Слайд 2
Родился в Москве. До войны жил в Москве,
Нижнем Тагиле, Тбилиси. В 1942 году из 9 класса
добровольцем ушел на фронт, служил минометчиком, был ранен. После госпиталя был связистом. В 1945 году демобилизовался, работал, заканчивал 10 класс. Окончил филфак Тбилисского государственного университета в 1950 году и два года работал учителем русского языка и литературы в деревне Шамордино Калужской области. В 1952 году перевелся в школу города Калуги, в 1953-54 годах работал в издательстве областной калужской газеты "Молодой ленинец". В 1956 году вернулся в Москву. Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", зав. отделом поэзии в "Литературной газете", с 1962 года член Союза писателей СССР. Один из основателей жанра авторской песни.
Слайд 3
Стихи писал с детства, первая песня "Нам в
холодных теплушках не спалось..." появилась в 1943 году.
Первая
ставшая известной песня "Неистов и упрям..." была написана в Тбилисском университете в 1946 году.
Следующие песни "На Тверском бульваре", "Зеленая скамья" и другие – когда он переехал в Москву в 1956 году.
Слайд 4
Строчка его песни "Союз друзей": "Возьмемся за руки,
друзья..." – стала девизом многих КСП, слетов и фестивалей,
названием песенных рубрик.
Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках.
Писал также историческую и автобиографическую прозу, киносценарии.
Вышли пластинки и книги стихов, песен, прозы в России и за рубежом, аудиокассета, компакт-диски. Скончался в Париже.
Слайд 5
На войну Булат ушел добровольцем со школьной скамьи
9 класса. Был минометчиком, радистом, был ранен. После окончания
войны, в 1945 г., закавказская газета «Боец РККА» начала печатать его стихи на военную тему. Военную тему поэт не оставлял до конца его земной жизни, в которой и сегодня еще не прекращаются войны.
Слайд 6
Звания и награды Булата Окуджавы
Член КПСС (1955--1990).
Член Союза
писателей СССР (с 1962).
Член учредительного совета газеты "Московские новости".
Член
учредительного совета "Общей газеты".
Член редколлегии газеты "Вечерний клуб".
Член Совета общества "Мемориал".
Член-учредитель русского ПЕН-центра (с 1989).
Член комиссии по помилованиям при президенте РФ (с 1992).
Член комиссии по Государственным премиям РФ (с 1994).
Медаль "За оборону Кавказа". ...
Орден Дружбы народов (1984).
Почетная медаль Советского фонда мира.
Государственная премия СССР (1991).
Премия "За мужество в литературе" им. А.Д.Сахарова
независимой писательской ассоциации "Апрель" (1991).
Первая премия и приз "Золотой венец"
на поэтическом конкурсе "Стружские вечера" в Югославии (1967).
Приз "Золотая гитара" на фестивале в г.Сан-Ремо в Италии (1985).
Почетная степень Доктора гуманитарных наук
Норвичского университета в США (1990).
Премия "Пеньо Пенев" в Болгарии (1990).
Международная премия Букера за лучший роман года на русском языке - за семейную хронику "Упраздненный театр" (1994).
Имя Окуджавы присвоено малой планете (1988).
Имя Окуджавы присвоено Клубу болгарско-российской дружбы в г.Ямбол в Болгарии (1989-90).
Почетный гражданин г.Калуга (1996).
Слайд 7
Личная жизнь Булата Окуджавы
В своей жизни Булат
Шалвович был женат дважды. Первый брак с Галиной Смольяниновой
сложился достаточно трагично. Их дочь умерла еще в младенчестве, а сын Игорь стал наркоманом и даже сидел в тюрьме.
Слайд 8
Личная жизнь Булата Окуджавы
Второй брак с физиком Ольгой
Арцимович сложился более удачно. В этом браке на свет
появился сын Антон, который впоследствии стал известным композитором.
Слайд 9
В 1970 году появилась одна из самых знаменитых
песен – «Мы за ценой не постоим».
« Ко
мне обратился режиссёр Андрей Смирнов и попросил написать песню для его фильма. Мне хотелось выполнить его просьбу, и я стал пробовать. Далеко не сразу, но у меня появилась первая строчка: «Здесь птицы не поют, деревья не растут…» Появилась и мелодия. Её я не собирался предлагать, я знал, что над музыкой к фильму работает замечательный композитор Альфред Шнитке. Но под эту мелодию мне было легче сочинять. Я приехал на студию. Был Смирнов, был Шнитке и ещё несколько человек из съёмочной группы. И стоял в комнате рояль. Я говорю: «Вы знаете, у меня вместе со стихами попутно родилась мелодия. Я вам её не предлагаю, но мне как-то легче под неё вам эти стихи исполнить». Очень робея и конфузясь перед Шнитке, я стал одним пальцем тыкать по клавишам рояля и дрожащим от волнения голосом петь. Пою, а они все сидят такие мрачные, замкнутые… Еле-еле допел до конца, говорю: «Ну, музыка, конечно, не получилась, но слова, может быть, можно…» Смирнов говорит: «Да, конечно, не получилась…». И вдруг Шнитке встаёт: «А по-моему, даже очень получилась, спойте-ка ещё раз». И тогда я, ободрённый неожиданной похвалой, ударил по клавишам и запел уже смелее. И все стали подпевать, и когда допели, то оказалось, что песня всем понравилась».
Слайд 10
Из воспоминаний поэта: «Мне давно хотелось написать песню
о Москве, о городе, который я так люблю. Но
не похожую на гимн, а какую-то интим-
ную. Вот так я думал, мечтал, мечтал… И вот у меня стали появляться «Лёнька Королёв», «Полночный троллейбус», потом «Московский муравей», «Арбат, мой Арбат» - получился такой вот цикл московских песен».
Слайд 11
По московским улицам в песнях поэта ходили самые
прекрасные, самые красивые женщины. Б.Окуджава писал: «Тема многих моих
стихотворений –
любовь. Долгое время у нас почти не пели о любви, и в самом слове «женщина» для некоторых было что-то сомнительное. Из протеста против пуританского ханжества я решил воспеть женщину, как святыню, пасть перед ней на колени».
Слайд 12
Окуджаву привлекали исторические, литературные сюжеты и образы; он
одним из первых в те годы почувствовал возможность такого
обращения к прошлому, позволявшему сказать намёком о том, что не могло прозвучать открытым текстом.
«Лично меня многое привлекает в людях первой половины девятнадцатого века. И это без всякой попытки идеализировать. Я не могу отрицать большой нравственной устойчивости тех времён, высокой духовности, болезненных и активных поисков смысла жизни, утверждения общественного самосознания. Для меня как профессионального литератора это время не столь удалено, чтобы казаться недостоверным, но и не столь близко, чтобы утратить загадочность».
В «Песенке о Моцарте» поэт противопоставляет истинную и мнимую любовь к Отечеству, не нуждающемуся на самом деле в приукрашивании её «грехов».
Слайд 13
Возможно, песни Окуджавы нравятся не всем. Но уж
тот, кто их полюбит, тот навсегда станет под их
знамёна. Настойчиво и последовательно, но никогда не впадая в дидактичность, Окуджава внушает нам простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии…
«Художник видит перед собой единственную задачу – рассказать о себе, выразить себя, поделиться своими впечатлениями об окружающем. Что бы я ни писал: стихотворение, песню, повесть, роман – всегда и везде я рассказываю о себе, не стараясь угодить ни своим поклонникам, ни противникам».
Слайд 14
Какой особой магией обладают иные словосочетания стихов и
песен Булата Окуджавы! Не так просто подчас определить, в
чём же состоит их привлекательность:
«Возьмёмся за руки, друзья!», «До свиданья, мальчики!», «Пусть будет дверь открыта…», «Давайте понимать друг друга с полуслова!»
Давайте! Эти добрые слова, конечно же, близки и дороги всем, кто ценит подлинное человеческое общение, которому так верно служит хорошая песня.