вечер - черве, пилот - отпил, человек - век чело ...
Улица - лица у
Догов годов
Резче - через
Железных коней...
В. Маяковский
Слайд 160
ПЕРЕХОДНАЯ РИФМА – разновидность обособленной рифмы.
Характерной особенностью слов,
образующих такую рифму, есть мягкая послеударная согласная и следующий
за ней звук «j» (йот): каналья(канал’jа) – далью (дал’jу), взморье - подспорье, распутье – гнуть я, стулья – ульи, рысью - лисье, кровью - любовью,
лепетанье - трепетанье….
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные руки – крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.
П. Герман
Слайд 163
Переходные рифмы, фактически являясь обособленными, близки и к
мультирифмам, и к связующим рифмам;
и в словаре расположены
между ними.
сквозная рифма - aaaa
(т.е. проходящая через всё произведение).
А. П. Сумароков
«Двадцать две рифмы».
Слайд 166
Выделяют такой вид рифмовки, как холостая рифма, когда
первая и третья строки не рифмуются, но при этом
вторая строка рифмуется с четвертой строкой.
Слайд 168
Выделяют свободную рифмовку.
Такой вид не имеет
схематического рисунка, а представляет собой отсутствие закономерности в чередовании
рифм.
Слайд 169
Сплетенная рифма имеет множество схем. Это общее наименование сложных
видов рифмовки: абвабв, абввба …
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и
искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои.
Ф. Тютчев
Слайд 172
Словарная классификация
ПРЕДУДАРНАЯ РИФМА (левая
рифма) - наиболее созвучная изассонансных рифм;
рифма с совпадением
ударной гласной и предударных звуков или слогов.
Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма.
Небо стало очень
Синим. С длинным криком
Проплывала осень
Журавлиным клином.
Целовались губы
С белым караваем.
Пролетели гуси
Серым караваном.
С. Панкратов
Слайд 174
Предударная рифма - единственная рифма, в которой клаузулы
слов могут не играть рифмообразующей роли:
сударыни - судачите, полегче
- полезный,
пролетарий - пролетали, коробится - коровушка,
присяга - присяду, возни - возьми, голову - голому...
Вот девочки - им хочется любви.
Вот мальчики - им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с людьми.
(Белла Ахмадулина)
В поисках счастья, работы, гражданства
странный обычай в России возник:
детяму нас надоело рождаться,-
верят, что мы проживеми без них.
Р. Рождественский
Слайд 176
Как наешься ты своей полбы,
Соберика с чертей оброк мне полный.
А.С. Пушкин
Слайд 177
Молодёжь! Ты моё начальство -
Уважаю тебя и боюсь.
Продолжаю
с тобой встречаться,
Опасаюсь, что разлучусь.
М. Светлов
Слайд 178
Первые предударные рифмы можно встретить как в древнерусском
фольклоре, так и в художественной литературе начиная с 17
века:
Ино я сам знаю и ведаю,
что не класти скарлату без мастера
не утешыти детяти без матери...
"Повесть о Горе - злочастии", 17 век
Слайд 179
ПРЕФИКСАЛЬНАЯ РИФМА - разновидность псевдорифмы; рифма из слов,
ритмические окончания которых начинаются непосредственно с префиксов.
Слова созвучны благодаря
общим концовкам и ударным приставкам:
набело - наголо, оттиск - отблеск,
заново - заживо,
повытаращили - повыпроводили...
Слайд 181
Абсолютное большинство префиксальных рифм составляют слова с приставкой
«вы» ("выкающая рифма"):
выемка – выдумка – выбелка – выставка – вывозка…
Выбить – вылить – выжить – выпить...
Выкачу - выскачу- выклянчу...
Что-то вылепится
Из
глины.
Что-то вытешется
Из камня.
Что-то выпишется
Из сердца...
Д.С. Самойлов
Слайд 183
Да, их голоса. Знакомые выкрики.
Застыл в узнаванье, расплющился, нем,
фразы
крою по выкриков выкройке.
Да - это они - они обо
мне.
В. Маяковский
Слайд 184
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА - обобщённое название различных неточных рифм;рифма из
слов с полным или частичным звуковым несоответствием их послеударных
окончаний. Противоположность точной рифме.
Слайд 185
ПРИЁМНАЯ РИФМА– рифма с участием слов, имеющих различия
внутри их клаузул.
К приёмным рифмам относятся:
рифмы с
вклинением, с выпадением , неравносложные рифмы, рифмы с чередованием и перестановкой, двоякие рифмы.
Казалося ему, что средь долины
Между цветов, стоит под миртом он,
Вокруг него сатиров, фавнов сонм.
Иной смеясь льёт в кубок пенны вины;
Зелёный плющ на чёрных волосах
И виноград, на голове висящий,
И лёгкий фирз, у ног его лежащий, -
Всё говорит, что вечно юный Вакх...
А.С.Пушкин
Слайд 187
Некоторые поэтические
приёмы и термины для них
Панторифма — все
слова в строке и в последующей рифмуются между собой
(например — рифмуются соответственно 1-е, 2-е и 3-е слова двух строчек).
Эхо - рифма — вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.
Слайд 189
ПАНТОРИФМА – редкая разновидность рифмы по взаимному расположению в
стихе: все слова рифмуются между собой.
Стихотворений, полностью построенных
на панторифмах, практически не существует - панторифмические цепи используются фрагментарно:
"Стал и сел. Взял и съел..." (В. Маяковский), "Сорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий),
"Полоса щели. Голоса еле..." (В. Маяковский).
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
В. Брюсов
Слайд 191
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА (грамматическая рифма) – рифма с использованием слов
одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме:
горе -
море, играи - страдали, поэту - свету, птичьем – девичьем, тростником – плавником, ворожим – ворошим, далёкому - одинокому…
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
А.С. Пушкин
Слайд 193
Над банальными рифмами :
любовь — кровь, розы — слёзы, радость —
младость -
подшучивал ещё А. С. Пушкин
в «Евгении Онегине»:
И вот
уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
Читатель ждёт уж рифмы «розы»,
На вот, бери её скорей…
Слайд 196
Рифма
- подчиняет стихотворную речь новой закономерности, делая её
приятнее для слуха и легче для восприятия;
- разграничивает отдельные
стихи;
- разделяет стихи, а на самом деле связывает их созвучием.
Слайд 197
Роль рифмы
- расчленяет стихотворные единицы и прибавляет к
этому ещё созвучие.
- содержит источник её художественного действия.
-
рифма служит одним из способов объединения отдельных представлений.
Слайд 198
«Ближайшая причина эстетического удовольствия состоит в той лёгкости,
с которой предмет нашего восприятия подводится под готовые в
нашем уме формы времени и пространства» (Вундт).
Слайд 199
В теории выставляется требование - рифмовать значительные по
содержанию слова стиха: «если рифмуются слова бессодержательные, незначительные, в
нас возникает противоречие, неудовольствие: звуки говорят не то, что мысль» (Карьер).
Слайд 201
Рифма должна созвучием соединять разнообразное, а не
повторять тождественное.
Слайд 202
Рифмовать можно, руководствуясь произношением, а не начертанием:
такого —
строго, изобрел — осмотрел
— не рифма.
Слайд 203
Употребительны вольности, оправдываемые слухом:
миг — роковых (А. Фет ),
звучат — разлад (А.
Толстой),
тучи — могучий ...
Комбинации различных рифм могут быть разнообразны до
бесконечности.