Слайд 9
После революции многие футуристы решительно встали на сторону
новой власти и выражали готовность к активному сотрудничеству с ней.
Слайд 11
К футуристическому искусству проявлял интерес народный комиссар просвещения
А. В. Луначарский, сам выступавший как критик и драматург.
Слайд 13
В аппарате у А. Луначарского в первые послереволюционные годы работало
немало недавних футуристов.
Современники даже жаловались, что «борьба против
футуризма получила страшную видимость одной из форм контрреволюции».
Слайд 15
Именно от имени Наркомпроса стал издаваться футуристический орган —
газета «Искусство коммуны» (1918), вокруг которой объединилась группа наиболее
политически активных футуристов.
Слайд 18
Здесь и были сформулированы основные принципы теоретической платформы будущего
ЛЕФа:
создание действенного революционного
искусства,
поиски новых
форм художественной выразительности.
Слайд 21
ЛЕФ (Левый фронт искусств) - это литературно-художественное объединение
и одноименный журнал, возникшие
в Москве
в начале 1923
под руководством В.В.Маяковского.
Слайд 24
Созданию ЛЕФа предшествовали неоднократные попытки в послереволюционных условиях
«собрать воедино левые силы... объединить фронт для взрыва старья,
для драки за охват новой культуры»
(За что борется Леф?).
Слайд 27
Среди таких организаций были
АСИС (Ассоциация социалистического искусства, 1918),
Летучая
федерация футуристов (1918),
ИМО (Искусство молодых, 1919),
комфут (коммунисты-футуристы, 1919-21),
МАФ (Московская,
в будущем Международная ассоциация футуристов, 1922).
Слайд 30
Опираясь на пятилетний опыт, В. Маяковский обращался
в Агитотдел ЦК РКП(б) за разрешением на издание журнала,
цели которого «способствовать нахождению коммунистического пути для всех родов искусства; пересмотреть идеологию и практику так называемому левого искусства, отбросив от него индивидуалистические кривлянья и развивая его ценные коммунистические стороны... служить авангардом для искусства российского и мирового»
(Маяковский В. Политическое собрание сочинений).
Слайд 33
На практике ЛЕФ объединял футуристов, художников-конструктивистов, представителей формальной
школы (ОПОЛЗ) и членов дальневосточной группы «Творчество», переехавших в
Москву.
Слайд 36
Декларацию «За что борется Леф?» подписали вместе
с
Владимиром Маяковским
Слайд 80
архитекторы
Леонид , Виктор и Александр Веснины
Слайд 87
Программными положениями ЛЕФа были наряду с
- унаследованным
от футуризма негативным отношением к искусству прошлого,
- преимущественным вниманием
к формотворчеству — социальный заказ, - утилитарность,
- понятия «литературы факта»,
- агитационно-производственного искусства.
Слайд 92
ЛЕФ призывал к созданию утилитарных произведений, имеющих определенную функцию.
Его идеологи (Б. Арватов, О. Брик, С. Третьяков, В.
Шкловский и др.) выдвинули теорию искусства как «жизнестроения», теорию «социального заказа» (согласно ей, художник являлся только «мастером», выполняющим задания своего класса), идею «революции формы» (что вело к отрицанию художественно-познавательных функций искусства, недооценке классического наследия), а также программу «производственного искусства», способствовавшую зарождению художественного конструктивизма.
Слайд 95
Лефовцы отрицали многие традиционные виды художественного творчества (в т. ч. станковую
живопись в изобразительном искусстве, художественный вымысел в литературе), противопоставляя им документ, т. н. «литературу
факта».
Слайд 98
С. Третьяков требовал противопоставить «бытоотобразительству — агитвоздействие; лирике
— энергическую словообработку; психологизму беллетристики — авантюрную изобретательную новеллу;
чистому искусству — газетный фельетон, агитку; декларации — ораторскую трибуну; мещанской драме—трагедию и фарс; переживаниям — производственные движения»
(ЛЕФ. 1923. No 1).
Слайд 103
Несколько особняком держался Б. Чужак с теорией жизнестроения,
ратовавший за превращение ЛЕФа из литературной группы в «единую
культурно-коммунистическую партию».
Слайд 106
Эта вульгарно-социологическая концепция оказала влияние и на лирику В. Маяковского,
выступившего против «вселенского» быта за полное растворение индивидуальных форм жизнедеятельности
людей в коллективных формах.
Слайд 108
Лефовцы афишировали себя как «гегемона революционной литературы» и нетерпимо
относились к другим группам.
Слайд 110
Они пришли к отрицанию художественной условности, а из литературных жанров признавали
только очерк, репортаж, лозунг.
Слайд 111
Важной стороной ЛЕФа было обращение к «молодняку» —
рабочим поэтам, студентам ВХУТЕМАСа, чьи работы появлялись на страницах
журнала.
Слайд 112
Впрочем, говоря о ЛЕФе — так же как и о других литературных объединениях
1920-х годов,— о противоречивых и путаных положениях его программы, необходимо помнить
и о том, как часто и решительно опровергали ее своими поэмами и стихами поэты, эту программу подписавшие.
Слайд 115
Родственные ЛЕФу группы образовались в Одессе («ЮгоЛЕФ»), в
Харькове (УкрЛЕФ), сообщалось о деятельности ЛЕФа в Югославии, о
необходимости создания Интернационала искусств на основе международной секции журнала.
Слайд 116
ЛЕФ заключал соглашения, МАПП о «сплочении сил для
борьбы с разлагающим влиянием буржуазно-дворянской и мнимо-попутнической литературы» (Литературные
манифесты), участвовал в ФОСП (Федерации объединений советских писателей, 1927).
Слайд 118
Несмотря на критические споры, журнал
«На посту»
называл ЛЕФ — вместе с «Октябрем» и «Кузницей» —
наиболее близким партийной линии (Леопольд Авербах. По эту сторону литературных траншей На посту. 1923. No 1).
Слайд 119
Позже рапповцы относили
В. Маяковского и Н. Асеева
к попутчикам.
Лев Троцкий писал, что выражение коммунистического мироощущения
у В. Маяковского менее органично, чем у партийца А.Безыменского (Троцкий Л. Литература и революция).
Слайд 122
Александр Воронский отмечал, что
В. Маяковский «шире и
больше и футуризма и «ЛЕФА» (Красная новь. 1925. No
2).
Слайд 123
Несоответствие рационалистической жестко регламентированной программы ЛЕФа разнообразию входивших
в него творческих индивидуальностей приводило к кризису (выход из
ЛЕФа Б. Пастернака, закрытие журнала после No 7, 1925).
Слайд 124
Наиболее интересные произведения, опубликованные в ЛЕФе, во многом
противоречили его платформе –
поэмы Владимира Маяковского «Про это»,
1923, «Владимир Ильич Ленин», 1924;
Слайд 127
Бориса Пастернака «Девятьсот пятый год», 1925-26, «Лейтенант Шмидт»,
1926-27;
Слайд 129
Николая Асеева
«Семен Проскаков», 1928 г
Слайд 133
Объединение издавало,
несмотря на отмеченную в предисловии «разрозненность работников
ЛЕФа, отсутствие общего, спрессованного журналом голоса», свой журнал «ЛЕФ» (1923-1925).
Слайд 135
Затем (в 1927 г.) был организован другой журнал меньшего объема
«Новый ЛЕФ», прекративший свое существование к концу 1928-го, когда ряды
лефовцев покинул В. Маяковский.
Слайд 138
В начале 1929 года объединение ЛЕФ по инициативе В. Маяковского было
преобразовано в РЕФ (Революционный фронт [искусств]), куда не вошли С. Третьяков,
Н. Чужак и др., оставшиеся на старых лефовских позициях: «Из всей левизны мы берем только ту, которая революционна».
Слайд 140
Но после разгромной статьи в «Правде» (4 декабря 1929 г.) и вступления В.
Маяковского в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей) РЕФ прекратил свое существование.
Слайд 141
Подчеркивая преемственность, лефовцы заявляли: «ЛЕФ победил и побеждает
на многих участках фронта культуры... Новый ЛЕФ — продолжение
нашей всегдашней борьбы за коммунистическую культуру».
Слайд 142
Вначале под руководством В. Маяковского, а с января
1928 — С. Третьякова журнал высказывался против лозунгов РАПП
«назад к классикам», к «психоложеству» и «живому человеку».
Слайд 144
Говоря о программе группы, Н. Асеев вновь заявлял,
что «центр тяжести литературной работы переносится на дневник, репортаж,
интервью, фельетон»
(Читатель и писатель. 1928. No 45).
Слайд 145
В. Маяковский понимал, что лефовские принципы превращаются
в догму, служащую узкой группе, на что указывал и
Вячеслав Полонский в статье «Леф или блеф?»
(Известия. 1927. 25 и 27 февраля).
Слайд 146
Выступая с докладом «Левей Лефа» в сентябре 1928,
В. Маяковский заявил о выходе из ЛЕФа, тем самым
прекратив его существование.
РЕФа
была
непродолжительной.
Слайд 148
В осуществление лозунга консолидации сил в литературе В.
Маяковский и Н. Асеев в феврале 1930 вступили в
РАПП, что привело к окончательному распаду группы.