Слайд 2
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что многие писатели
используют детали для создания образов в литературе, но не
все знают и обращают внимание на этот художественный прием при целостном анализе произведения.
Цель исследования – изучить особенности деталей в поэме «Мертвые души».
Объект исследования: поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Задачи исследования:
- выделить художественные детали пейзажа, портрета, интерьера, поведения;
- научиться сравнивать, анализировать художественные детали литературного произведения.
Слайд 3
Деталь художественная – особо значимый, важный элемент в
произведении, несущий большую смысловую и эмоциональную нагрузку.
Деталь
портрета
интерьера
пейзажа
Слайд 4
Н. В. Гоголь – признанный мастер детализации. В
поэме «Мертвые души» ему удалось создать галерею образов помещиков.
В пяти главах поэмы автор сатирически изображает их абсурдный мир, неспособность вести хозяйство, полную деградацию. В изображении помещиков писатель использует одну и ту же последовательность деталей: пейзаж, дом, интерьер, портрет помещика и членов его семьи, еда, манера речи.
Слайд 6
«Приобретатель» - Чичиков
Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души»
Чичиков Павел Иванович занимает особое место. Будучи центральной фигурой
поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой – не только для чиновников города NN., но и для читателя.
Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом тех помещиков, с которыми встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.
Слайд 7
Бесхозяйственный помещик, праздный мечтатель, живущий в мире своих
грез – «рыцарь пустоты».
«Сахарный» - Манилов
Слайд 8
Портрет Манилова
«Был человек видный: черты лица были не
лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было
передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».
Слайд 9
Усадьба Манилова
Бесхозяйственность и непрактичность: рядом с прекрасной мебелью
стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей», «щегольский подсвечник, из
темной бронзы с тремя античными грациями» стоял на столе, а рядом с ним помещался «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале».
Слайд 10
Свою жизнь проводит в полнейшей праздности. Отошел от
всякого труда, даже не читает ничего: два года в
его кабинете лежит книга, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами», вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.
Образ жизни Манилова
Слайд 11
Характеристика Манилова
Восторженная наивность и мечтательность, беспечность «бескорыстного философа»,
глупость, несамостоятельность и боязливость. Нет никаких живых интересов. Хозяйством
он не занимается, он даже не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии.
Слайд 12
Вместо настоящего чувства – «приятная улыбка», приторная любезность;
Вместо
мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления;
Вместо деятельности – или
пустые мечты, или такие результаты его «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».
Слайд 13
«Сберегательница» - Коробочка
«…Вошла хозяйка, женщина пожилых лет,
в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на
шее…»
Мелочная скопидомка
Слайд 14
Характеристика Коробочки
«…Одна из тех матушек, небольших помещиц,
которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько
набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода». Типичная мелкая помещица – владелица 80 душ крепостных. Домовитая хозяйка.
Слайд 15
Усадьба Коробочки
«Хорошая деревенька», двор полон всякой птицы,
имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и
прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья».
Слайд 16
Образ жизни Коробочки
Умственный кругозор крайне ограничен. Тупость,
невежественность, суеверие, страсть к наживе. Боится «продешевить» при продаже.
Все «новое» пугает ее.
Хозяйственность, предусмотрительность, практичность → мелочное преследование эгоистичных целей, «дубинноголовая» ограниченность.
Слайд 17
Плюшкин
Бережливость → скупость; постепенная деградация личности
Скряга, доведший свое
имение и крестьян до полного разорения, «прореха на человечестве».
Слайд 18
Домашний интерьер Плюшкина
Комната помещика поражала своей убогостью, беспорядком.
Повсюду были навалены грязные или пожелтевшие от времени вещи
и вещички. Автор в названии этих предметов использует суффиксы с уменьшительным значением, чтобы подчеркнуть, каким скрягой стал герой. Символичной является деталь в интерьере: «часы с остановившимся маятником». Так и жизнь Плюшкина застыла, остановилась, лишилась связей с окружающим миром. Описание быта и нравов героя выявляет все его отвратительные качества.
Слайд 19
Деталь пейзажа. Плюшкин.
Тоской проникнуто описание деревни и усадьбы этого
хозяина. Он давно уже не знает, что творится у
него в хозяйстве, зато строго следит за уровнем наливки у него в графинчике. Барский дом похож на огромный могильный склеп, где заживо погребен человек.
Слайд 21
Таким образом, анализируя все вышесказанное, я прихожу к
выводу, что такая тема, как художественная деталь, бесконечно широкая,
предполагает творческое отношение к литературному наследию. Взаимоотношения человека и быта различны. Быт может человека поглощать или быть ему враждебным. Так и происходит у Гоголя в «Мертвых душах».
С помощью деталей, выставляющих с особой ясностью основные грани героев, Гоголь, создает предельно конкретные, ярко индивидуальные типы, исключительные в то же время по широте обобщения. Каждый герой представляет особую сторону русской действительности, узнаваемую читателями именно по мелочам. Кроме того, детали помогают раскрытию центральной проблемы поэмы – проблемы омертвения живой души. Герои Гоголя словно теряются в бесконечном мире вещей, сами превращаются во что-то «предметное», бездуховное.