Слайд 3
Борис Леонидович Пастернак Родился 29 января 1890 года.
Его отец, Леонид Осипович, - академик, замечательный график и
живописец, приподовал в Училище живописи, ваяния и зодчества. Мать поэта была одаренной пианисткой. Мальчик рос в высокоинтеллигентной среде,
где живопись, музыка, литература насыщали собой всю атмосферу жизни. В их доме бывали Л.Н. Толстой, историк В.О.Ключевский, музыканты С.В.Рахманинов и А.Н.Скрябин, художники В.А. Серов и М.А. Врубель.
Один из величайших представителей мировой культуры хх века, Борис Пастернак пришёл в литературу со своей сложившейся интонацией, неповторимым строем души. Он относился к числу поэтов, у которых нет ни предшественников, ни сколь – нибудь заметного периода «ученичества». Он явился миру во всеоружии своего поэтического дара, чтобы нести крест своего призвания. И мощно и органично зазвучал его неповторимый голос.
Слайд 4
Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960),
русский советский писатель Книги лирики «Сестра моя – жизнь»
(1922), «второё рождение» (1932), цикл «Когда разгуляется» (1956 - 1959); исторически-революционные поэмы «Девятьсот пятый год» (1925 – 26) и «Лейтенант Шмидт» (1926 – 27). Повести; романы «Доктор Живаго», в котором с позиций абстрактного гуманизма выраженное отрицательное отношение к революционной действительности, опубликовано за рубежом (1957; Нобелевская премия, 1958, от которой Пастернак отказался. Автобиографическая проза. Первое произведения У.Шекспира, И.В.Гёте, П.Верлена.
Слайд 5
Будущий поэт учился в
классической гимназии и на
философском отделении историко-филологического факультета Московского
университета. Гимназистом, а затем студентом он прошёл предметы композиторского факультета консерватории. Все прочили ему будущее музыканта, его опыты в музыке одобрял сам Скрябин.
Но судьба распорядилась по-своему. Весной 1912 года
Пастернак едет в Германию, чтобы в Марбургском университете продолжить занятия философскими дисциплинами. Занятия, однако, оказались кратковременными. Любовная драма заставила юношу по-новому взглянуть на свое будущее и решительно отказаться от научной карьеры. «Конец, конец! Конец философии, то есть какой бы ни было мысли о ней… ей придётся считаться с тем, что всякая любовь есть переход в новую веру», - восклицает поэт в автобиографической прозе «Охранная грамота».
Слайд 6
Пастернак покидает Марбург, потратив остаток денег на путешествие
в Италию. В Москву вернулся уже не музыкант и
не философ, а поэт. В 1913 году он уже печатается, 1914 выпускает свой первый поэтический сборник «Близнец в тучах», в 1917-м – второй, «Поверх барьеров». За ними последовали: «Сестра моя – жизнь» (1922), «Темы и вариации» (1916 – 1922), роман в стихах «Спекторский», поэмы о первой русской революции «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».
В начале своего творческого пути примкнул к кружку футуристов «Центрифуга», а позднее к лефовцам. Однако интерес к авангардизму объясняется скорее личной дружбой с литераторами этого круга, а главное, чувством огромного уважения к Маяковскому. Из мучительного лабиринта поисков и экспериментов Пастернак вышел на собственный путь, путь классика.
Слайд 7
Вторая половина 20-х – начало 30-х годов –
зенит литературной славы Пастернака. Издательства охотно печатают его книги,
в прессе появляются благожелательные отклики. Но, несмотря на официальное признание и почести, у поэта возникает чувство неудовлетворённости и тревоги. Выступая на Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году, поэт говорил: «При огромном тепле, которым окружает нас народ и государство, слишком велика опасность стать социалистическим сановником. Подальше от этой ласки во имя ее прямых источников, во имя большой и дельной …
Любви к Родине». И в этом же году: «Искусство без риска и душевного самопожертвования немыслимо. Свободы и смелости воображения надо добиться на практике… не ждите на этот счёт директив».
Слайд 8
Известно, сколь опасной бывает близость художника к тоталитарной
власти. Сегодня мы знаем, сколько художников было втянуто в
эти губительные отношения: Горький. Маяковский, Булгаков, Зощенко, Мандельштам. Ахматова… Отчуждение Пастернака от официальных сфер началось, когда он избавился от прежних иллюзий относительно сталинского режима. «Именно в 1936 году, когда начались эти страшные процессы (вместо прекращения поры жестокости, как мне в 1935 году казалось), все сломалось во мне, и единение со временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал», - писал поэт. Пришло понимание, что главное – сохранить свою независимость и своё достоинство. Пастернак, не избежавший общей участи и ложных шагов, нашёл в себе силы выпутаться из паутины, осмыслить случившееся, уйти со сцены, погрузиться в тень, обречь себя на забвение…
Слайд 9
И надо оставлять проблемы
В судьбе, а не среди
бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И
окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги…
«Я люблю свою жизнь и доволен ею, - писал Пастернак. – я не нуждаюсь в её дополнительной позолоте. Жизни вне тайны и независимости, жизни в зеркальном блеске выставочной витрины я не мыслю». В пятидесятые годы (1952 – 1959) Борис Леонидович создаёт цикл стихотворений «Когда разгуляется». Пишет роман «Доктор Живаго», который был опубликован за рубежом. Ему присуждают Нобелевскую премию в области литературы, от которой он вынужден был отказаться из-за ситуации, сложившейся вокруг публикации романа. Умер Пастернак после тяжёлой болезни 30 мая 1960 года.