Слайд 4
Литературный андеграунд –
феномен культуры XX века
Слайд 6
Категория «андеграунд»
в литературе и искусстве
Слайд 7
Как отдельное направление в литературе и искусстве
категория «андеграунд» занимает свою особую нишу,
преобладая
отличительными
качествами
и
признаками.
Слайд 9
Охарактеризовать литературный андеграунд как «общую категорию жанра
андеграунд» с первого взгляда довольно сложно, поскольку простой перевод
сможет дать только его буквальное значение:
«подземка», «подполье».
Слайд 11
Факт, что использование иностранных слов в русском языке
зачастую бывает чревато искажением, а то и непониманием большинством
носителей языка изначального значения слова.
Примерно так произошло со словом «андеграунд».
Слайд 13
С точки зрения «Толкового словаря иноязычных слов» под
редакцией
Л.П. Крысина, изданного в 2003 году, андеграунд -
это направление в искусстве, культуре, идущее в разрез с устоявшимися традициями и нередко вызывающее протест против них, а также (собир.) произведения представителей этого направления.
Слайд 15
Словарь «Webster's New World Dictionary of the
American language» трактует исследуемое нами понятие в более узком
(социально-политическом) направлении.
Так, под термином «андеграунд» понимается:
1. оккупированный, рабочий, расположенный и используемый под землей или под почвой;
2. что-то секретное, скрытое, спрятанное, покрытое тайной;
3. что-то направленное, но в тоже время коммерчески не выгодное (газеты, кино, которые были чужды условности, нешаблонные; нетрадиционные, радикальные, некассовые);
4. подпольное движение, организованное с целью противодействия и ниспровержения правительства силами врага.
Слайд 17
Словарь «Webster's Third New International Dictionary» определяет
понятие «андеграунд» несколькими определениями:
1. «место или пространство под землей»;
2.
«подземный тоннель»;
3. «расположение секретной группы или организации, оккупированной тоталитарной страной, которые борются за солидарность, принимающие сообща меры за независимость»;
4. «тайная, законспирированная группа людей или целая организация, созданная с целью создать революционерные, разрушительные настроения».
Слайд 19
Словарь «Oxford Advanced Leaner's Dictionary» дополняет сведения о
исследуемом понятии:
1. «подземелье»;
2. «секретное политическое движение, направленное на борьбу
с врагами, оккупированными другой страной»;
3. «подземная железная дорога»
4. «подпольные движения сопротивления в течение Второй Мировой Войны».
Слайд 20
Словарь «The Сoncise Oxford Dictionary» дает свое определение
понятию «андеграунд»:
1. железнодорожная станция, находящаяся под землей, подземка;
2. секретная,
подпольная группа активистов, собственно направленная на свержение установленного политического порядка;
3. подпольное издательство, «самиздат», публикации, носящие некоммерческую и экспериментальную публикации.
Слайд 22
Толковый словарь русского языка трактует данное понятие с
точки зрения русского искусства:
Слайд 23
«Андеграунд» -
подпольный, нелегальный, тайный, подземный.
Слайд 24
Андеграунд –
неофициальное направление, отвергающее идеологию существующего
искусства.
Слайд 25
Андеграунд –
есть трудноопределяемая область функционирования человеческого духа.
Слайд 26
Андеграунд предполагает молодость и некоторую степень благополучия и
ироничности, своеобычный разрез мышления, некоторую степень апокалиптичности, финансовую незакрепощенность,
отсутствие образования, но наличие «амбициозной элитарности», постоянные отсылы к узко субкультурным контекстам.
Слайд 28
Большой энциклопедический словарь дает следующие определение исследуемому понятию:
андеграунд (англ. underground, буквально
подполье), художественные направления в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.).
Слайд 29
Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией,
отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и
художественных
традиций,
нередко эпатаж
публики,
бунтарство.
Слайд 31
Андеграунд появляется во второй половине XX века, в
странах, где искусство подчинено идеологии.
Стоит отметить тот факт,
что такие произведения либо издаются нелегально, либо пишутся «в стол», то есть без надежды на публикацию.
Однако с течением времени запреты ослабевают или снимаются, в этом случае произведение приходит к читателю, хотя и с определенной задержкой.
Слайд 33
Также термином «андеграунд» очень часто обозначают общие направления
в музыке, которая не поддерживает классические пути.
Термин начал употребляться
во второй половине XX века, по отношению:
к странам, где искусство было подчинено государственной идеологии, а также к течениям в развитых странах, где массовое искусство ориентируется на рынок.
Слайд 35
Российский гуманитарный энциклопедический словарь трактует это понятие по-своему:
андерграмунд (англ. unerground - подполье) применительно к русской культуре
- это форма последовательного эстетического и экзистенциального протеста против государственно-бюрократического стиля управления искусством и литературой.
Слайд 37
Термин заимствован из художественной практики послевоенной нью -
йоркской богемы, где андеграунд возник как оппозиция к "истэблишменту"
(система общепринятых ценностей) и массовому коммерческому искусству.
Слайд 38
С начала 70-х гг. понятие андеграунд проникает в
СССР и охватывает все богатство и разнообразие
неофициальной
нонконформистской,
так называемой
«второй культуры».
Слайд 40
Лингвистический словарь З.Я. Ярцевой описывает андеграунд следующим образом:
«андеграунд» -
это движение молодёжи 60-х;
по существу, явилось
формой стихийного протеста против общепринятой морали и ценностей буржуазного общества, однако каких-либо классовых и социальных целей перед собой не ставило.
Слайд 41
Словарь по искусству и архитектуре дает свое определение
исследуемой категории:
андеграунд (англ. underground - «подполье»), означающее «подпольную»
культуру как составную часть так называемой контркультуры, противопоставившей себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в буржуазном обществе.
Слайд 43
Типичная идеологическая тематика американского андеграунда в данном случае
рассматривается как «сексуальная революция», бегство от общества, проблемы маргинальных
социальных групп.
Слайд 44
В России того времени понятие «андеграунд» приобрело иной
смысл, став обозначением сообществ, представлявших
неофициальное,
непризнанное
властями искусство,
а также литературу,
музыку и т. д.
Слайд 45
Энциклопедия искусств уточняет исследуемое нами понятие следующим образом:
андеграунд (англ.underground - подполье, подземелье) –
в узком смысле
- любое некоммерческое, экспериментальное искусство;
в широком - понятие и явление, возникшее в США в конце 1950-х гг. и означающее «подпольную» культуру как составную часть так называемой контркультуры, противопоставившей себя ограничениям и условностям, господствовавшим в обществе культуры.
Слайд 47
Итак, категория «андеграунд» это:
«направление в искусстве, культуре, идущее
вразрез с устоявшимися традициями и нередко вызывающее протест против
них, а также произведения представителей этого направления»;
«неофициальное направление, отвергающее идеологию существующего искусства»;
«коммерчески не выгодный вид искусства, другими словами «подпольное», «самиздат» (газеты, кино, которые были чужды условности, нешаблонные; нетрадиционные, радикальные, некассовые)».
Слайд 49
Мы приходим к выводу, что такое понятие как
«андеграунд», по своей сущности, очень разнообразно и многолико.
Слайд 50
Использование этого понятия в различных видах искусств, в
том числе и в художественной литературе, затрагивает не только
общие признаки исследуемого течения того времени, но и дает ключ к пониманию особого образа жизни и мировоззрения.
Слайд 51
С середины двадцатого века это слово уже стало
обозначать целое направление в искусстве, причем по отношению к
самым разным его видам: и литературе, и музыке, и живописи.
Слайд 52
Относящимися к андеграунду назывались те произведения искусства, которые
были сделаны в обход существовавших в то время канонов
и не получили признания у широкого круга потребителей.
Слайд 53
Изначально термин "андеграунд" в культурном пласте обозначал примерно
то же самое, что и
контркультура и,
прежде всего,
подразумевал
противопоставление
масс - культуре.
Слайд 54
Возможно, именно из - за этой разноплановости
андеграундного искусства при переходе в русский язык это слово
сначала немного изменило свое значение.
Слайд 55
Большое количество людей приняло его в свой лексикон
в значении "темное, грязное, низкое искусство".
Слайд 56
Конечно, и эти прилагательные можно в некоторых случаях
и с известной долей допущения отнести к первоначальному значению
underground - «подземка».
Однако при этом терялась такая значительная часть семантики слова «андеграунд», как противопоставление масс - культуре, которую при всей ее общепризнанности нельзя отнести к «высокой» культуре.
Слайд 57
Рассматривая признаки произведений жанра андеграунда, необходимо обратить внимание
на то, что в русле исследуемого искусства существуют как
настоящие шедевры, которые просто не могли найти широкого круга почитателей (например, современный арт-хаусный кинематограф) из-за своей изначальной избранности, высокоинтеллектуальности, так и те предметы искусства, которые изначально были созданы с единственной целью - поразить закоренелые устои общества, дать «пощечину общественному вкусу.
Слайд 59
Характерные признаки произведений андеграунда
Слайд 60
Неофициальное искусство - может быть не самое точное
определение нового явления, но оно
четко определяет
то или
иное явление
в данной сфере.
Слайд 61
Традиционно под неофициальным искусством понимают художественное творчество,
если оно противоречит общепринятым эстетическим нормам, создает свою эстетику
взамен отвергнутой, вырабатывает собственные критерии творчества.
Слайд 62
Подобная деятельность возможна в демократической стране, позволяющей искусству
существовать независимо, представая перед зрителем
в специальных салонах
и
залах, и проходить
«тест» на актуальность,
«сражаясь» с
художественной критикой.
Слайд 63
В 50-е годы второй половины XX века
усилился интерес к нетрадиционному искусству, которое начинает выглядеть равновеликим
реализму и обнаруживает параллельный развивающемуся реализму ряд сменяющих друг друга художественных систем:
декаданс, символизм, футуризм, социалистический реализм, андеграунд и различные модификации неофициального искусства того времени.
Слайд 66
Экстремистский утопический соцреализм 1930 - 1970 годов XX
века - это очевидное доминирование неклассических систем. Критика в
погоне за так называемой «правдой жизни» выглядит радикальной:
осуждение несовершенства мира предполагает надежды на изменения, упование на лучшую долю.
Слайд 67
Исследуя проблематику неофициального искусства, стоит подчеркнуть, что само
это явление имеет чисто художественное значение. В данном контексте
природа жанра «андеграунд» имеет сложное образование.
Слайд 68
Часто неофициальное искусство называют термином «нонконформизм», поскольку важным
источником его образования являлось неприятие, отрицание официальной культуры;
Слайд 70
называют поставангардом, так как его авторы считали себя
наследниками авангардного искусства XX века;
Слайд 71
называют андеграундом за способ существования и «партизанские» методы
деятельности, что было обусловлено запретом на свободное творчество;
называют второй культурой - несмотря на то, что, зародившись как независимая творческая деятельность и вынужденное стать «подпольем», это движение должно было обеспечить свое выживание и развитие, и потому возникла необходимость в создании собственной системы «жизнеобеспечения», включающей организационную, просветительскую, издательскую деятельность и даже художественное образование.
Слайд 73
Понятие «андеграунд» и связанная с ним идея
контркультуры - культуры социального протеста - стали в конце
60 - х начале 70 - х годов основной общественной проблемой.
В то время ещё была свежа память об антифашистских движениях и борцах сопротивления.
Слайд 76
Среди немецких студентов были популярны идеи левацких террористических
групп, революционеры - троцкисты взрывали бомбы, полиция устраивала облавы,
длинные волосы были признаком радикального мировоззрения.
Слайд 77
Так, культура, не принимающая нормы и правила, установленные
в жизни современного ей общества , развивается полунелегально, если
в этом обществе практикуются запреты на какие - либо виды или способы художественного творчества.
Слайд 78
Этим и отличалась культурная политика советского государства, отождествляющего
искусство с идеологической деятельностью и требовавшего от него соответствия
государственной идеологической и политической программы.
Те, кто не принимал этих требований, оказывались как бы вне закона, а их творчество объявлялось антиобщественной и антигосударственной акцией.
Слайд 79
В категорию попадали люди разных творческих профессий,
направлений и вкусов.
Работая в данном направлении, они уходили
«в подполье», создавали независимые объединения, организовывать свои выставки и издания.
Слайд 80
Постепенно в культуре сформировался «субкультурный план», становление которого
проходило в борьбе с официальными структурами и под их
давлением, что в значительно мере определило его специфику.
Слайд 83
Классическое (гармонизированное) и неклассическое (ориентированное на восприятие и
отображение хаоса) искусства перемежаются во времени.
Происходит циклическая смена
эпохальных культурных парадигм, череда приливом и отливов, качание маятника эстетических пристрастий в границах контрастных устремлений.
Слайд 84
Человек эпохи андеграунда, сталкиваясь с жизненными противоречиями, оказывался
в состоянии фрустрации.
Слайд 85
Отсюда следует
- зыбкость контуров поэтического изображения в
творчестве авторов жанра англоязычного андеграунда, создатель которого мечется, бунтуя
против моральных устоев и общественного мнения, ратуя за индивидуальную свободу,
- приоритет мистического и религиозного перед земным,
- культ греховной красоты и пряной чувствительности,
- своеобычность субъективно - личностного видения и оригинальность стилевого оформления, включающего широкий диапазон экстравагантностей, вплоть до вычурности.
Слайд 87
Одной из главных причин зарождения этого жанра
можно считать тот факт, что авторы «подпольного самиздата» сознательно
дистанцировались от общего образа жизни, ими владело чувство заброшенности и бесприютности, поскольку социально - политические устои, по их мнению, приводили в тупик.
Слайд 88
Художники остро реагировали на социальное неблагополучие, порабощенность человека
государством, экономические неурядицы.
В результате стали появляться крупные индивидуальные
авторы авангардного типа, не ставящие своей целью публиковаться и завоевывать известность, приспосабливаться к обстоятельствам, предпочитающие успеху последовательную разработку данной эстетики.
Слайд 89
Людей стало объединять отвращение к псевдогражданским писаниям, пафосности
строк, в обилии представляющих официальную прозу, занятую воспеванием искусственных
ценностей.
Слайд 90
Основным признаком течения жанра англоязычного андеграунда стоит считать
то, что именно писатели андеграунда обратились к простым человеческим
данностям, вещам и предметам, внятным своей определенностью, связью с бытом, третируемым традицией.
Слайд 91
Писатели андеграунда стремились создать свой художественный мир,
- в котором раскрывали сущность человеческого бытья, так называемого,
казенного благополучия и оптимизма.
Слайд 92
Разговорный синтаксис, и как вследствие чрезмерное употребление бранной
лексики, бытовая лексика, реалии жизни низших слоев общества сочетаются
с выверенностью композиции, выстроенностью формы.
Именно эти качества в модифицированном виде стали приметами новой эстетики.
Слайд 94
Это была эстетика объективного письма, которое ориентировано голосами
действительности, которая также не боится прозы жизни, а наоборот,
раскрывает ее сущность, неприглядные стороны окружающей реальности.
Слайд 95
Близость творческих принципов писателей жанра «андеграунд», общность
правил текстосложения и характерных для эпохи художественных решений, структурных
элементов и форм создают новую систему.
Слайд 96
Образующую систему можно сформулировать следующими принципами:
1. Пересмотр ценностей и отказ
от общепризнанных представителей об искусстве, создание его новой модели, базирующейся на разрыве с традициями или использующей их альтернативные варианты.
2. Разработка своего, особого языка искусства, поиск новых средств воздействия, недостижимых в прежних условиях. Обусловленное этим подчеркнутое внимание к художественной форме, эксперименты, приводящие к превращению литературной технологии в предмет искусства.
Слайд 97
3. Утверждение собственной власти креатора, знающего законы
искусства и эффективные пути их реализации.
Стремление победить в
эскалации способов, средств и приемов творчества, стать самым заметным и «продвинутым».
Художественный экстремизм, проявляющийся в активном, порой агрессивном навязывании окружающим своих представлений об искусстве. Эпатаж как парадоксальная стимуляция духовного поиска.
Слайд 98
Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно провокационная выходка или вызывающее, шокирующее
поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и
другим нормам...
Слайд 99
4. Утопизм, связанный с завышенной оценкой преобразовательных возможностей
собственного творчества, с попытками овладеть иррациональным, экспериментируя с «неведомым».
5. Принцип дисгармонии, обнаруживающий на всех уровнях художественной структуры произведения как следствие отказа от категорий классического искусства: прекрасного, эстетической целостности и идейно-смысловой завершенности, устремления к идеалам, утрата традиционных представлений, «наоборотное» устройство произведений, интерес к «изнанке», «низу», эстетике безобразного.
Слайд 101
6. Антимимезис как стремление снять оппозицию «искусство-жизнь». Намерение
не копировать натуру, а создавать нечто абсолютно новое.
7. Стремление к синкретичности, стремление занять промежуточное, междисциплинное положение в зоне пересечения разных искусств, родов и жанров, типов и способов творчества.
Слайд 103
8. Снятие проблемы качества как результат нейтрализации
ценностных различий и элитарности профессионального искусства, отстаивание тезисов «любой
человек - творец», «все есть искусство».
Слайд 104
Часть признаков, отмечающих тенденции андеграунда как таковые, проявляющиеся
в разных течениях в фазе их наступательного самоопределения, присуща
и символизму и авангардизму (жанру андеграунду), однако в полном наборе перечисленные выше признаки совсем не свойственны акмеизму.
Слайд 105
Позиция наблюдателя осложнена аналитическим скепсисом, нередко иронией, но
в целом характеризуется положительной концепцией мира.
Слайд 106
Творчество освободилось от лишних украшений, эпитетов, сравнений, словесной
перезагруженности.
Стихи, проза стали лаконичными и жизненными, в результате
чего смысл обрисовывался особенно четко и ясно, то есть слова теряли свойство многозначности, оказывающейся лишней и неуместной.
Слайд 107
Писатели жанра андеграунда избегают самораскрытия, лирической монологизации,
патетики приговора, инвектив, любовных признаний - вообще любых выплесков
душевных порывов.
Но и холодная описательность, сюжетная повествовательность ему тоже претят.
Слайд 108
Свое отношение, оценку автор может искусно растворять во
внешних слоях «самоговорящей» художественной формы, сталкивающей речевые пласты современности,
фиксирующей не только словесные потоки, но часто и сам процесс зарождения речи, возникновение формирующегося смысла.
Слайд 109
Следует отметить тот неоспоримый факт, что это является
не обменом реплик в беседе объективированных персонажей, это вариант
внутренней диалогичности как способа иноговорения.
Слайд 110
Феномен андеграунда не получил еще глубокого осмысления
и обстоятельного изучения в литературоведческой науке, так как творческая
деятельность его представителей не имела легализованного статуса, и созданное ими доныне известно не в полном объеме.
Слайд 111
Роль андеграунда в развитии мировой литературы второй половины
XX века весьма значительна.
Слайд 112
Именно в андеграунде 50-60-х годов осуществляется реставрация модернизма,
именно в андеграунде рубежа 60-70-х годов зарождается постмодернизм.