Слайд 3
Образы помещиков.
Манилов
Коробочка
Ноздрёв
Собакевич
Плюшкин
Слайд 4
«Черты лица его были не лишены приятности, но
в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в
приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».
«Говорящая» фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать».
Манилов
Слайд 5
Характеристика.
«Ни то, ни се, ни в городе
Богдан, ни в селе Селифан».
Восторженная наивность, мечтательность, беспечность,
глупость и несамостоятельность - основные черты помещика. Хозяйством не занимается и не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Зато заботится о процветании человечества. Его можно было бы назвать мечтателем, если бы был хоть какой-нибудь смысл в его мечтах. Результаты его труда - или пустые мечты или «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».
Имена детей: Фемистоклюс и Алкид (взяты из истории Древней Греции). Мечтает о постройке подземного хода через пруд.
Слайд 6
Интерьер.
В запущенном саду есть беседка с надписью
«Храм уединенного размышления». В кабинете вот уже два года
лежит книга, заложенная на 14-й странице. Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно чего-то недостает. Мебель обтянута щегольской материей, но на два кресла ее не хватило. На столе бронзовый подсвечник с тремя античными грациями, а рядом «какой-то медный инвалид, хромой и весь в сале».
Слайд 7
Сначала «сконфузился и смешался», заподозрил, что Чичиков спятил.
Он не привык думать и не понимает, что благодаря
Чичикову впутался в темное и преступное дело. Таким образом он может стать жертвой в руках любого мошенника. Когда Чичиков убедил его в законности сделки и заговорил о цене, Манилов предложил подарить «мертвые души» Чичикову, а купчую взять на себя. Он это и сделал - передал список своих крестьян, свернутый в трубочку и связанный розовой ленточкой.
Реакция на предложение Чичикова.
Слайд 8
Портрет.
«Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце,
надетом наскоро, с фланелью на шее...»
В портрете повторяются
почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет — это подчеркивание ее бездуховности.
Коробочка
Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий.
Слайд 9
Интерьер.
У нее «хорошая деревенька» и «обильное хозяйство»,
которое она сама ведет и уделяет хозяйству много времени.
Большое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Копит деньги в пестрядевых мешочках (правда, не умеет ими распорядиться - они лежат мертвым грузом). Всюду развешаны пучки трав.
Важная деталь — охрипшие стенные часы, которые всякий раз неожиданно нарушают тишину дома и дают ощущение глухой удаленности от жизни. Все лежит на своих местах, есть даже веревочки, которые «уже никуда не нужны».
Слайд 10
Характеристика.
Главная ее черта — мелочная скаредность. Ограниченна,
упряма, подозрительна. Хозяйственность Коробочки — единственная ее добродетель. Гоголь
говорит о таком типе людей: «...иной и почтенный, и государственный... человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем не пересилишь, сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены». Перед нами типичная мелкая помещица — владелица 80 душ крепостных.
Слайд 11
Все «новое и небывалое» пугает ее, нежелание продать
«мертвые души» объясняется и тем, что она всю жизнь
стремилась к накопительству, и полагает, что они в хозяйстве могут как-нибудь пригодиться. Она проявляет полное непонимание значения этой сделки, боязнь продешевить и быть обманутой (едет в город разузнать, «почем нынче ходят мертвые души»).
Реакция на предложение Чичикова.
Слайд 12
Портрет.
«Это был среднего роста, очень недурно сложенный
молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег,
зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его...»
Ноздрёв
Слайд 13
Груб, его речь наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай
злачных мест. Всегда готов ехать «куда угодно, хоть на
край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите». Но все это не приводит к обогащению, а, напротив, разоряет его. Ведет себя нагло, вызывающе, агрессивно, энергия его превратилась в разрушительную и скандальную суету. Ноздревым управляет стихия. Главная черта — самовлюбленность.
Характеристика.
В 35 лет Ноздрев такой же, как и в 18. Отсутствие развития — признак неживого. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории».
Слайд 14
Интерьер.
«...кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов
того, что бывает в кабинетах, то есть книг или
бумаги; висели только сабли и два ружья».
Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня. Важная деталь — шарманка. Ее игра вдруг прерывается и звучит вальс, а то песня «Мальбрук в поход поехал». И вот перестанет звучать шарманка, а дудка в ней все никак не угомонится. Так и неугомонный, буйный Ноздрев в любой момент готов без причины совершить непредвиденное и необъяснимое.
Слайд 15
Оповестил всех о том, что Чичиков торговал у
него «мертвые души», тут же поклялся, что тот ему
дороже отца родного, не колеблясь, подтвердил, что Чичиков собирался украсть губернаторскую дочку; заверил, что Чичиков — шпион, при этом навязался к нему в гости и признался в любви и дружбе. Не захотел продавать «мертвые души», а заставлял Чичикова меняться; поссорился с ним из-за этого.
Реакция на предложение Чичикова.
Слайд 16
Портрет.
«Человек здоровый и крепкий».
Говорится, что природа, создавая
его, «рубила ер всего плеча», и этим подчеркивается его
неживая», «деревянная» сущность.
Похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».
Собакевич
Слайд 17
Характеристика.
«Чертов кулак», расчетливый хозяин. Вокруг него все
прочно, все в изобилии; в деревне все добротно и
надежно, мужиков знает, ценит их трудовые качества. Подчеркивается его сила, здоровье, степенность. А что же душа его? А у души требования только гастрономические (притом колоссальные: вся свинья, весь гусь, весь баран). Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Презирает город и просвещение. Автор подчеркивает его корыстолюбие, узость интересов. Главные его черты — грубая прижимистость и цинизм.
Слайд 18
Интерьер.
В комнате «все было прочно, неуклюже... и
имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в
углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства». «Каждый предмет, казалось, говорил: „И я тоже Собакевич"!»
Слайд 19
Своих умерших крестьян он пытается продать как можно
дороже, всячески рекламирует Чичикову лучшие качества уже не существующих
людей.
Реакция на предложение Чичикова.
Слайд 20
Портрет.
Непонятно, кто это — «баба или мужик»
(Чичиков решил, что перед ним ключница), «...платье неопределенное, похожее
на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы...»; «...маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши...» (эта деталь подчеркивает не человеческую живость, а юркость и подозрительность зверька).
Фамилия подчеркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души.
Плюшкин
Слайд 21
Характеристика.
Только этому помещику дана биография (то есть
его характер дан писателем в развитии) — показано, как
происходил процесс деградации. Не знай мы о том, что когда-то Плюшкин был добрым семьянином, разумным хозяином и приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, вызывал бы лишь усмешку и брезгливость. Но рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ скорее трагическим, чем комическим. «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!., все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости». Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве».
Слайд 22
Интерьер.
Имение — «вымершее место», о жизни здесь
напоминает лишь прекрасный сад (подчеркивается трагизм запустения и вымирания).
Господский дом выглядит «дряхлым инвалидом», в нем темно, пыльно, дует холодом, как из погреба; беспорядок, в углу куча хлама. Важная деталь в доме — остановившиеся часы (время здесь остановилось). В хозяйстве всего много, но все пропадает (хозяин собирает всякое добро и гноит его), все в запустении (описание огромных кладей сгнившего хлеба). Крестьяне нищие, «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.
Слайд 23
Для Плюшкина продажа Чичикову «мертвых душ» оказалась настоящим
подарком.
Реакция на предложение Чичикова.
Слайд 24
Выводы:
Вся галерея помещиков — характеры яркие,
индивидуальные, запоминающиеся.
При всем внешнем разнообразии
их суть одинакова: владея живыми душами крестьян, сами они — души мертвые.
Нельзя назвать «живой душой» ни пустого мечтателя Манилова, ни крепколобую хозяйку Коробочку, ни похожего на медведя помещика-кулака Собакевича.
На примере истории жизни Плюшкина автор убеждает, что человек не рождается с «мертвой» душой — омертвение происходит, когда человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предает идеалы юности.
Слайд 25
Изображение чиновников
«Низшие» — это невзрачные писари и секретари
(обычно горькие пьяницы).
«Тонкие» — средняя прослойка.
«Толстые» —
губернская знать, ловко извлекающая немалые доходы из своего высокого положения.
Гоголь делит чиновников на низших, тонких и толстых и дает саркастическую характеристику каждой группе.
Слайд 26
Губернатор характеризуется как добряк, который вышивает по тюлю
(как о руководителе о нем сказать больше нечего).
Прокурор
города всегда бездумно подписывал бумаги. Говорят, что причиной его смерти стали слухи о продаже «мертвых душ», т. к. он нес ответственность за все незаконные дела. Чичиков на похоронах невольно приходит к мысли, что единственное, чем запомнился покойник, — это густые черные брови.
ПОРТРЕТЫ ЧИНОВНИКОВ
Несмотря на отсутствие крупных, детально прорисованных образов, даны замечательные портреты-миниатюры чиновников:
Иван Антонович Кувшинное рыло — типичный чиновник, который вымогает взятки у посетителей, пользуясь своим положением. Гоголь сравнивает чиновника гражданской палаты с Вергилием. Он, как и римский поэт в «Божественной комедии», ведет Чичикова по всем кругам бюрократического ада.
Слайд 27
Выводы:
Чиновники обезличены.
Их мертвенность показана в сцене бала:
людей не видно, повсюду муслины, атласы, кисеи, головные уборы,
фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты.
Их интересы сосредоточены на сплетнях, пересудах, на тщеславии и зависти. Друг от друга они отличаются только размером взятки.
Единственный признак индивидуальности — бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»).
В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».
Слайд 28
«живые» души в поэме –
крестьяне.
Миру «мертвых душ» противостоит
в поэме лирический образ народной России.
Гоголь глубоко чувствует
живую душу народа, говорит о народной удали, смелости, любви к свободной жизни.
Слайд 29
Лучшие черты крестьян, о которых рассказывается в поэме,
собираются в национальный русский характер:
талантливость народа показана в сноровистости
каретника Михеева, сапожника Телятникова, кирпичника Милушкина, плотника Степана Пробки;
острота ума в бойкости и меткости русского слова;
глубина чувств в задушевных песнях народа;
широта и щедрость души в ярких и веселых народных праздниках и гуляньях.
Есть в поэме образы-символы. Рисуя образ беглого крестьянина Абакума Фырова, Гоголь показывает вольнолюбивую и широкую натуру, которая не хочет мириться с гнетом и унижением крепостной жизни, предпочитая ей тяжелую, но свободную жизнь бурлака. Перед нами настоящий русский богатырь.
Слайд 30
Тема народа проходит через все главы поэмы.
Трагическая
судьба обездоленного народа хорошо видна в образах крепостных людей.
плюшкинские Прошка и Мавра,
девчонка Пелагея, не умеющая отличить где право, где лево,
лакей Петрушка, который спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах».
Полное отупение и одичание несет человеку рабство.
Слайд 31
«не красавец, но и не дурной наружности, ни
слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар,
однако ж и не так чтобы слишком молод».
Павел Иванович
Чичиков.
В портрете Чичикова равным образом отбрасывается как положительное, так и отрицательное начало, все сколько-нибудь существенные внешние и внутренние черты личности нивелируются.
Слайд 32
«Говорящая фамилия»
Имя и отчество Чичикова — Павел
Иванович, — округлое и благозвучное, однако не эксцентричное, подчеркивает
желание Чичикова слиться со средой, но быть в меру заметным.
Фамилия Чичиков напоминает чириканье воробья, создаёт эффект подпрыгивания, пощёлкивания.
Слайд 33
Биография
Происхождение:
Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его
были дворяне, но столбовые или личные — Бог ведает.
Жизнь
при начале взглянула на него как-то кисло - неприютно... ни друга, ни товарища в детстве!
Слайд 34
«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не
повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам...
С
товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными... больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был.»
наставления отца
Слайд 35
В годы учения. Исполняя наказ отца, предупреждал любое
желание учителя; оставленную отцом полтину не истратил, а нарастил
эту сумму (слепил из воска снегиря, раскрасил и продал; выдрессировал мышь, научив ее вставать на задние лапки, и тоже продал; продавал проголодавшимся одноклассникам еду).
На службе. Начав службу, сумел выделиться среди невзрачных служащих, «представляя во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотребленьем никаких крепких напитков». Для продвижения по службе угождал начальнику, «влюбил» в себя его дочь и стал человеком заметным. Потеряв «теплое» местечко, поменял два-три места работы, «добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом потерял почти все.
Слайд 36
Появление в губернском городе N.
Сумел найти подход
к каждому, к кому обращался с просьбой продать «мертвые
души».
Слайд 39
Бричка – одно из воплощений образа Чичикова. Согласно
А. Белому, кони – способности Чичикова. Чубарый – «лукавый»
конь - символ мошенничества, «отчего ход тройки – боковой ход». Чичиков уклоняется от истинного пути.
Коренной гнедой и пристяжной каурый – кони – труженики, это внушает надежду на воскрешение Чичикова.