Слайд 2
Рождество
В праздновании Рождества главной является идея
любви и милости, связанная с рождением в мир Христа-Спасителя,
освятившего Собой человечество и всю природу, и победившего демоническую силу.
Слайд 3
Святочный рассказ
Исторически святочные рассказы вырастали из
фольклорной традиции и связаны с устным жанром святочных быличек,
содержанием которых были рассказы о том, что случалось в прежние времена на Святках, о разных встречах с нечистой силой в опасных местах, или во время гадания, или на святочной вечеринке. Эти устные святочные рассказы стали прообразом литературного святочного рассказа, но весьма отдалённым.
Слайд 4
Расцвет жанра святочного рассказа наступает в
ХIХ веке, и связано это с освоением западноевропейской традиции
рождественского рассказа, который пришёл в Россию с творчеством Ч. Диккенса.
Слайд 5
Чарльз Диккенс
Чарльз Диккенс - один из
самых известных английских романистов XIX века.
Литературное наследие
Диккенса бесценно, неповторимо.
Слайд 6
Рождественская песнь в прозе
Слайд 7
Эбенезер Скрудж
С первых страниц перед нами предстаёт портрет
самого настоящего исчадия ада - главного героя рассказа Эбенезера
Скруджа. Авторские оценки этого персонажа недвусмысленно свидетельствуют об этом факте. «Это был старый грешник - завистливый, жадный, твердый, как кремень, но никакое огниво не могло высечь из него благородной искры».
Слайд 8
Дух Джейкоба Марли
В вечер сочельника Скрудж
возвращается домой из своей конторы. И дома перед ним
вдруг предстаёт дух его покойного компаньона Джейкоба Марли, умершего в сочельник семь лет назад.
Слайд 9
Дух Джейкоба Марли
Что же заставило Марли навестить Скурджа?
Очевидно, желание предупредить своего бывшего партнёра о его недалёком
и безрадостном уделе.
Слайд 10
Святочный дух прошлых лет
Он отправляет
героя в детство, самое прекрасное время в жизни Скруджа.
Скрудж обнаруживает самого себя сидящим одиноко за столом с книжкой в руках в плену головокружительных фантазий и детских грёз.
Слайд 11
Святочный дух прошлых лет
Затем святочный дух
переносит своего подопечного ещё на несколько лет вперёд, к
событию, послужившему источником грехопадения Скруджа. Молодой Эбенезер отрекается от любимой девушки.
Слайд 12
Дух нынешних Святок
На второй день ровно
в час пополуночи Скруджу является второй дух. Это дух
нынешних Святок.
Путники прибывают к дому Боба Крэтчита, клерка, служащего в конторе Скруджа. Сын его, малютка Тим, тяжело болен, но пока в силах вместе с остальными членами семьи отпраздновать Рождество. По возвращении из храма семья накрывает на стол, перед трапезой совершается молитва.
Слайд 13
Дух будущих Святок
Скрудж узнает от
него о горе в семье Крэтчитов после смерти малютки
Тима. А через некоторое время ужасный дух переносит нашего героя сначала к изголовью постели, на которой в полном одиночестве расстаётся с жизнью сам Скрудж.
Слайд 14
Скрудж очнулся рождественским утром.
Он
испытывал состояние поглощённости воздушной и лёгкой стихией, словно парил
в небесах, и этот факт нельзя не отметить, памятуя о той знаменательной цепи, которая опоясывала героя и не давала распрямить спину, расцвести сердцу. Цепь грехов исчезает, её звенья рассыпаются.
Слайд 15
Скрудж сдержал своё слово и спас
не только Тима, но и уничтожил своё одиночество, откликнувшись
впервые за столько лет на приглашение своего племянника, и навестив родных.
Слайд 16
Н.С Лесков - один из главных представителей этого
жанра в русской литературе
Слайд 17
Само содержание праздника Рождества и святых
дней направляет человека к поиску и утверждению идеи любви,
милости, доброты, сострадания.
Слайд 18
Одним из важнейших признаков жанра является
обязательное присутствие «чудесного элемента», но вполне реального, хоть и
удивительного.
Слайд 20
Серебряная метель
В основе рассказа - повествование
об ожидании и встрече Рождества, преданное через детское сознание.
И тем не менее присутствуют здесь и черты рождественского рассказа, вырастающие из Священного Предания, пусть не все в явной форме.
Слайд 21
Мотив чуда реализуется в неявной форме:
получения подходящих отметок за арифметику и поведение. Но главное
чудо состоит в самом факте рождения Бога в мир, Его явлении, которое совершается как «нечто особенное», во время вечернего богослужения, в присутствии благодати, ощущаемое героем в храме. Изображается чистое сознание ребёнка, сердечно переживающего реальность евангельских событий.
Серебряная метель
Слайд 22
Святочные рассказы
Святочные рассказы писали очень многие
авторы. Образцы жанра оставили нам большие писатели: Н. С.
Лесков, А. П. Чехов, А. И. Куприн.