Слайд 2
Иван Алексеевич Бунин
(1870–1953 гг.)
«…Всякая любовь —
великое счастье…»
Слайд 3
Иван Алексеевич Бунин
(1870–1953 гг.)
Как дико, страшно всё будничное,
обычное, когда сердце поражено… этим страшным «солнечным ударом», слишком
большой любовью, слишком большим счастьем!
Слайд 4
Проявление душевных порывов мы можем проследить в судьбах
героев произведений писателя.
Слайд 5
В разные периоды своей жизни Иван Алексеевич по-новому
говорил
о любви.
Слайд 6
Редко в бунинских рассказах можно встретить гармонию, душевное
благополучие.
Слайд 7
Сквозь слёзы я смотрел вдаль,
и где-то мне
грезились южные знойные города, синий степной вечер и образ
какой-то женщины, который слился
с девушкой, которую я любил…
Слайд 8
Была ли она лучше других, которых я любил,
я не знаю, но в эту ночь она была
несравненной.
Слайд 9
В рассказе «Заря всю ночь» автор рисует зарождение
любви, нежности, которые юная девушка готова излить на своего
будущего избранника.
Слайд 10
В своих ранних произведениях Иван Алексеевич стремится
к
красоте, главным для него является — изображение душевных переживаний
героев, их истинные чувства.
Слайд 11
«Митина любовь»
В этом произведении Бунин постепенно рисует, как
происходит духовное становление героя, как через испытания любви он
приходит к краху.
Слайд 12
«Митина любовь»
В повести жизнь и любовь тесно переплетаются.
Любовь Мити
к Кате, его надежды, ревность, смутные предчувствия
окутаны печалью.
Слайд 13
Он был из той породы людей с чёрными,
как бы постоянно расширенными глазами, у которых почти не
растут даже в зрелые годы ни усы, ни борода...
Слайд 14
Катя — мечтательница, «милое, хорошенькое личико, небольшая фигурка,
свежесть, молодость, где женственность ещё мешалась с детскостью».
Слайд 15
«Митина любовь»
Катя не так сильно влюблена,
в отличие
от Мити. Артистическая карьера тянет героиню к фальши, толкая
на измену.
Слайд 16
«Митина любовь»
«Я дурная, я гадкая, испорченная… но я
безумно люблю искусство!.. я уезжаю — вы знаете, с
кем...»
Слайд 17
«Митина любовь»
Митя — открытый юноша, неиспорченный светской жизнью,
готовый на искренние чувства,
но не способный защитить себя.
Слайд 18
Во многих рассказах Ивана Бунина наблюдается любовный треугольник:
муж — жена — возлюбленный.
Слайд 19
В рассказе «Кавказ» героиня уезжает
с возлюбленным, зная,
что для мужа это трагично.
Слайд 20
Всякая любовь — великое счастье, даже если она
не разделена.
Слайд 21
И всё же, и всё же…, любовь остаётся
в сердце на всю жизнь.
Слайд 22
В цикле рассказов «Тёмные аллеи» Иван Бунин стремится
раскрыть подсознательные порывы своих героев, проникнуть в их души,
увидеть самое сокровенное и потаённое.
Слайд 23
Как относиться к этим противоречиям?
Есть ли понятие безграничного
счастья?
Как долго оно может продлиться?
И возможно ли
оно вообще?
Слайд 24
В 1916 году Иван Алексеевич Бунин
пишет рассказ
«Лёгкое дыхание».
Слайд 25
Такая наивность и лёгкость во всём: и в
дерзости, и в смерти, — и есть «лёгкое дыхание»,
«недоумение».
Лёгкое дыхание — это образ-символ в рассказе.
Слайд 26
«Неужели вы ещё не знаете, что любовь и
смерть связаны неразрывно. Каждый раз, когда я переживал любовную
катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было немало
в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, я был близок к самоубийству».
Слайд 27
В рассказе «Солнечный удар» писатель развивает свою философию
любви.
Слайд 28
Рассказ «Грамматика любви» вошёл в цикл «Тёмные аллеи».
Слайд 29
Мой племянник Коля Пушешников, большой любитель книг, редких
особенно, приятель многих московских букинистов, добыл где-то и подарил
мне маленькую старинную книжечку под заглавием «Грамматика любви».
Слайд 30
Прочитав её, я вспомнил что-то смутное, что слышал
ещё в ранней юности от моего отца о каком-то
бедном помещике из числа наших соседей, помешавшемся
на любви к одной из своих крепостных, и вскоре выдумал и написал рассказ с заглавием этой книжечки.
Слайд 31
«Митина любовь»
Герой рассказа «Грамматика любви» помещик Хвощинский влюбился
в свою горничную Лушку, «всю жизнь был помешан на любви
к ней», но, будучи дворянином, не мог вступить в брак с крепостной.
Слайд 32
«Митина любовь»
«Что же за человек был этот Хвощинский?
Сумасшедший или какая-то сосредоточенная на одном душа?»
Слайд 33
В 1944 году появился рассказ «Чистый понедельник». Это
не просто повесть о великой тайне любви и загадочной
женской душе, а некая криптограмма.
Слайд 34
Герои бунинских рассказов жадно ловят мгновения счастья, мучаются
и терзаются при его потери, но никогда не пытаются
остановить мгновенье, побороться за своё счастье, пойти против судьбы.