Слайд 3
Жанровое своеобразие романа "Отцы и дети«
Ивана Сергеевича
Тургенева
Слайд 4
... со времён древней трагедии мы уже знаем,
что настоящие столкновения те, в которых обе стороны до
известной степени правы.
И. С. Тургенев
Слайд 8
Жанр «Отцы и дети» (1861) - роман, его
жанровое своеобразие - это социальный (идеологический) и психологический роман.
Слайд 12
Теория литературы
Социальный роман рисует широкую картину общества
в определенную эпоху, при чем индивидуальности выступают в самой
тесной связи с борющимися социальными группами.
Слайд 15
Теория литературы
Главная задача и особенность социального романа – созданные
автором индивидуальности имеют тесную взаимосвязь с социальными группами, вступившими
в схватку.
Слайд 18
Теория литературы
В социальном романе социальный вопрос оттесняет
на задний план вопросы личного благополучия отдельных индивидуумов.
Слайд 22
Теория литературы
Пафос социального
романа не в любовной интриге, не в тайнах алькова,
а в напряженности борьбы, в подвигах самопожертвования, в колебаниях коллективной психологии, в приливах и отливах социальной стихии.
Слайд 25
Теория литературы
Зарождение социального романа и развитие его
связаны а эпохами бури и натиска, когда рушится старый
порядок, когда надвигается социальная катастрофа и наступает ломка и переустройство социальных отношений.
Слайд 28
Тема романа «Отцы и дети» — изображение общественно
- политической ситуации накануне отмены крепостного права.
Слайд 29
В 1859-1861 годах в России сложилась первая революционная
ситуация, которая завершилась отменой крепостного права «сверху». Революционная ситуация
характеризовалась, с одной стороны, крестьянскими волнениями по всей стране и, с другой стороны, особым накалом общественно-политической борьбы.
Слайд 33
И. Тургенев внимательно следил за политическими столкновениями в
обществе (на страницах журналов, в книгах) и отразил в
своём романе идеологическую борьбу либералов и революционных демократов.
Слайд 35
В «Отцах и детях» представлена борьба главных общественных
сил России накануне реформы 1861 года, что делает роман
социальным.
Слайд 37
Павел Петрович Кирсанов, рассуждая на модную тему о
либеральных реформах, на деле отстаивает интересы самого консервативного поместного
дворянства, которое боится реальных социальных преобразований.
Слайд 40
Николай Петрович Кирсанов и Аркадий принадлежат к настоящим
дворянским либералам и ждут реформ от властей, так как
на личном опыте видят, что изменения в экономической жизни страны необходимы, что крепостное право тормозит развитие России.
Слайд 42
Евгений Базаров является представителем самой решительной части русского
общества — демократов, которые выступают за самые радикальные преобразования
во всех областях русской жизни с помощью революции.
Слайд 45
Базаров — дворянин во втором поколении — в
силу своей бедности не успел усвоить дворянские достоинства и
предрассудки. Он интеллигент, но не дворянский, а разночинский.
Слайд 47
Базарова можно отнести к типу героев, получивших в
отечественном литературоведении название «новые люди», именно благодаря этому герою
роман «Отцы и дети» представляет серьёзный историко - литературный интерес.
Слайд 50
Условно роман можно разделить
на две части.
Слайд 52
В первой автор раскрывает образ Базарова в столкновении
с идеологическими противниками. И. Тургенев подробно описывает споры Павла
Петровича и Базарова, которые высказывают различные мнения по одним и тем же вопросам; это позволяет уточнить жанровое своеобразие романа: он не только социальный, но и идеологический.
Слайд 56
Сходным образом построена комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»:
идеологические противники — Чацкий и представители фамусовского общества —
спорят по разным общественным вопросам (о дворянской службе, об образовании, о семейных отношениях, о патриотизме и т.д.).
Слайд 60
В «Отцах и детях» идейные противники обсуждают самые
актуальные вопросы своего времени: о необходимости реформ, о настроении
народа, сельской общине, роли дворянства в обществе, о нигилистах, русской истории, искусстве и т.д.
Слайд 63
Можно сравнить, например, отношение идеологических противников к народу.
Павел Петрович заявляет, что любит
народ, но Тургенев
сообщает что
аристократ беседует
с мужиками, уткнув
нос в надушенный платок .
Слайд 65
В эпилоге И. Тургенев ядовито замечает, что любовь
Павла Петровича к народу проявляется в одном: в Дрездене
на его столе стоит серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя».
Слайд 67
Базаров же гордо произносит, что сам вышел из
народа:
«Мой дед землю пахал».
Слайд 69
Молодой нигилист не скрывает, что смотрит на мужика
довольно презрительно, да ведь и сам мужик о себе
преплохого мнения. Справедливости ради надо заметить, что так же трезво, без сентиментальности Базаров смотрит и на собственную персону.
Слайд 72
Во всех спорах с Павлом Петровичем Базаров одерживает
победы: деревенский аристократ ничего не может возразить на всестороннюю
критику русских порядков, данную нигилистом.
Слайд 74
В столкновениях Базарова и Павла Кирсанова И. Тургенев
обращает внимание на доказательную силу и справедливость взглядов Базарова,
но в некоторых вопросах (относительно искусства, любви, природы, семейных отношений) писатель не может согласиться со своим решительным героем, хотя старательно приводит его смелые заявления о том, что любви нет, а есть только физиологическое влечение полов; что Рафаэль «гроша медного не стоит» (глава X); что природа — пустяки, что родительская любовь — надоедливое чувство.
Слайд 76
Вторая часть романа, по мысли И. Тургенева, должна
доказать и читателям, и самому герою, как он ошибался
в своём нигилистическом отношении к общечеловеческим ценностям.
Слайд 77
На балу в губернском городе Базаров встречает Анну
Сергеевну Одинцову и несколько позже по - настоящему влюбляется
в неё. Так Базаров наличном опыте узнаёт, что идеальная любовь всё - таки существует, — он сам страдает от неразделённой любви.
Слайд 80
Если в первой части романа молодой нигилист
заявляет Аркадию: «Природа не храм, а мастерская, и человек
в ней работник» (глава IX), то теперь он понимает, как важна для человека природа - храм, где он может отдохнуть от повседневной суеты, успокоить нервы, без помехи обдумать свои идеи и проблемы.
Слайд 82
Влюблённый Базаров гуляет в дальних уголках парка, в
лесу, в поле.
Слайд 83
Первая часть объяснения Базарова с Одинцовой происходит в
поэтической обстановке (у открытого в сад окна, в которое
заглядывает летняя ночь, свежая и таинственная).
Слайд 84
Этой поэтической обстановкой Тургенев демонстрирует, что ошибочные взгляды
главного героя, ещё очень молодого человека, разбиваются при столкновении
с реальной жизнью.
Слайд 86
И. С. Тургенев относится к своему герою одновременно
и с явной симпатией, и с предубеждением. Автор признаёт
силу личности Базарова. Это проявляетсяв том, что в идеологических спорах нигилист всегда одерживает верх над либералами - дворянами.
Слайд 88
Смерть Базарова, изображённая в финале, подтверждает силу его
характера, на что справедливо указывал Д. И. Писарев в
своём разборе романа. Базаров и перед смертью не изменяет своим жизненным принципам и мужественно встречает свой конец.
Слайд 92
Рядом с главным героем изображены ещё два «нигилиста-прогрессиста»
— Кукшина и Ситников, которые являют собой злую карикатуру
на передовых людей своего времени.
Слайд 94
И. С. Тургенев, человек либеральных убеждений, признавая силу
героя, не может согласиться с его нигилистическими взглядами на
человеческие чувства, искусство, не может одобрить радикальные высказывания о старом укладе жизни, созданном усилиями целых поколений, а ведь Базаров спокойно заявляет Павлу Петровичу: «Сперва нужно место расчистить, а строить будут другие».
Слайд 97
Эти стороны личности молодого нигилиста вызывают у писателя
негативное отношение, поэтому Базаров изображается в романе тенденциозно: автор
намеренно заостряет и усиливает некоторые черты характера и некоторые спорные высказывания героя.
Слайд 99
Тенденциозность проявляется в описании внешности главного героя, данном
в начале романа: длинное лицо, длинные волосы песочного цвета,
странные бакенбарды, красные руки без перчаток, старое пальто - балахон. Недаром камердинер Павла Петровича назвал гостя «настоящая свинья в кусте» .
Слайд 103
Портрет показывает, что, во - первых, Базаров —
человек бедный и что, во-вторых, он презирает манеры дворян
типа светского льва Павла Петровича и намеренно мало внимания придаёт одежде.
Слайд 105
Предубеждение И. Тургенева проявилось и в том, что
его герой, вопреки своим решительным убеждениям, участвует в дуэли,
которая изображена как пародия на настоящий поединок.
Слайд 107
Базаров, желая излечиться от несчастной любви к Одинцовой,
заигрывает с Фенечкой. Он заслуженно презирает ничтожного Ситникова, но
при этом цинично заявляет, что такие олухи ему нужны для грязных дел: «Не богам же (...) горшки обжигать» (глава XIX).
Слайд 110
Базаров по воле автора умирает из - за
глупой случайности, так ничего и не совершив в жизни.
Слайд 113
«Отцы и дети» — психологический роман, потому
что Тургенев уделяет большое внимание изображению чувств и переживаний
своих героев.
Слайд 115
Теория литературы
Психологический роман – роман, объектом которого
является субъект.
Психологический роман
проникает внутрь «я»:
сознанию читателя
предносится сознание.
Слайд 118
Особенность психологизма («принцип айсберга») писателя заключается в
том, чтобы дать самому читателю возможность по нескольким намёкам
догадаться о чувствах героев.
Слайд 120
Действия героев у Тургенева не сопровождаются длительными мучительными
раздумьями, как в романах Ф. М. Достоевского; герои у
Тургенева не решают собственные мировоззренческие проблемы в продолжительных внутренних монологах, как герои Л. Н. Толстого.
Слайд 121
По мнению И. Тургенева, писатель не должен проводить
психологический анализ перед читателем: всё это он проделывает с
героями заранее, а читателю преподносит только результаты переживаний и раздумий персонажей.
Слайд 123
Образцом тургеневского психологизма может служить история любви Аркадия
Кирсанова. Молодой человек очень точно осмысливает свои жизненные впечатления
- наблюдения за природой, характерами встреченных людей (сестёр Локтевых, родителей Базарова, самого Базарова).
Слайд 125
Аркадий с грустью и ревностью следит за романом
Одинцовой и Базарова, а сам незаметно влюбляется в тихую,
застенчивую Катю, которая кажется ему простой и милой девушкой.
Слайд 126
И в жизни, и в любви Аркадий
способен только на заурядные поступки, а любить женщину, подобную
Одинцовой, тем более любить безнадёжно, Аркадию не под силу.
Слайд 129
Итак, в центре социально - психологического романа «Отцы
и дети» стоит новый герой эпохи — «новый человек»
— Базаров. Появление людей такого типа в русской жизни стало важнейшим общественным явлением 50—60-х годов XIX века. Их пытались понять и изобразить многие русские писатели.
Слайд 132
Н. Г. Чернышевский увидел их, можно сказать, изнутри,
потому что сам принадлежал к подобным людям. В романе
«Что делать?» «новые люди» описываются как герои своего времени: они нашли в жизни философскую «золотую середину», трудятся и на себя, и на общественное благо, отстаивают своё человеческое достоинство, не унижая чужого.
Слайд 135
Н. С. Лесков оценивал «новых людей» со
стороны и весьма критически, поэтому в романе «Некуда» изобразил
их как бессовестных функционеров, которые мечтают о власти над «муравейником» (позже об этом будет говорить Родион Раскольников), а власть принесёт им и материальное благополучие.
Слайд 136
И. Тургенев, определяя своё место в политической
борьбе
60 - х годов,
предпочёл остаться с «отцами».
Слайд 139
И. Тургенев смотрел на «новых людей» со стороны,
но как мудрый «предок», который отмечает и сильные, и
слабые стороны молодого поколения.
Слайд 141
Взвешенный и доброжелательный подход к «новым людям» делает
роман «Отцы и дети» особенно интересным, а образ Базарова
— ярким и убедительным.