Слайд 2
О поэме
А.С.Пушкин назвал свое произведение «Медный всадник», потому
что ему важен именно памятник Петру, потому что Пётр
— основатель города, он заложил начала Петербурга. Поэт описывает памятник в поэме так:
В неколебимой вышине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.
И прямо в томной вышине
Над ограждённою скалою
Кумир с простёртою рукою
Сидел на бронзовом коне.
…неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался…
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта…
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте узды железной
Россию поднял на дыбы?
Памятник Петру I в Петербурге – это работа французского скульптора Фальконе.
Слайд 3
История публикации
«Высочайший цензор» Пушкина, Николай I потребовал переделки
ряда мест. 14 декабря 1833 года Пушкин записал в
дневнике: «Мне возвращен ‘’Медный всадник‘’ с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи:
«И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова»,
- вымараны. Во многих местах
поставлен вопрос». Поэт предпочел отказаться от опубликования поэмы; позднее начал было вносить исправления, но бросил это. При его жизни была напечатана в 1834 г. лишь часть вступления под названием «Петербург». Отрывок из поэмы в журнале «Библиотека для чтения».
«Медный всадник» был напечатан лишь после смерти Пушкина в «Современнике» 1837 г. с рядом вынужденных, в соответствии с требованиями Николая I, поправок Жуковского (самой существенной было устранение центрального эпизода – «бунта» Евгения против «самодержавного великана», что резко исказило основной смысл «петербургской повести»).
Полный текст поэмы впервые полностью опубликован только в советское время.
Слайд 4
Вступление поэмы
В поэме, по существу, два главных
героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник.
Поэма начинается со вступления, в котором говорится о памятнике, как о живом существе, которое способно думать и мыслить:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн…
Памятник в поэме символизирует Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно.
Слайд 5
Первая часть
В первой части поэмы повествуется об
осеннем Петрограде, в котором молодой человек Евгений, бедный, но
трудолюбивый. В один из осенних дней он спешит домой, огорченный своею судьбой трудом доставить и независимость и честь. В то же время он думает о своей возлюбленной Параше, которую не видел уже несколько дней. Придя домой, ложится спать. Ночью начинается страшнейшее наводнение, в городе паника и неразбериха, по улицам плывет все, что можно – товары торговки, мосты, гробы с размытого кладбища. Евгению удается спастись, и он взбирается на мраморного льва и сидит там недвижимый. Его мысли занимает одно – судьба возлюбленной, которая живет почти у самого залива.
Слайд 6
Вторая часть
Вторая часть поэмы повествует нам о том,
что было после окончания наводнения. Молодой человек спешит к
дому любимой, и что же видит?
…Узнать не может. Вид ужасный!
Все перед ним завалено;
Что сброшено, что снесено…
Евгений подбегает к дому Параши и его взору открывается ужасная картина:
Вот место, где их дом стоит;
Вот ива. Были здесь ворота,
Снесло их, видно. Где же дом?
Как только молодой человек понимает, что ни дома, ни его возлюбленной больше нет, он теряет рассудок, и начинает дико хохотать. На следующий день народ, отправившись от наводнения, живет своей жизнью: кто-то идет на службу, торговцы открывают подвалы и высчитывают убытки, надеясь их возместить на будущих покупателях. Лишь один Евгений не оправляется после потрясения. Он уходит с квартиры, живет на пристани, питается тем, что ему подадут. Так проходит время до осени. В один из дождливых дней Евгений спит у пристани, а проснувшись, вдруг живо вспоминает то, что когда-то ввергло его в сумасшествие. Не понимая, куда идет, он движется к Медному Всаднику, к тому, чьей волей роковой над морем город основался. Евгений не находит себе места, глядя на памятник и вдруг ему начинает казаться, что Медный Всадник, сорвавшись с места, мчится за ним. Евгений бежит, но его всюду преследует топот копыт. С тех пор Евгений, проходя через площадь, над которой возвышается Медный Всадник, снимал свою шляпу, опускал глаза и поскорее шел стороной.
Не придя в себя после наводнения, и долго не прожив, Евгений умирает вскоре.
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога.
Слайд 7
Образ Петра I
Образ Петра преувеличен здесь до последних
пределов. Это уже не только победитель стихий, это воистину
"властелин Судьбы". Своей "роковой волей" направляет он жизнь целого народа. Железной уздой удерживает он Россию на краю бездны, в которую она уже готова была рухнуть
Мы понимаем это место так: Россия, стремительно несясь вперед по неверному пути, готова была рухнуть в бездну. Ее "седок", Петр, вовремя, над самой бездной, поднял ее на дыбы и тем спас. Таким образом, в этих стихах мы видим оправдание Петра и его дела. Другое понимание этих стихов, толкующее мысль Пушкина как упрек Петру, который так поднял на дыбы Россию, что ей осталось "опустить копыта" только в бездне, - кажется нам произвольным. Отметим кстати, что во всех подлинных рукописях читается "поднял на дыбы", а не "вздернул на дыбы".
И сам поэт, охваченный ужасом перед этой сверхчеловеческой мощью, не умеет ответить себе, кто же это перед ним.
Слайд 8
Язык поэмы
А.С.Пушкин любит Петербург: «Люблю тебя, Петра творенье…»
Язык поэмы очень образен и выразителен, и это достигается
различными речевыми средствами.
Эпитеты: воинственную живость; строгий, стройный вид; прозрачный сумрак, блеск безлунный; однообразную красивость…
Метафоры: не пуская тьму ночную на золотые небеса; сиянье шапок этих медный; красуйся, град Петров; юный град…вознесся пышно, горделиво…;
Олицетворения: взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт и, чуя вешни дни, ликует;
Метонимия: сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе…
Анафора: Люблю тебя, Петра творенье; люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье…; люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз…; люблю воинственную живость потешных Марсовых полей…; люблю, военная столица, твоей твердыни дым и гром…
Слайд 9
Заключение
Художественные достоинства поэмы трудно переоценить. Читатель почти физически
ощущает эту жуткую разбушевавшуюся стихию, а в финале поэмы
слышит цоканье копыт по мостовой. Поэма — гармонично законченная, целостная картина торжества и тревоги, сплав противоречий нашей жизни и своего рода пророчество: «узда железная» еще долго будет висеть над Россией.