Слайд 2
Андрей Белый (Борис
Николаевич
Бугаев; 14(26).10.1880,— 8.1.1934) -прозаик,
поэт, критик, литературовед, мемуарист.
Слайд 3
Родился Борис в Москве в высококультурной
дворянской семье
Николай Васильевич –
отец поэта, декан
физико-математического
факультета Московского
университета
Александра Дмитриевна –
мать поэта
Слайд 5
Окончил в 1899 лучшую в Москве частную
гимназию Л. И. Поливанова, в 1903 — естественное отделение
физико-математического факультета Московского университета.
Слайд 6
В конце 1895 - начале 1896 знакомится и сближается с семьей Соловьёвых.
Соловьёвы стимулировали тяготение Белого к литературному творчеству, способствовали его знакомству
с новейшим искусством, философией (Белый интересуется буддизмом и особенно А. Шопенгауэром).
Слайд 7
Литературный жанр «симфонии», созданный писателем, сразу продемонстрировал ряд
существенных черт его творческого метода: тяготение к синтезу слова
и музыки, соединение планов вечности и современности.
Слайд 8
В1901-1902 Белый знакомится с символистами:
B.Я. Брюсовым (от которого получает уроки
литературного мастерства), Д. С. Мережковским и 3.Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом и др., расширяет литературные связи
Слайд 9
С января 1903 начинает переписку
с А.Блоком(личное знакомство с 1904), с которым его связали
годы драматической «дружбы-вражды».
Осенью 1903г. становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка «аргонавтов»
Слайд 10
Первый поэтический сборник А. Белого "Золото
в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике
солнце -- предмет почти что языческого поклонения:
Солнцем сердце зажжено.
Солнце -- к вечному стремительность.
Солнце -- вечное окно
В золотую ослепительность.
Слайд 11
1905 год -- начало нового периода творчества
Андрея Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в
жену Блока, Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство перевернуло всю жизнь А. Белого. К весне 1906 года отношения людей, составляющих роковой треугольник, достигли крайнего напряжения. Резко и безжалостно отвергнутый, Андрей Белый оказывается на грани умопомрачения.
Слайд 12
Из Петербурга он сразу уезжает за
границу, где начинается период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся
на 1907 -- 1908 годы. В эти годы огромное влияние на А. Белого оказывает творчество Н. Некрасова. Памяти этого поэта посвящается сборник стихотворений "Пепел" (1908). "Пепел" является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его сборник -- "Урна" (1909) -- посвящен Брюсову.
Слайд 13
В 1910 году Андрей Белый женится
на Асе Тургеневой. В конце 1910-го молодожены едут в
путешествие по Северной Африке. Вернувшись из этого путешествия весной 1911 года в Россию, Белый пишет "Путевые заметки" -- самое светлое произведение из всех им написанных. В марте 1912 года они с женой уезжают в Европу, где живут до 1916 года, изредка наведываясь в Россию.
Слайд 14
В сентябре 1916-го А. Белый возвращается на
родину. Россия ожидает его. Вместе с Россией А. Белый
переживает ее самое трагическое время:
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, --
Безумствуй, сжигая меня!..
Россия, Россия, Россия, --
Мессия грядущего дня!
Это написанное в августе 1917 года стихотворение "Родине", самое знаменитое из стихотворений Белого, точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма. В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму "Первое свидание" -- реквием по сгоревшему в буревой стихии миру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре.
Слайд 15
"Первое свидание" -- вершина поэзии Андрея
Белого 20-х годов. Дальше начинается "путь нисхождения". В сентябре
1925 года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи "Москва".
"Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства, в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому", -- признавался Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его человеческой и писательской натуры.
Слайд 16
В последние годы жизни Белый пробует
новые формы, жанры, стили, писатель сочетает работу над "Москвой"
с путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами по стиховедению, философскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.