Слайд 3
Гайто Газданов – интереснейший и самобытный прозаик русского
зарубежья, представитель так называемой «первой волны» эмиграции, изучением творческого
наследия которого занимались такие критики как М.Осоргин, Г.Адамович, Н.Оцуп, М.Слоним.
Слайд 4
Г.Струве в одной из глав своей книги «Русская
литература в изгнании» отмечал, что в романах Газданова «много
разнородных элементов: элементы психологического романа соединяются с элементами романа полицейского, авантюрный роман сплетается со светским…, и тут же длинные философские рассуждения».
Слайд 5
Впервые определение «экзистенциального гуманиста» дал Газданову американский славист
Ласло Дженинг
Слайд 6
Экзистенциализм – это философия кризиса, индивидуального или общественного,
переживаемого человеком как личная трагедия. Здесь преобладает настроение неудовлетворенного
искания, отрицания и преодоления достигнутого.
Слайд 7
Произведения, пронизанные экзистенциальными мотивами, были ориентированы на то,
чтобы передать состояние разорванности сознания, катастрофы, заброшенности человеческого существования.
Слайд 8
Признанными теоретиками русского экзистенциализма стали Н.Бердяев и Л.Шестов.
Слайд 9
Экзистенциализм Газданова отнюдь не является калькой чьих бы
то ни было учений, а берет начало в непосредственной
жизненной интуиции писателя, что лишний раз указывает на совпадение ее с историко-философской интуицией времени.
Слайд 10
Ярчайшим художественным примером формирования особого типа авторского мышления
Газданова в рамках философии экзистенциализма являются его романы «Вечер
у Клэр» и «Ночные дороги».
Слайд 11
Художественный мир Газданова был представлен особым типом героя,
освобожденного от реалистической обусловленности характера, абсолютно лишенного связи с
действительностью.
Слайд 12
Уже в ранних произведениях Газданова («Гостиница Грядущего», «Повесть
о трех неудачах», «Рассказы о свободном времени», «Общество восьмерки
пик») проявляется специфика авторского представления о современности. Лирический герой, в ореоле представлений о вечных ценностях, непонятен окружающим и чужд миру.
Слайд 13
В художественном мире Газданова не существовало «начал» и
«окончаний», лишь поток различных форм жизни, ее бесконечное течение;
единственное, что действительно интересовало художника – это «движения души», эволюция чувств.
Слайд 14
Сфера приложения экзистенциальной мысли для Газданова – страх,
смерть, предчувствие.
Основой эмпирического экзистенциализма
героя называет Газданов «ледяное чувство смерти».
Слайд 15
Одним из важных элементов газдановской экзистенции является и
вопрос его отношения к религии. Ни в одном из произведений
писателя религиозная тема не выходит на первый план, никогда не является довлеющей и даже, при поверхностном взгляде, не играет сколько-нибудь значительной роли. Но косвенно тема религии затрагивается в каждом произведении.
Слайд 16
Жизнь как путешествие с неизбежным пунктом прибытия –
один из сквозных образов в творчестве Газданова. Самое тяжкое,
длительное и типичное для большинства русских эмигрантов путешествие, описано им в романе «Ночные дороги» (1941).
Слайд 17
Жанр романа – модификация путевых заметок; многоплановость повествования
позволяет автору создать широкую панораму реалий жизни. Сложная и
прихотливая ткань романа пронизана экзистенциальными мотивами: фундаментальным ощущением заброшенности в чуждый мир, чувством постоянного и неуклонного движения к небытию, стойкостью человека перед лицом абсурдности существования.
Слайд 18
Как художник экзистенциальный Газданов не только ставит своих
героев перед лицом абсурда, но ищет возможные способы выхода,
силы, способные вывести героев из тупика. Мужественный стоицизм и высочайшее жизнелюбие становятся теми силами, которые противостоят смерти, небытию, стремятся к преодолению этих бездн.
Слайд 19
В лице Гайто Газданова мы имеем писателя, прошедшего
через разрушительный опыт крушения истории и человека, писателя, который
перенес в литературу особое звучание ХХ столетия: потерю человеком самого себя, собственной личности, мучительные и тревожные размышления над высшими проблемами бытия.
Слайд 20
Газданову блестяще удается в своих произведениях передать этот
экзистенциальный опыт, что делает его истинным писателем современности.
Слайд 21
1. Агеносов В.В. Гайто Газданов. Обретение себя. // Литература
русского зарубежья (1918-1996). – М.: Тера, 1998. – С.304-320.
2. Бердяев
Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
3. Бусланова Т.Т. Литература русского зарубежья. – М., 2003.
4. Дженинг Л. Русская литература в изгнании. Жизнь и творчество Г.Газданова. – Нью-Йорк, 1977.
5. Кабалоти С.М. Поэтика прозы Гайто Газданова 20-30-х годов. – СПб.: Петерб. писатель, 1998.
6. Красавченко Т.Н. Газданов – экзистенциалист. // Возвращение Г.Газданова: Научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения // Сост. М.А.Васильева. – М.: Русский путь, 2000. – С. 239-243.
7. Кузнецов И.А. Прохладный свет. О подлинной реальности Мирчи Элиаде и Гайто Газданова // Иностранная литература. – 1998. - № 6. – С. 218.
8. Матвеева Ю.В. Превращение в любимое: Художественное мышление Г.Газданова. – Екатеринбург: Изд-во УГУ, 2001. – С. 62-93.
9. Семенова С.М. Экзистенциальное сознание в прозе русского зарубежья (Г.Газданов и Б.Поплавский) // Вопросы литературы. – 2000. - № 3. – С. 67-91.
10. Струве Г. Русская литература в изгнании
Список литературы