Слайд 2
Да будет бал!
Балы проходили в огромных и великолепных
залах,
окруженных с трех сторон колоннами.
Зал освещался множеством восковых свечей
в
хрустальных люстрах и медных стенных
подсвечниках В середине зала непрерывно
танцевали, а на возвышенных площадках по
двум сторонам залы у стены стояло мно-
жество раскрытых ломберных столов, на
которых лежали колоды нераспечатанных
карт Здесь играли, сплетничали и философ-
ствовали. Бал для дворян был местом отдыха
и общения. Музыканты размещались у перед-
ней стены на длинных, установленных амфите-
атром скамейках. Протанцевав минут пять,
старики принимались за карты.
Слайд 3
Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6
лет.
Обучение танцам напоминало тренировку спорт-
смена, которая в нужный момент
придавала тан-
цорам ловкость, уверенность, привычность в
движениях, непринужденность. Ножки танцующих
независимо от их волнения «делали свое дело».
Танцы придавали манерам дворянина велича-
вость, грацию, изящество. Это было, как гово-
рят, «в крови» и воспитывалось с детства.
Балы позволяли дворянским детям усваивать
азы хороших манер и светских приличий.
Именно тогда появляются книги хороших манер.
Одна из них, появившаяся при Елизавете Пет-
ровне, учила, что «большая вежливость — это
учтивый обман», «истинное учтивость — это
одолжение», «притворное лукавство — это
обхождение», «всякое излишнее вредно, а
наипаче в обхождении».
Дворянский бал был школой общения для людей.
На балу влюблялись и выбирали невесту и
жениха.
Слайд 4
Придворные балы.
Наиболее
официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные.
На них собирались тысячи гостей.
На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью.
Слайд 5
Бальный Этикет XIX века в России.
Бальный этикет включает
в себя не только бальные
костюмы, культуру поведения на балу,
правиль-
ное исполнение танцев, но также и оформление
бальных помещений (залов, курительной, буфета,
игровой комнаты).
Балы и балы-маскарады разделялись по сословным,
профессиональным, возрастным категориям, при-
урочивались к особым торжествам, и бывали при-
дворными, общественными, частными, купеческими,
свадебными, детскими… Популярны в своё время
были балы Дворянского собрания, балы художни-
ков и балы, проводимые иностранными посольствами.
Слайд 6
Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в
виде приветствия, прежде всего перед хозяевами.
На балу должно приятно
улыбаться
и непринуждённо поддерживать светский разговор.
Слайд 8
Согласно правилам, кавалер начинал приглаше-
ния на танцы с
хозяйки дома, далее шли все-
её родственницы, а уж потом
наступала очередь танцевать со своими знакомыми дамами.
Слайд 10
Вставать в танец, не зная фигур, вести себя
с
дамой фамильярно (слишком прижимать к
себе во время танца, просить
её веер, пла-
ток или цветы), забыть отыскать приглашён-
ную даму перед началом танца, наступать
на шлейфы платьев – всё это характеризо-
вало танцора не с лучшей стороны. Но уме-
ние ловко и красиво танцевать, в сочетании
с хорошими манерами и знанием света могло
способствовать карьере молодых людей.
Слайд 12
Полонез.
Полонез, которым открывался бал, вошел в моду
при Екатерине
II. Длился он 30 минут. Все при-
сутствующие должны были
принять в нем участие.
Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров.. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт.
Слайд 13
Вальс.
Вторым танцем на балах был вальс, о котором
А.
С. Пушкин писал: Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой.
Слайд 14
Мазурка.
Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в
Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке
идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антра-
ша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик.
Слайд 15
Котильон.
В конце бала исполняли француз-
ский танец котильон. Он
представ-
лял собой танец-игру, шаловливый
и непринужденный. Кавалеры в этом
танце становятся
на колени перед
дамой, сажают ее, обманывают,
отскакивают от нее, перепрыгивают
через платок или карту.
Слайд 22
Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для
дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка
куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать.
(Ф.Кони)