Слайд 3
Н. Е. Маковский. «Замоскворечье»
(1873, Новгородский музей-заповедник)
Слайд 4
Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка,
9). В этом доме, где Островские снимали квартиру у
дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.
Слайд 5
Павел Степанович
Мочалов
(1800 – 1848)
Михаил Семёнович
Щепкин
(1788 – 1863)
Слайд 8
Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо:
И.А.
Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский.
Стоят: Л.Н.
Толстой, Д.В. Григорович.
Общественная деятельность
Слайд 9
Семейная жизнь
Дети Островского. Слева направо: Александр, Сергей, Любовь,
Мария, Михаил
Слайд 10
С 1867 в усадьбе Щелыково Александр Николаевич проводил
каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом,
построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей
Слайд 12
«У нас есть русская школа живописи,
есть русская музыка,
позволительно нам желать и русской школы
драматического искусства… Национальный театр есть признак совершеннолетия нации».
Слайд 13
Периодизация творчества
(конец 1840-х – начало 1850-х годов)
1847 –
1851 годы – «ранний период»:
проба сил, поиск своего пути в литературе (произведения не только драматические, но и лирические, и прозаические);
высшее достижение – пьеса «Свои люди – сочтёмся!» («Банкрот»); После выхода комедии «Банкрот» («Свои люди – сочтемся») Н.В.Гоголь признает в нем «решительный талант».
Слайд 14
Периодизация творчества
(конец 1840-х – начало 1850-х годов)
2) 1852
– 1854 годы – «москвитянский период»:
работа в
славянофильском журнале «Москвитянин»,
создание комедий «Бедность не порок», «Не в свои
сани не садись», «Не так живи, как хочется».
Слайд 15
Периодизация творчества
(конец 1840-х – начало 1850-х годов)
3) 1855
– 1860 годы – «предреформенный период»:
окончательно определяется
мировоззрение Островского, складываются творческие принципы А.Н.Островского-драматурга происходит его сближение с революционно-демократическим лагерем, создаются самые известные пьесы: «Гроза», «Доходное место»;
Слайд 16
Периодизация творчества
(конец 1840-х – начало 1850-х годов)
4) 1861
– 1886 годы – «пореформенный период»:
происходит расширение тематики и проблематики произведений А.Н.Островского - меняется проблематика пьес, появляется образ интеллигента;
усложняются художественные приемы - углубляется конфликт и проблематика;
в этот период Островский пишет в разных драматичеких жанрах; историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница».
Одно из лучших произведений – драма «Бесприданница».
Слайд 17
1861 – 1886
1855 – 1860
Общая характеристика творчества
1847 –
1851
1852 – 1854
Слайд 18
Тематика пьес А. Н. Островского
Пьесы
(47)
Жизнь купечества
Жизнь чиновников
Жизнь дворянства
Жизнь
интеллигенции
Исторические события
Философско-символическая сказка
Слайд 19
Пьеса "Лес", написанная в 1870 году, открывает десятилетие,
в котором популярными были семейные романы. Основная мысль их
- нерасторжимость общества и семьи. Островский, так же как Салтыков-Щедрин и Толстой, хорошо почувствовал, что в России пореформенного периода все изменилось и "только укладывается" (Толстой). Перемены в обществе отражает именно семья.
Слайд 20
Символическое значение названия пьесы. Лес — это образ русского
национального мира.
2. Противостояние нравственным порокам благородных свойств, причем нравственные
пороки — это качества привилегированных сословий, а благородные свойства присущи чаще бедным людям.
3. Смысловая роль игры. Игра как форма жизни. Герои-актеры.
4. Своеобразие пьесы. Приемы авторского стиля.
1. Какой смысл имеет название пьесы? Только ли о конкретном лесе говорится в комедии? Как сочетаются между собой два пространства: лес и сад?
Слайд 21
Значения названия: конкретное — тот лес, который продают; символическое —
лес как своеобразное состояние отношений между людьми; нравственное — лес,
который может помочь людям стать счастливее; обобщенное — лес как образ русского национального мира (вспомните Русь, окруженную дебрями.
Образ-символ «лес» помогает раскрыть характеры героев, так как он постоянно присутствует в разговорах о продаже леса, о деньгах, которые получат за него, в репликах Карпа, переживающего, что все продают, в решении судьбы Аксюши и Петра. 2) Лес олицетворяет собой «сыр дремучий бор», т. е. безнравственность ряда героев; в более широком смысле лес — это что-то темное, дремучее, непролазное. 3) Лес показан и как некая сила, которая отомстит героям, продавшим его, потому что за продажей — разорение.
Слайд 22
Все это и хотел показать в своем произведении
Островский ("Лес"). Анализ пьесы позволяет убедиться в том, что
через семейный конфликт в ней просвечивают большие сдвиги, которые произошли в жизни российского общества. В пьесе ощущается ветер истории. Он сдвинул многих людей из прочных и жестких ячеек государства, иерархически организованного. Все они сталкиваются между собой, спорят, сражаются в гостиной Гурмыжской. Это люди, которых невозможно было раньше представить в диалогическом общении: бедная воспитанница, неграмотный купец, уездная знать, недоучившийся гимназист из бедного семейства дворян, помещик Гурмыжский (который стал актером Несчастливцевым), актер из мещан.
Слайд 23
Комедия "Лес" (Островский, как известно, создал не одно
произведение подобного жанра) - одно из самых сложных и
совершенных творений Александра Николаевича. Это нашло выражение в конструкции произведения, в сложности сюжетного построения. В формах народной комедии разработана история любви Петра и Аксиньи. Она напоминает раннее творчество Островского. Эта линия не выдвигается в произведении на первый план, хотя драматическая борьба и развитие действия сосредоточены именно на ней. Участь Аксиньи, можно сказать, является поводом для развертывания еще одной линии - борьбы между свободным художником Несчастливцевым, "блудным сыном" Гурмыжских; и миром помещичьей усадьбы, главным идеологом которой является помещица Гурмыжская.
Слайд 24
Высокая, героическая линия связана с образом Геннадия Несчастливцева.
Однако она раскрывается во всей полноте и в связи
с сатирической направленностью пьесы. Анализ произведения Островского "Лес" позволяет утверждать, что на семейном конфликте дается социальная характеристика (отчасти и политическая) общества пореформенных лет. В столкновении со своими антагонистами Геннадий является подлинно высоким героем. Почему Островский назвал комедию "Лес"? Этот образ имеет аллегорический характер. Он является символом дикости нравов дворян, благовоспитанных внешне, однако развращенных внутренне. Ведь дворянская усадьба, в которой происходит действие, со всех сторон окружена лесом.
Слайд 25
Есть мнение, что в образе Несчастливцева отразились черты
двух актеров: Николая Хрисановича Рыбакова (1811— 1876) и Корнелия
Николаевича Полтавцева (1823—1866). Рыбаков — провинциальный актер, игравший преимущественно в театрах южных губерний России и Поволжья. Он был чужд «торгашескому духу старого провинциального театра», противостоял ему «всей своей жизнью». Полтавцев — тоже провинциальный актер, игравший вначале в Москве. Он «обладал прекрасными данными, но яркая эмоциональность сочеталась в его исполнении со склонностью к ложной патетике, внешним эффектам» («Театральная энциклопедия», 1965).
Слайд 26
Распределив героев по группам, мы видим, что представители
привилегированного сословия лишены человеческих чувств, они безнравственны, эгоистичны, лицемерны,
а другие герои способны помочь, они добры, верны и преданны. Получается, что бедные сохранили в себе нравственные качества, а богатые нет. Но Островский не решает так прямолинейно эту проблему: богатый — безнравственный, а бедный — нравственный. Буланов, обеднев, почему-то не приобрел положительных качеств, а стал еще более отвратителен в своем стремлении любыми путями добиться материального благополучия, актер Счастливцев тоже не прочь приобрести деньги даже не очень честно, а слуга Карп вызывает наши симпатии.
Почти все герои играют какие-то свои роли, кто-то играет благородство, прикрывая свои неблаговидные поступки, кто-то играет в силу своей профессии, кто-то пытается заставить других играть по своей воле. «Весь мир лицедействует».
Слайд 27
Комедия «Лес» поднимает проблемы человеческих взаимоотношений, милосердия, добра
и зла, нравственного и безнравственного. Островский уверен, что добро
существует, т. к. простые люди сохраняют в себе нравственные начала. В пьесе проявляется высокое мастерство драматурга.
Слайд 28
Особенности стиля Островского
Говорящие фамилии;
Необычное представление героев в афише,
определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
Специфические авторские ремарки;
Роль
декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия
Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
Фольклорные моменты;
Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
Значимость первой реплики героя;
"Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
Своеобразие речевой характеристики героев.
Слайд 29
Драматург остался
в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как
назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.
Слайд 30
«Литературе Вы принесли в дар
целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый
мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».
И. А. Гончаров