Слайд 2
Я – не я, и моя литературная судьба
– не моя, а всех тех миллионов, кто не
доцарапал, не дошептал, не дохрипел своей тюремной судьбы, своих лагерных открытий.
А. И. Солженицын
Слайд 3
Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года в
Кисловодске.
Первые годы Солженицын прожил в Кисловодске, в 1924
году вместе с матерью переехал в Ростов-на-Дону.
Уже в молодости Солженицын осознал себя писателем.
Слайд 4
В 1937 году он задумывает исторический роман о
начале Первой мировой войны и начинает собирать материалы для
его создания. Позднее этот замысел был воплощен в "Августе Четырнадцатого": первой части ("узле") исторического повествования "Красное Колесо".
Слайд 5
В 1941 году Солженицын окончил физико-математический факультет Ростовского
университета. Еще раньше, в 1939 году, он поступил на
заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства.
Закончить институт ему помешала война. После обучения в артиллерийском училище в Костроме в 1942 году он был oтправлен на фронт и назначен командиром батареи звуковой разведки.
Слайд 6
Лейтенант Солженицын (слева)
с командиром артдивизиона
Ст. лейтенант Солженицын.
Брянский фронт. 1943 г.
9 февраля 1945 года Солженицына
арестовали: военная цензура обратила внимание на его переписку с другом Николаем Виткевичем. В письмах содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков, говорилось о лживости современной советской литературы. Солженицына осудили на восемь лет лагерей и вечную ссылку. Отбывал он срок в Новом Иерусалиме под Москвой, потом на строительстве жилого дома в Москве. Затем - в "шарашке" (секретном научно-исследовательском институте, где работали заключенные) в подмосковном поселке Марфино.
Слайд 7
1950-1953 годы он провел в лагере (в Казахстане),
был на общих лагерных работах.
После окончания срока заключения
(февраль 1953) Солженицын был отправлен в бессрочную ссылку. Он стал преподавать математику в районном центре Кок-Терек Джамбульской области Казахстана. 3 февраля 1956 года Верховный суд Советского Союза освободил Солженицына от ссылки, а через год его и Виткевича объявил полностью невиновными: критика Сталина и литературных произведений была признана справедливой и не противоречащей социалистической идеологии.
Слайд 8
В 1956-ом Солженицын переселился в Россию - в
небольшой поселок Рязанской области, где работал учителем. Через год
он переехал в Рязань.
Еще в лагере у Солженицына обнаружили раковое заболевание, и 12 февраля 1952 года ему была сделана операция. Во время ссылки Солженицын дважды лечился в Ташкентском онкологическом диспансере, использовал различные целебные растения. Вопреки ожиданиям медиков, злокачественная опухоль исчезла. В своем исцелении недавний узник усмотрел проявление Божественной воли - повеление рассказать миру о советских тюрьмах и лагерях, открыть истину тем, кто ничего не знает об этом или не хочет знать.
Слайд 9
А. И. Солженицын (сразу после выхода), 1953
Зек Солженицын
на строительстве дома у Калужской заставы. Москва, июнь 1946
г.
Первые сохранившиеся произведения Солженицын написал в лагере. Это стихотворения и сатирическая пьеса "Пир победителей".
Зимой 1950-1951 годов Солженицын задумал рассказ об одном дне заключенного. В 1959 году была написана повесть "Щ-854" (Один день одного зэка). Щ-854 - лагерный номер главного героя, Ивана Денисовича Шухова, заключенного (зэка) в советском концентрационном лагере.
Слайд 10
Осенью 1961 года с повестью познакомился главный редактор
журнала "Новый мир" А.Т.Твардовский. Разрешение на публикацию повести Твардовский
получил лично от Первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Н.С.Хрущева. "Щ-854" под измененным названием - "Один день Ивана Денисовича" - был напечатан в № 11 журнала "Новый мир" за 1962 год. Ради публикации повести Солженицын был вынужден смягчить некоторые детали жизни заключенных. Подлинный текст повести впервые напечатан в парижском издательстве "Ymca press" в 1973 году. Но название "Один день Ивана Денисовича" Солженицын сохранил.
Слайд 11
Публикация рассказа стала историческим событием. Солженицын стал известен
всей стране. Впервые о лагерном мире была сказана неприкрытая
правда. Появились публикации, в которых утверждалось, что писатель сгущает краски. Но преобладало восторженное восприятие рассказа. На короткое время Солженицын был признан официально.
В 1964 году "Один день Ивана Денисовича" был выдвинут на Ленинскую премию. Но Ленинской премии Солженицын не получил.
Слайд 12
Через несколько месяцев после "Одного дня Ивана Денисовича"
в № 1 "Нового мира" за 1963 год был
напечатан рассказ Солженицына "Матренин двор". Первоначально рассказ "Матренин двор" назывался "Не стоит село без праведника" - по русской пословице, восходящей к библейской Книге Бытия. Название "Матренин двор" принадлежит Твардовскому. Как и "Один день Ивана Денисовича", это произведение было автобиографическим и основанным на реальных событиях из жизни знакомых автору людей. Прототип главной героини - владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил писатель, повествование, как и в ряде позднейших рассказов Солженицына, ведется от первого лица, от имени учителя Игнатича (отчество созвучно с авторским - Исаевич), который перебирается в Европейскую Россию из дальней ссылки.
Слайд 13
В 1963-1966 годах в "Новом мире" были опубликованы
еще три рассказа Солженицына: "Случай на станции Кречетовка" (№
1 за 1963 год, авторское название - "Случай на станции Кочетовка" - было изменено по настоянию редакции из-за противостояния "Нового мира" и консервативного журнала "Октябрь", возглавлявшегося писателем В.А.Кочетовым), "Для пользы дела" (№ 7 за 1963 год), "Захар-Калита" (№ 1 за 1966 год). После 1966 года сочинения писателя не печатались на Родине вплоть до рубежа 1989 года, когда в журнале "Новый мир" публикуются Нобелевская лекция и главы из книги "Архипелаг ГУЛаг".
Слайд 14
Еще находясь в ссылке, в 1955 году, Солженицын
начал писать роман "В круге первом", последняя, седьмая редакция
романа была закончена в 1968 году.
В 1964 году ради публикации романа в "Новом мире" А.Т. Твардовского Солженицын переработал роман, смягчив критику советской действительности. Вместо девяносто шести написанных глав текст содержал только восемьдесят семь. В первоначальном варианте рассказывалось о попытке высокопоставленного советского дипломата предотвратить кражу сталинскими агентами секрета атомного оружия у США.
Слайд 15
Он убежден, что с атомной бомбой советский диктаторский
режим будет непобедим и может покорить пока еще свободные
страны Запада. Для публикации сюжет был изменен: советский врач передавал на Запад сведения о замечательном лекарстве, которые советские власти хранили в глубокой тайне.
Цензура тем не менее запретила публикацию. Позднее Солженицын восстановил первоначальный текст, внеся в него небольшие изменения.
Слайд 16
В 1955 году Солженицын задумывает, а в 1963-1966
годах пишет повесть "Раковый корпус". В ней отразились впечатления
автора от пребывания в Ташкентском онкологическом диспансере и история его исцеления. Время действия ограничено несколькими неделями, место действия - стенами больницы (такое сужение времени и пространства - отличительная черта поэтики многих произведений Солженицына).
Все попытки напечатать повесть в "Новом мире" оказались неудачными. "Раковый корпус", как и "В круге первом", распространялся в "самиздате". Повесть вышла впервые на Западе в 1968 году.
Слайд 17
В середине 1960-х годов, когда на обсуждение темы
репрессий был наложен официальный запрет, власть начинает рассматривать Солженицына
как опасного противника.
В сентябре 1965 года у одного из друзей писателя, хранившего его рукописи, был устроен обыск. Солженицынский архив оказался в Комитете государственной безопасности.
С 1966 года сочинения писателя перестают печатать, а уже опубликованные изъяли из библиотек. КГБ распространил слухи, то во время войны Солженицын сдался в плен и сотрудничал с немцами.
В марте 1967 года Солженицын обратился к Четвертому съезду Союза советских писателей с письмом, где говорил о губительной власти цензуры и о судьбе своих произведений. Он требовал от Союза писателей опровергнуть клевету и решить вопрос о публикации "Ракового корпуса".
Слайд 18
Руководство Союза писателей не откликнулосъ на этот призыв.
Началось противостояние Солженицына власти. Он пишет публицистические статьи, которые
расходятся в рукописях. Отныне публицистика стала для писателя такой же значимой частью его творчества, как и художественная литература. Солженицын распространяет открытые письма с протестами против нарушения прав человека, преследований инакомыслящих в Советском Союзе.
В ноябре 1969 года Солженицына исключают из Союза писателей.
Слайд 19
В 1970 году Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии.
Поддержка западного общественного мнения затрудняла для властей Советского Союза
расправу с писателем-диссидентом.
Слайд 20
С 1958 года Солженицын работает над книгой "Архипелаг
ГУЛаг" - историей репрессий, лагерей и тюрем в Советском
Союзе (ГУЛаг - Главное управление лагерей). Книга была завершена в 1968 году.
В 1973 году сотрудники КГБ захватили один из экземпляров рукописи. Преследования писателя усилились. В конце декабря 1973 года на Западе выходит первый том Архипелага... (полностью книга была издана на Западе в 1973-1975 годах).
Слайд 21
12 февраля 1974 года Солженицын был арестован и
спустя сутки выслан из Советского Союза в Западную Германию.
Сразу после ареста писателя его жена Наталья Дмитриевна распространила в "самиздате" его статью "Жить не по лжи" - призыв к гражданам отказаться от соучастия во лжи, которой от них требует власть.
Солженицын с семьей поселился в швейцарском городе Цюрихе, в 1976 году переехал в небольшой город Кавендиш в американском штате Вермонт.
Слайд 22
В эмиграции Солженицын работает над эпопеей "Красное Колесо",
посвященной предреволюционным годам. "Красное Колесо" состоит из четырех частей
- "узлов": "Август Четырнадцатого", "Октябрь Шестнадцатого", "Март Семнадцатого" и "Апрель Семнадцатого". Солженицын начал писать "Красное Колесо" в конце шестидесятых и завершил только в начале девяностых. "Август Четырнадцатого" и главы "Октября Шестнадцатого" были созданы еще в СССР.
Солженицын говорил, что вернется на родину лишь тогда, когда туда вернутся его книги, когда там напечатают "Архипелаг ГУЛаг". Журналу "Новый мир" удалось добиться разрешения властей на публикацию глав этой книги в 1989 году.
Слайд 23
В мае 1994 года Солженицын возвращается в Россию.
Он пишет книгу воспоминаний "Угодило зёрнышко промеж двух жерновов"
("Новый мир", 1998, № 9, 11, 1999, № 2, 2001, № 4), выступает в газетах и на телевидении с оценками современной политики российских властей. Писатель обвиняет их в том, что проводимые в стране преобразования непродуманны, безнравственны и наносят огромный урон обществу, что вызвало неоднозначное отношение к публицистике Солженицына.
Слайд 24
В 1991 году Солженицын пишет книгу "Как нам
обустроить Россию". Посильные соображения.
А в 1998 году Солженицын
печатает книгу «Россия в обвале», в которой резко критикует экономические реформы. Он размышляет о необходимости возрождения земства и русского национального сознания.
Вышла в свет книга "Двести лет вместе", посвященная еврейскому вопросу в России.
В "Новом мире" писатель регулярно выступает в конце девяностых с литературно-критическими статьями, посвященными творчеству русских прозаиков и поэтов.
Слайд 26
А.И.Солженицын у Чуковских
в Переделкино. Май, 1967 г.
В
девяностых Солженицын пишет несколько рассказов и повестей: "Два рассказа"
(Эго, На краях) ("Новый мир", 1995, 3, 5), названные "двучастными" рассказы "Молодняк", "Настенька", "Абрикосовое варенье" (все - "Новый мир", 1995, № 10), "Желябугские выселки" ("Новый мир", 1999, № 3) и повесть "Адлиг Швенкиттен" ("Новый мир", 1999, 3).
Структурный принцип "двучастных рассказов" - соотнесенность двух половин текста, в которых описываются судьбы разных персонажей, часто вовлеченных в одни и те же события, но не ведающих об этом. Солженицын обращается к теме вины, предательства и ответственности человека за совершенные им поступки.
Слайд 27
В 2001-2002 годах выходит двухтомный монументальный труд "Двести
лет вместе", который автор посвящает истории еврейского народа в
России. Первая часть монографии охватывает период с 1795 по 1916 годы, вторая - с 1916 по 1995 годы.
В 2007 году президент РФ Владимир Путин присудил Александру Солженицыну государственную премию РФ за гуманитарную деятельность.
Умер Солженицын 3 августа 2008 года
Слайд 28
Повесть (рассказ по определению самого А.И.Солженицына) «Один день
Ивана Денисовича»
Александр Исаевич Солженицын стал известен в 60-е годы,
в период "хрущевской оттепели". "Один день Ивана Денисовича" потряс читателей знанием о запретном - лагерной жизни при Сталине. Впервые открылся один из бесчисленных островков архипелага ГУЛАГ. За ним стояло само государство, беспощадная тоталитарная система, подавляющая человека.
Повесть посвящена сопротивлению живого - неживому, человека - лагерю. Солженицынский каторжный лагерь - это бездарная, опасная, жестокая машина, перемалывающая всех, кто в нее попадает. Лагерь создан ради убийства, нацелен на истребление в человеке главного - мыслей, совести, памяти.
Слайд 29
Произведению А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принадлежит
особое место в литературе и общественном сознании. Рассказ, написанный
в 1959 году (а задуманный еще в лагере в 1950), первоначально носил название «Щ-854 (Один день одного зэка)».
Слайд 30
Авторский замысел родился в 1952 году в Экибастузском Особлаге: «Просто
был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки
с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир — одним днем... достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все».
Твардовский оценил такой угол зрения, он увидел, чтó отразилось в зеркале одного дня: «Описан один день, но о тюрьме сказано все».
Первоначальное название рассказа — «Щ-854». В редакции «Нового мира» родилось окончательное название, по-другому определился и жанр произведения — повесть.
Слайд 31
Сам Солженицын пишет о замысле рассказа: «Просто был
такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с
напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир - одним днем... достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все».
Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения.
Повестью назвал «Один день...» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.
Слайд 32
Особенности рассказа
Совершенно новая тема.
Совершенно новый подход, взгляд.
жизнь
происходит СЕГОДНЯ и СЕЙЧАС.
Утверждается вечное, общечеловеческое, непреходящее над приходящим,
классовым.
Солженицын расширяет, возвращает исконное для русской литературы понятие ГУМАНИЗМА.
Солженицын утверждает идеи добра, справедливости, сострадания (но не абсолютного добра и сострадания)
Слайд 33
Открытия Солженицына
Картины лагерной жизни;
Правда о несправедливости и преступности
власти;
Правда о несчастье целого народа;
Правда о конкретных событиях эпохи.
Слайд 34
Особенность композиции.
Не делится на главы, пишется и читается
на одном дыхании, единый поток повествования.
Раскрытие диалектики души и
психологии героя.
Особенность языка.
Своеобразен язык прозы Солженицына.
концентрированность, сжатость, лаконичность изображения. Нет характеристик героя, нет описательных повествований.
Жаргон вводится с целью подчеркнуть, создать художественное впечатление подлинности происходящего. Особое чувство меры, вкуса, лингвистического чутья.
Слайд 35
Герой повести - Иван Денисович Шухов - один
из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами».
В 1941 году он, простой человек, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, Иван Денисович попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых - это подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность происходящего подчеркивается тем, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону». Так и написали, просто «задание». «В конрразведке били Шухова много. И расчет был, у Шухова простой: не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь - хоть поживешь еще малость. Подписал». И Шухов оказывается в советском лагере.
Солженицын говорил, что образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта в Особом лагере. Остальные лица - все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.
Слайд 36
Иван Денисович из породы «природных», «естественных» людей. Он
напоминает толстовского Платона Каратаева. Такие люди ценят прежде всего
непосредственную жизнь, существование как процесс. Кажется, все в Шухове сосредоточено на одном - только бы выжить. Но как выжить и остаться при этом человеком? Ивану Денисовичу это удается. Он не поддался процессу расчеловечивания, устоял, сохранил нравственную основу.
Слайд 37
Шухов живет в согласии с собой, он далек
от самоанализа, от мучительных размышлений, от вопросов: за что?
почему? Этой цельностью сознания во. многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям. «Природность» Ивана Денисовича Связана с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, по совести живет. Приспособляемость Шухова не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства.
Слайд 38
Шухов помнит слова своего первого бригадира, старого лагерного
волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски
лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Для него в этой работе - достоинство и радость мастера, владеющего своим делом. Работая, он ощущает прилив энергии и сил. В нем есть практичная крестьянская бережливость: с трогательной заботой припрятывает он мастерок, Труд - это жизнь для Шухова. Не развратила его советская власть, не смогла заставить халтурить, отлынивать. Уклад крестьянской жизни, ее вековые законы оказались сильнее. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.
Слайд 39
Миски не лизать;
На санчасть не надеяться;
Не «стучать»;
Не мог
себя допустить есть в шапке;
Не клянчить окурки («Он бы
себя не уронил и в рот бы не смотрел»)
Шухов никого не обижал,
Помогал другим, выручал.
Хлеб носил в чистой тряпочке;
Зарабатывал честным трудом.
Принципы жизни героя в лагере:
Слайд 40
«Почти счастливый» день не принес особых неприятностей, в
этом уже счастье. Счастье, как отсутствие несчастья в условиях,
которые ты изменить не можешь. В карцер не посадили, на шмоне не попался, табачку купил, не заболел - чего же еще? Если такой день счастливый, то какие тогда несчастливые? В изображении обыденности происходящего, привычки к бесчеловечным условиям заключается обвинительная сила произведения Солженицына.
Слайд 41
Из тех, кто, как писал Солженицын, «принимают на
себя удар» - Сенька Клевшин, латыш Кильдигис, кавторанг Буйновский,
помощник бригадира Павло и бригадир Тюрин. Они не роняют себя и слов зря не роняют, как и Иван Денисович. Бригадир Тюрин - для всех «отец». От того, как «процентовку» закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает. «Непрактичный» Буйновский пытается бороться за свои права и получает «десять суток строгого». Шухов не одобряет поступка Буйновского: «Кряхти да гнись. А упрешься - переломишься».
Слайд 42
Шухову с его здравым смыслом и Буйновскому с
его «неумением жить» противопоставлены те, кто «не принимает на
себя удар», «кто от него уклоняется». Прежде всего, это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли: «Кому-то Цезарь подмазал, и разрешили ему носить чистую городскую шапку». Все на морозе работают, а Цезарь в тепле в конторе сидит. Шухов не осуждает Цезаря: каждый хочет выжить. Одна из отличительных черт жизни Цезаря -«образованные разговоры». Кино, которым занимался Цезарь - игра, то есть выдуманная, ненастоя-щая жизнь, с точки зрения зэка. Вспомним спор по поводу фильмов Эйзенштейна «Иван Грозный», «Броненосец «Потемкин». Реальность остается скрытой для Цезаря. Шухов даже жалеет его: «Небось много он об себе думает, а не понимает в жизни ничуть».
Слайд 43
Солженицын выделяет еще одного героя, не названного по
имени - «высокого молчаливого старика». Сидел он по тюрьмам
и лагерям несчетное количество лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком». «Придурки» - лагерные «аристократы» - лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, "наблюдатель" Шкуропатенко, парикмахер, бухгалтер, один из КВЧ - «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».
Слайд 44
Как же человеку жить и выжить?
Лагерь -
образ одновременно реальный и ирреальный, абсурдный. Это и обыденность,
и символ, воплощение вечного зла и обычной низкой злобы, ненависти, лени, грязи, насилия, недомыслия, взятых на вооружение системой.
Человек воюет с лагерем, ибо тот отнимает свободу жить для себя, быть собою. "Не подставляться" лагерю нигде - в этом тактика сопротивления. Да и никогда зевать нельзя. Стараться надо, чтобы никакой надзиратель тебя в одиночку не видел, а в толпе только", — такова тактика выживания. Вопреки унизительной системе номеров, люди упорно называют друг друга по именам, отчествам, фамилиям. Перед нами лица, а не винтики и не лагерная пыль, в которую хотела бы превратить система людей.
Слайд 45
Отстаивать свободу в каторжном лагере - значит как
можно меньше внутренне зависеть от его режима, от его
разрушительного порядка, принадлежать себе. Не считая сна, лагерник живет для себя только утром - 10 минут за завтраком, да за обедом - 5 минут, да за ужином - 5 минут. Такова реальность. Поэтому Шухов даже ест "медленно, вдумчиво". В этом тоже освобождение.
Главное в повести - спор о духовных ценностях. Алешка-баптист говорит, что молиться нужно "не о том, чтобы посылку прислали или чтоб лишняя порция баланды. Молиться надо о духовном, чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал..." Финал повести парадоксален для восприятия: "Засыпал Иван Денисович, вполне удовлетворенный... Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый".