на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные
могут справитьсяс известием, составленным В. Н. Берхом.
FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.
Email: Нажмите что бы посмотреть
Ср. с черновыми редакциями:
***
На берегах Варяжских волн
Стоял глубокой думы полн
Великий Петр. Пред ним катилась
Уединенная <река?>
***
Однажды близ пустынных волн
Стоял задумавшись глубоко
Великий муж. Пред ним широко
Неслась пустынная Нева.
***
Однажды близ Балтийских волн
Стоял задумавшись глубоко
Великий царь. Пред ним широко
Текла пустынная Нева.
В думах Петра заложены те противоречия, которые воплотятся затем в самом Городе: предполагаемые насильственные действия («прорубить окно») противоречат природе, а не суждены ею, жёсткость Петра («грозить», «назло») плохо сочетаются с гостеприимством и широтой души («И запируем на просторе»). Строительство Петербурга напоминает сооружение Вавилонской башни, а гордыня Петра – гордыню её строителей: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11, 1-9).
Образ «города и башни» в кн. Бытие отразил целый комплекс мифологических универсалий,
например идею «центра мира», которым должен был стать построенный людьми город.
III. Город Петра
(«Прошло сто лет…»)
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживленным берегам Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова.
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
Анафора «люблю» становится
Своеобразным рефреном.
Многочисленные олицетворения одушевляют мир Петербурга, делают его живым: «задумчивых ночей», «спящие громады», «заря … спешит».
Неожиданные эпитеты часто рождают оксюмороны, соединяя, казалось бы, несоединимые понятия: «прозрачный сумрак», «блеск безлунный», «воинственную живость», «однообразную красивость».
Антитезы («недвижный» - «бег», «сумрак» - «блеск», «тьму ночную» - «золотые небеса», «девичьи лица» - «пирушки холостой») и разные по стилистической принадлежности слова («лоскутья» - «сих знамён победных», «сиянье» - «шапок», «пирушки» - «пламень») не ведут к разделению, противоположные начала бытия дополняют, уравновешивают друг друга, рождая гармонию.
V. Думы (мечты) Поэта
(«Красуйся, град Петров…»)
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Дальше начнётся повествование, в котором
останутся три силы: стихия природы, Пётр (Медный всадник) и Человек, - трагические противоречия между которыми непреодолимы.
VI. До повести
(«Начну своё повествованье…»)
V. Думы (мечты) Поэта
(«Красуйся, град Петров…»)
IV. Город Поэта («Люблю тебя, Петра творенье…»)