Слайд 5
Акмеи́зм («Адами́зм») (от греч. άκμη — пик, максимум, цветение, цветущая пора) — литературное
течение, противостоящее символизму и возникшее в начале ХХ века в России.
Слайд 8
Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность
слова.
Слайд 10
Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, это
— «искусство точно вымеренных и взвешенных слов».
Слайд 12
19 декабря 1912 года впервые публично оглашена программа
акмеизма. Произошло это событие в кабаре «Бродячая собака»
в Петербурге.
Слайд 15
Основоположниками акмеизма считаются такие русские поэты Серебряного века
русской поэзии как Николай Гумилёв,
Анна Ахматова и
Сергей
Городецкий,
позже к ним присоединился
О. Мандельштам, В. Нарбут,
М. Зенкевич.
Слайд 19
Становление акмеизма тесно связано с
Деятельностью «Цеха поэтов»
, оппозиционной «Академии стиха»,
( 1912 год, основывается школа
профессионального мастерства
«Цех поэтов»), центральными фигурами которого являлись основатели акмеизма Николай Гумилёв, Анна Ахматова (была секретарём «Цеха») и Сергей Городецкий.
Слайд 25
Современники давали термину и иные толкования: Владимир Пяст видел
его истоки в псевдониме Анны Ахматовой ,
по-латыни звучащем
как «akmatus»,
некоторые указывали
на его связь с греческим
«akme» — «остриё».
Слайд 27
Термин «акмеизм» был предложен в 1912 Николаем Гумилёвым
и Сергеем Городецким:
по их мнению, на смену переживающему
кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.
Слайд 31
Название для литературного течения, по свидетельству Андрея Белого
, было выбрано в пылу полемики и не являлось
вполне обоснованным: об «акмеизме» и «адамизме» в шутку заговорил Вячеслав Иванов, Николай Гумилёв подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов.
Слайд 34
Особенности акмеизма:
Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления;
Предназначение
искусства — в облагораживании человеческой природы;
Стремление к художественному преобразованию
несовершенных жизненных явлений;
Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм;
Идеализация чувств первозданного человека (Адама);
Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму);
Изображение предметного мира, земной красоты.
Слайд 38
В отличие от символизма, который, по мнению многих
литературных исследователей, имеет неоспоримые сходства с музыкальным искусством (подобно
музыке он также загадочен, многозначен, может иметь большое количество трактований), творчеству акмеизма более близки такие пространственные трехмерные направления в искусстве как архитектура, скульптура или живопись.
Слайд 42
В 1913 году в журнале «Аполлон» появляются
статьи Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С.
Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», в которых впервые появляется термин «акмеизм», описываются его основные особенности.
Слайд 46
В этих статьях, являющихся своеобразной программой движения акмеистов,
провозглашались его главный
гуманистический
замысел – возрождение
у людей новой жажды
к жизни, возращение
ощущения её
красочности и яркости.
Слайд 49
Затем вышла статья Осипа Мандельштама
- «Утро акмеизма», опубликована
в 1919 году.
Слайд 50
Печатались статьи Анны Ахматовой, Михаила Зенкевича, Георгия
Иванова, Елизаветы Кузьминой – Караваевой.
Слайд 52
И первые произведения поэтов - акмеистов были опубликованы
в третьем номере журнала «Аполлон» (1913 г.) после выхода
статей-манифестов.
Слайд 54
Стихи - поэтов акмеистов отличаются не только удивительной
красотой, а еще и точностью, складностью, предельно простым смыслом,
понятным для любого читателя.
Слайд 57
Использованные в произведениях акмеистов слова призваны -
передавать именно тот смысл, который в них заложен первоначально,
отсутствуют различные преувеличения или сравнения,
- практически не используются метафоры и гиперболы.
Слайд 60
Поэтам - акмеистам
была чужда агрессивность,
- политические и
социальные темы их не интересовали,
большое значение придается высшим
человеческим ценностям,
- на первое место выдвигается духовный мир человека.
Слайд 63
Их стихи очень легки для понимания, слухового восприятия
и запоминания, ведь сложные вещи в их талантливом описании
становятся простыми и понятными для каждого из нас.
Слайд 64
Стихи, отличающиеся структурой, характером, настроением и другими творческим
особенностями были предельно конкретны, доступны пониманию читателей, как того
и требовала школа акмеизма, и не вызвали после их прочтения дополнительных вопросов.
Слайд 67
На протяжении 1913 - 1919 гг. выходил собственный
журнал акмеистов «Гиперборей» (поэтому их также часто называли «гиперборейцами»).
Слайд 70
Продолжатели идей Гумилева - молодые поэты Георгий Иванов,
Георгий Адамович, Николай Оцуп, Ирина Одоевцева.
Слайд 72
Уникальной особенностью такого литературного направления как акмеизм является
то, что зародился он и получил развитие исключительно на
территории России, оказав огромное влияние на дальнейшее развитие русской поэзии начала ХХ века.
Слайд 75
Неоценимой заслугой поэтов - акмеистов литературные исследователи называют
изобретение особенного, тонкого способа передачи духовного мира лирических персонажей,
которые могут быть преданы с помощью одного единственного движения, жеста, способом перечисления каких - либо вещей или важных мелочей, вызывающих появление в воображении читателей множества ассоциаций.
Слайд 77
Эта гениально простая своеобразная «материализация» чувств и переживаний
главного лирического героя обладает огромной силой воздействия и становится
понятной и доступной каждому читателю.