Слайд 2
Антон Павлович Чехов
(1860-1904)
Слайд 3
Детство. Семья. Учёба.
Семья Чеховых
Слайд 4
Антон Чехов родился 29 января 1860 года в
городе Таганроге в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца
бакалейной лавки. Учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле.
Родители Чехова – Павел Егорович и Евгения Яковлевна
Слайд 5
К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова
– водевили, сцены, очерки, анекдоты. Некоторые из них он
посылает в редакции столичных юмористических журналов.
«Чехов рос живым, остроумным мальчиком. Он много читал, увлекался театром и сам разыгрывал перед братьями и знакомыми целые сцены. Особую радость ему доставляли забавные рассказы, которые он читал прямо-таки мастерски.»
Слайд 6
Гимназия, в которой учился Антон Павлович Чехов в
Таганроге.
Слайд 7
В 1876 году Чеховы разорились, продали лавку и
переехали в Москву. Антон Павлович остался в Таганроге заканчивать
гимназию. Отец не мог помогать юному Антоше, и Чехову пришлось самому зарабатывать на жизнь уроками. Так прошли три года. После окончания гимназии Антон Павлович приехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета.
После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его «юмористические мелочи» регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезёнки).
Слайд 8
Вхождение Антона Чехова в «большую» литературу.
Слайд 9
После окончания университета (1884) Чехов работает уездным врачом,
продолжает писать. Основным жанром в его творчестве этого периода
является короткий рассказ – сценка, этюд, набросок, - основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Произведения этого времени составили сборники «Пёстрые рассказы» (1886) и «Невинные речи» (1887)
Новый этап творческой биографии Чехова – «вхождение в литературу» - связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А.С. Суворина «Новое время» (с 1886), где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника «В сумерках» (1887). В том же 1887 пьесой «Иванов» Антон Павлович подвёл итог своим ранним драматургическим поискам, начатым ещё в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства.
Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих лидеров (Д.В.Григоровича, А.Н.Плещеева, В.Г.Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к профессиональной литературной деятельности. В повести «Степь», опубликованной в 1888 в журнале «Северный вестник», обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через «случайные» реплики и жесты.
Поездка на Сахалин.
«Я сам себя командирую…»
Родные и близкие вначале воспринимали разговоры Чехова о том, что он собирается на Сахалин, как очередную шутку.
«...25-30 лет назад наши же русские люди, исследуя Сахалин, совершали изумительные подвиги, за которые можно боготворить человека, а нам это не нужно... Жалею, что я не сентиментален, а то я сказал бы, что в места, подобные Сахалину, мы должны ездить на поклонение, как турки ездят в Мекку, а моряки и тюрьмоведы должны глядеть, в частности, на Сахалин, как военные на Севастополь... ».
Слайд 11
В 1890 году Антон Чехов прерывает успешно начатую
литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь
на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных». Творческим итогом путешествия становится книга «Остров Сахалин» (1895), написанная в жанре «путевых записок»; в её основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.
1890 год. А.П. Чехов накануне отъезда на Сахалин
Слайд 12
В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним
из самых читаемых писателей России – его произведения регулярно
появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль», газетах «Новое время» и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы» 1888, «Хмурые люди» 1890), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика по большей части оказалась неспособной принять особенности его «объективной» художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок. Исключение составила повесть «Палата №6 (1892), за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Антоном Чеховым закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, - мастера тонкого психологического анализа.
Слайд 13
В многочисленных рассказах этого времени Антон Павлович обращается
к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных,
научных и философских идей: пессимизма («Огни 1888), социального дарвинизма («Дуэль 1891), народничества («Рассказ неизвестного человека 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений («Три года», «Супруга», «Ариадна» - 1895), аномальных явлений психики («Чёрный монах 1894).
Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова – «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди - они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.
Слайд 14
Портрет Чехова, написанный Иосифом Бразом, хранится теперь в
запасниках Третьяковской галереи. Выставляют его лишь изредка, в дни
чеховских юбилеев и торжеств.
Портрет был заказан П.М.Третьяковым. Браз – тогда совсем ещё молодой, начинающий живописец, только что окончивший Петербургскую академию художеств по классу Репина, - работал над ним более двух лет. Первый вариант (1897) он забраковал сам. Второй, проданный Третьякову, не нравился Чехову: «Мне противен бразовский портрет…»; «Ведь это плохой, это ужасный портрет…»; «Кажется, трудно написать менее интересный портрет. Не повезло со мной Бразу».
Художник придал своей модели изящную, слегка манерную позу. Чехов тонет в старинном кресле с высокой бархатной спинкой. Худое, тонкое лицо склонено на бескровную руку; за стёклами пенсне – сухие, печальные глаза. Полотно выдержанно в голубовато-мглистых тонах. Краски так холодны, как будто портрет внесли сюда прямо с мороза и он в этом тёплом и людном зале сразу заиндевел. Только пятна лессировки у щёк тлеют бледным румянцем болезни.
Слайд 15
Элегантный портрет
«…Портрет мне не кажется
интересным. Что-то есть в нём не моё, и нет
чего-то моего». Браз понял Чехова как человека своего круга. Он написал обобщённый тип российского интеллигента конца века.
«Мы увидим всё небо в алмазах… мы отдохнём…» Портрет Чехова, написанный одним из его персонажей.
«Если я стал пессимистом и пишу мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой».
Он остался единственным: никто из крупных русских художников так и не взялся за кисть, чтобы написать Чехова.
Размноженный в бесконечных копиях, портрет из Третьяковки стал обязательным, как документ.
Слайд 16
Одновременно Антон Чехов продолжает работу в драматическом жанре,
пишет небольшие пьесы, водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890).
В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, а также внесловесными средствами, в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст.
Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра(1896) закончилось провалом и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских чеховских пьес («Дядя Ваня» 1899, «Три сестры» 1901, «Вишнёвый сад» 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.
Слайд 17
В 1892 году покупает имение Мелихово, где помогает
местным крестьянам как врач, строит школы для крестьянских детей,
выезжает в губернии, охваченные голодом, участвует во всеобщей переписи населения.
Слайд 20
В Мелихово было написано много прекрасных произведений: "Попрыгунья",
"Скрипка Ротшильда", "Учитель словесности", "Чайка", "Дядя Ваня" и др.
В начале XX века Чехов создает такие замечательные пьесы, как "Три сестры" и "Вишневый сад".
Слайд 21
В 1898 году Чехов переезжает в Ялту, где
построил дом, в котором у него бывали Лев Толстой,
Горький, Бунин, А. Куприн, художник Левитан. В 1901 году Чехов женился на актрисе МХАТа Книппер.
Слайд 23
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо,
и одежда, и душа, и мысли...
Надо поставить свою жизнь
в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
Кто выше всего ставит покой своих близких, тот должен совершенно отказаться от идейной жизни.
Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благородную роль, хочется делать историю, чтобы те же поколения не имели права сказать про каждого из нас: то было ничтожество, или еще хуже того...
Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.
Льстят тем, кого боятся.
Водка белая, но красит нос и чернит репутацию.
Слайд 24
Писатель должен много писать, но не должен спешить...
Настоящий писатель - это то же, что древний пророк:
он видит яснее, чем обычные люди.
Ехать с женой в Париж, все равно что ехать в Тулу со своим самоваром.
Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.
Все бледнеет перед книгами.
Говорят, в конце концов правда восторжествует, но это неправда.
Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
Слайд 25
Последний период творчества Антона Чехова.
Слайд 26
В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Антон
Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его
участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Антон Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898).
Слайд 27
В то же время многие герои его последних
произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление
к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
Слайд 28
В 1904 году в связи с резким ухудшением
здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт
Баденвейлер.
Здесь 15 июня он скончался.
Похоронен великий русский писатель в Москве на Новодевичьем кладбище.