Слайд 2
Цель исследования
Проанализировать лирику С. Есенина, объяснить выбор цветовой
гаммы в стихах разных периодов творчества
Слайд 3
Гипотеза
Цветообозначающая лексика произведений Есенина отражает внутренний мир поэта,
его душевное состояние и мировосприятие.
Слайд 4
Методы исследования
Сбор и анализ информации (изучение тематической литературы).
Лингвистический
анализ художественного текста (поиск ключевых слов).
Обработка полученного материала (составление
тематических таблиц).
Слайд 5
План выполнения исследования
Исследование теории вопроса. Изучение тематической
литературы. Знакомство с цветовым методом Люшера.
Проведение лингвистического анализа текстов
стихотворений и поэм С.А. Есенина с целью выявления набора ключевых слов, обозначающих цвет, и структурирование полученного материала.
Определение значения цветообозначающей лексики с помощью психодиагностического теста М. Люшера.
Слайд 6
1914 – 1915
«Скирды солнца», «зеленя», «синий плат небес»,
«хвойная позолота», «стежка серая», «синь сосет глаза», «зеленые лехи»,
«черная выть», «синяя гать», «серым веретьем стоят шалаши», «красный костер окровил таганы», «белые веки луны», «в пятнах зари», «оловом светится лужная голь».
Слайд 7
Вывод
Цвета первого периода – «чистые» незамутненные, сочные: синий,
золотой и солнечный, красный, белый, серый.
Ведущий цвет –
синий, цвет неба.
Серый цвет – не для неба, для земли: «серая стежка», «серым веретьем» стоят шалаши.
Даже черный цвет, единожды используемый («черная гать»), не нарушает умиротворенного гармоничного пейзажа «родимой стороны».
Поэт в этот период наслаждается жизнью.
Слайд 8
1920-1921 годы
«Золотистое пламя», «телесного воска свеча», «тропа голубого
поля», «черная горсть», «красногривый жеребенок», «синие чащи», «стадо рыжее»,
«молоко берез», «черная жуть», «голубая степь», «снежная выбель», «рыхлая выбель», «черная гибель», «желтый труп», «яд белесый», «осеннее олово», «в черной жути»,
«ржавая мреть».
Слайд 9
Вывод
Во второй период главенствует черный цвет, он, как
и образный строй второго периода, тоже связан с мотивом
смерти: «черная гибель», «черная жуть», «черная горсть» – «не живые» ладони.
Синий цвет «спускается» на землю: «синие чащи», два раза используется голубой цвет: «тропа голубого поля», «голубая степь».
Белого цвета нет, зато два раза использовано слово «выбель», негативно окрашенное («снежная выбель», «рыхлая выбель»). Есенин переживает события, происходящие с его Родиной – время разочарования в революции, неприятия Есениным братоубийственной Гражданской войны и того социализма, который строили большевики.
Слайд 10
Трансформируется и гамма золотисто-желтых оттенков: вместо «позолоты» ржавый
и рыжий цвета, причем – «ржавая мреть», родственная со
«смертью». Определение обреченного на гибель жеребенка – «красногривый» – единственное упоминание красного цвета. Отсутствует зеленый цвет, потому что в стихотворениях второго периода нет даже упоминания о лесе (обратим внимание на то, что лес, обеспечивающий гармоничное существование человека, был неизменной частью каждого пейзажа в стихотворениях первого периода).
Слайд 11
1924—1925 годы
«Дом с голубыми ставнями», «серенький ситец небес»,
«седые журавли», «розовая водь», «нивы, златящиеся во мгле», «жидкая
лунность», «несказанное, синее, нежное», «золотая сорвиголова», «золотая бревенчатая изба», «синий май», «черемуха в белой накидке», «голубая прохлада».
Слайд 12
Вывод
В стихотворения третьего периода возвращается золотой цвет, но,
как правило, он связан с воспоминаниями о светлом прошлом
(«золотая сорвиголова», «золотая бревенчатая изба»), и белый («спит черемуха в белой накидке»). Черный свет исчезает, но серый цвет «поднимается» и характеризует высь, небо – «серенький ситец небес». Заметим, что в стихотворениях второго периода серый определял уже не землю («стёжка серая» в стихотворении 1914 года), а даль – «осеннее олово».
Слайд 14
Значение желтого цвета - эйфория, радость, оптимизм, память
Значение золотого цвета - роскошь, излишество, яркость, традиции
Значение
оранжевого цвета - энергия, перемены, здоровье
Значение теплых цветов: теплые цвета передают самые различные эмоции и состояния - от оптимизма до жестокости и агрессии. Тепло красного, желтого, розового или оранжевого цветов может вызвать возбуждение или даже гнев. К теплым цветам также иногда относят нейтральные оттенки черного и коричневый.
Слайд 16
Значение голубого (синего) цвета - сила, важность, умиротворенность,
интеллект
Значение цветов, полученных смешением теплого и холодного цвета:
цвета, имеющие свойства как теплых, так и холодных цветов, могут как успокаивать, так и возбуждать. Это цвета, полученные в результате соединения таких цветов, как синий и красный или синий и желтый. Хотя зеленый принято считать холодным цветом, он скорее относится именно к категории смешанных цветов
Слайд 17
Вывод
Голубой и синий используются, но они теряют связь
с небом: «дом с голубыми ставнями», «несказанное, синее, нежное»,
«голубая прохлада» и т. п. Примечательно, что в стихотворениях третьего периода нет красного и кровавого цветов, упоминаются лишь розовый («розовая водь») – как отблеск зари.
Для поэта – это время новой попытки понять Русь Советскую: «Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси».
Слайд 18
Голубой и синий используются, но
они теряют связь с небом: «дом с голубыми ставнями»,
«несказанное, синее, нежное», «голубая прохлада» и т. п. Примечательно, что в стихотворениях третьего периода нет красного и кровавого цветов, упоминаются лишь розовый («розовая водь») – как отблеск зари.
Для поэта – это время новой попытки понять Русь Советскую: «Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси».
Слайд 20
Значение красного цвета - любовь, страсть, тепло, радость,
мощь
Значение розового цвета - сладость, удовольствие, игривость, романтика,
утонченность
Значение теплых цветов: теплые цвета передают самые различные эмоции и состояния - от оптимизма до жестокости и агрессии. Тепло красного, желтого, розового или оранжевого цветов может вызвать возбуждение или даже гнев. К теплым цветам также иногда относят нейтральные оттенки черного и коричневый.
Слайд 22
Значение черного цвета - консерватизм, таинственность, утонченность
Значение
серого цвета - официоз, консерватизм, утонченность.
Слайд 24
Значение бирюзового цвета - женственность, утонченность
Значение зеленого
цвета - рост, здоровье, природа, гармония
Слайд 25
Тест Люшера
Известно, что воздействие цвета
может вызывать у человека как физиологический, так и психологический
эффект. Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Слайд 26
Основные цвета
Синий символизирует спокойствие, удовлетворенность;
Сине-зеленый – чувство
уверенности, настойчивости, иногда упрямство;
Оранжево-красный – силу волевого усилия, агрессивность,
наступательные тенденции, возбуждение;
Светло-желтый – активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
Слайд 27
Дополнительные цвета
5. Фиолетовый;
6. Коричневый;
7. Черный;
8. Нулевой цвет символизирует
тревожность, стресс, переживание страха, огорчения.
Слайд 28
Результат исследования
Проанализировав цветообозначающую лексику в произведениях С.А. Есенина
с помощью теста Макса Люшера, мы заметили, что выбор
цвета в тот или иной период жизни поэта зависит от его психологического состояния. Главные цвета поэзии Есенина – золотой, красный, голубой (по Люшеру: желтый, красный, синий) – отображают активность, экспансивность, веселость, с одной стороны (желтый), силу воли и агрессивность, с другой (красный), и спокойствие и уверенность, с третьей (синий).
Слайд 29
Результат исследования
Все эти, порой исключающие друг друга черты,
характеризуют Есенина как целеустремленного, самоуверенного, настойчивого человека, легко впадающего
в состояние депрессии, если события развиваются не в его пользу. Верное представление о душевном состоянии автора помогает понять общий смысл творчества, систему поэтических образов, проследить творческую судьбу художника.
Слайд 30
Вывод
Верное представление о душевном состоянии автора помогает понять
общий смысл творчества, систему поэтических образов, проследить творческую судьбу
художника.
Таким образом, наша гипотеза подтверждается: цветообозначающая лексика произведений Есенина отражает внутренний мир поэта, его душевное состояние и мировосприятие.
Слайд 31
Мы соотнесли красочную гамму его любимых цветов (голубой,
синий, малиновый, золотой) с палитрой древнерусской живописи: синева и
«золото» в поэзии
С. Есенина напоминают древнюю фресковую живопись.
Андрей Рублев. Троица