Слайд 2
Исполнение литературного произведения требует специальной подготовки. Прежде чем
озвучить художественный текст, требуется найти ответы на следующие вопросы:
Нравится
ли мне литературное произведение, которое я собираюсь прочитать детям? Чем оно меня привлекло? Что в нем есть особенного?
Ради чего я хочу прочитать детям именно это произведение? Что с ними должно произойти после прочтения этого произведения? Какие чувства я хочу у них вызвать? О чем хочу поразмышлять вместе с ними?
Ответы на эти вопросы нужно искать в самом произведении. Но пока вы не зададите себе конкретных вопросов, ваши впечатления не будут отчетливыми. Только переведя их в языковую форму, сформулировав в слове, вы действительно начнете размышлять, а значит, постигать подтекст. Процесс обдумывания произведения приведет вас к необходимости его литературоведческого анализа, т.е. к более детальному рассмотрению произведения.
Слайд 3
Вопросы об авторе произведения
Фольклорное или литературное перед
вами произведение? Важно сразу же уяснить, является ли произведение
авторским. Если оно принадлежит к фольклору, то и работать с ним нужно по законам фольклора. Как это сделать, мы подробнее рассмотрим в следующей главе.
Если произведение литературное, то кто его автор, где и когда он жил и когда было создано это произведение?
Время создания необязательно устанавливать с точностью до года, но период времени – век и его четверть – важен потому, что литература всегда отражает конкретную эпоху, даже если и носит вневременный характер. Также важна и страна, в которой жил и живет писатель. Быт человека обязательно отражается в произведении, а он, как известно, несет в себе национальные черты и при этом меняется со временем.
Слайд 4
Теоретико-литературные вопросы
Каждый литературный род имеет свою специфику, которую
нужно учитывать при разборе произведения.
Жанр – это всегда конкретная
точка зрения автора на мир. Каждый жанр требует особой интонации: чтец смотрит на мир глазами автора.
У каждого жанра есть свой собственный голос, свои особенные интонации, о которых должен знать исполнитель. Обратив внимание на жанр, чтец сможет точно подобрать необходимые выразительные средства.
Слайд 5
Каждый вид речи требует особого произнесения– стихи нельзя
читать так, как читаешь прозу. Стихотворная речь организована более
сложно, чем прозаическая, она более образна и потому сложнее для осмысления. Но в то же время она легче для запоминания , более сильно воздействует на эмоции человека благодаря своему отчетливому ритму, рифме, образности.
Слайд 6
Особенности стихотворных произведений
Назовем законы стиха:
Соблюдение межстиховой паузы: в
стихотворении присутствуют особые паузы, которых нет в прозаической речи;
они фиксируют конец стихотворной строки, задают ритм. Такие паузы называют межстиховыми.
Единство стихотворной строки: все слова в стихотворной строке тесно «спаяны» между собой, поэтому самыми длинными паузами могут быть межстиховые. Если необходимо сделать логическую паузу внутри строки, то ее следует заменить интонационной.
Слайд 7
Соблюдение авторских ударений: ритм стихотворения подсказывает читателю, на
какой слог каждого слова падает ударение. Иногда авторские ударения
не совпадают с орфоэпической нормой, но заменять их на правильные нельзя, так как такие замены разрушают ритм стихотворения. Пиррихии-пропуски ударения на сильном месте-придают стиху разговорное звучание.
Соблюдение количества слогов в строке: в каждой строке стихотворения определенное количество стоп с определенным чередованием ударных и безударных слогов. Искусство чтеца поэтических произведений состоит в том, чтобы соединить в чтении слово, чувство, мысль автора и мелодику стиха.