Слайд 2
Основные литературные направления начала XX века.
Критический реализм.
Декаданс.
Модернистские течения:
символизм
акмеизм Серебряный век
футуризм
Социалистический реализм.
Слайд 3
Критический реализм (XIX век -начало XX века)
Правдивое, объективное
отображение действительности в ее историческом развитии.
Продолжение традиций русской
литературы XIX века, критическое осмысление происходящего.
Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами.
Пристальное внимание к внутреннему миру человека.
Слайд 4
Критический реализм в живописи
И.Репин «Бурлаки».
Б.Кустодиев «После
бала».
К каким литературным произведениям можно отнести эти полотна?
Кто автор этих литературных произведений?
Слайд 5
Декаданс (от лат. «упадок»)
Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной
жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний.
Слайд 6
Модернизм (от франц. «новейший»)
Я ненавижу человечество,
Я от него
бегу, спеша.
Мое единое отечество
Моя пустынная душа.
Слайд 7
Серебряный век – поэзия начала XX века.
Термин
«Серебряный век» возник по аналогии с «Золотым веком», веком
А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова и др.
Поэты Серебряного века создали новую концепцию мира и человека в этом мире: не все создаваемое людьми осознается, есть области, недоступные аналитическому разуму.
Слайд 8
Символизм (1870-1910гг.)
Выражение идей посредством символов.
«Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность,
культ впечатления.
Внутренний мир личности – показатель общего трагического мира,
обреченного на гибель.
Существование в двух планах: реальном и мистическом.
Слайд 9
Валерий Брюсов «Женщине»
Ты – женщина, ты –
книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его
строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты - женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!
Слайд 10
Акмеизм (образов. в 1910 г.)
Производное от греч. «акме»
- «острие», «вершина», «цветущая сила», «высшая степень».
Ясность, утверждение реальной
жизни, культ чувств над всем остальным.
Возврат слову его изначального, не символического смысла.
Слайд 11
Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие»
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом
отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
Слайд 12
Футуризм (образ. в начале 1910 г.)
Перестройка русской словесности,
«искусство будущего» (от латинского fиtиrиm – будущее). Авангардное течение,
отрицающее художественное и нравственное наследие.
Создание «заумного языка», игра слов и букв.
Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.
Слайд 13
Велимир Хлебников «Заклятие смехом»
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что
смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных
– смех усмейных смеячей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейво, смейво,
Усмей, осмей, смешики, смешики.
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
1910 г.