Слайд 2
Викто́р Мари́ Гюго́ (1802-1885)- ярчайший представитель драматургии 18
столетия, французский писатель, глава и теоретик романтизма в Франции,
а так же член Французской академии. Автор таких произведений как « Собор Парижской Богоматери», «Девяносто третий год», «Человек , который смеется».
А так же поэт в честь которого назван кратер на Меркурии.
Слайд 3
«Человек, который смеется»
Один из самых известных романов В
. Гюго, созданном в 60-е годы 19 века, в
котором автор поднимает вопросы связанные с вечными темами жизни и смерти, духовной любви и телесной страсти, непреодолимой пропасти между нищим народом и наделенной властью и богатством знатью.
Слайд 4
Место действия романа
Как известно, место действия романа – Англия
(Портленд, посёлок Уэймет, городок Мелкомб-Реджис, другие небольшие сельские города
страны, Лондон). Время действия – конец XVII – начало XVIII века.
Слайд 5
Все персонажи романа, как главные:
-философ Урсус, вырастивший
Гуинплеан как родного сына,
-слепая девушка Дея, любовь всей его
жизни,
-лорд Дэвид Дерри-Мойр ,сводный брат «человека, который смеется»,
-герцогиня Джозиана,
-бывший лакей Иакова II (откупорщик океанских бутылок Баркильфедро),
так и второстепенные:
-компрачикосы с урки «Матутина»,
-знать и служащие Палаты лордов,
связаны друг с другом через образ центрального героя – Гуинплена.
Слайд 6
Вновь и вновь , я перечитываю этот роман
из-за истории жизни Гуинплена , которая трагична от начала до
самого конца. Будучи законнорождённым сыном своего отца, лорда Линнея Кленчарли, после смерти родителей он, по приказу короля Иакова II, оказывается лишённым титула и отданным в руки компрачикосов – сообщества бродяг, занимающихся продажей детей, предварительно изуродованных для ярмарочных представлений. После восхождения на престол Вильгельма III, начавшего преследование торговцев детьми, мальчик оказывается брошенным в бухте Портленда.
И по всем законам реалистического жанра, в котором, по мнению многих литературоведов, и написан роман «Человек, который смеётся», ребёнок должен был бы погибнуть. Но тут в дело вмешивается высшее (романтическое) провидение, под которым Гюго выводит природу (а фактически – Бога), и мальчик не только выживает, но и спасает от смерти девятимесячную девочку. На пути к жизни ребёнка сопровождают сплошные опасности – холод (действие происходит в одну из самых холодных европейских зим), страх (встреча с трупом контрабандиста), смерть (переход через тонкий Портлендский перешеек и постоянная угроза оказаться либо в море, либо в океане), голод, усталость, человеческое равнодушие. Гуинплен преодолевает всё, приобретая в итоге – дом (не слишком большой, но тёплый и уютный), семью (чужую по крови, но родственную по духу), славу (на ярмарочном уровне), деньги (достаточные для того, чтобы не голодать самому и кормить Дею и Урсуса с Гомо), любовь.
Слайд 7
Так как же выглядел Гуинплен?
«…Глаза - как две
узкие щелки, зияющее отверстие вместо рта, плоская шишка с
двумя дырками вместо ноздрей, сплющенная лепешка вместо лица - в общем нечто, являющееся как бы воплощением смеха; было ясно, что природа не могла создать такое совершенное произведение искусства без посторонней помощи.»
Играя в бесхитростных представлениях Урсуса вызывал неизменный успех у простой и грубой публики, он вызывал смех и отвращение одновременно. Уродливый снаружи был прекрасен внутри и его любила слепая девушка Дея, которую он спас. Он отвечал ей взаимностью, что вызывало скептическую улыбку философа Урсуса: "слепая видит незримое".
Слайд 8
Самое интересное что:
Тема любви в романе раскрыта в двух
аспектах: романтическом – любовь Гуинплена и Деи (чистая, возвышенная,
духовная) и реалистическом – физическая тяга, существующая между Гуинпленом и Джозианой (страстная, телесная, животная). Образ Джозианы противопоставлен образу Деи: в отличие от слепой девушки, прекрасной, хрупкой, светлой, герцогиня выглядит величественной в своей красоте, желанной, пышущей телесным здоровьем женщиной.
Став лордом, Гуинплен за один день сталкивается со всеми возможными искушениями – гордостью, тщеславием, похотью, забвением (прошлой жизни), предательством своих близких (мимолётным, но от этого не менее острым).
Особо яркой сценой в романе, является заседание палаты лордов. Гуинплен считает себя посланцем низов английского общества. Он искренне надеется, что сможет достучаться до сознания тех, кто правит Англией. Желает рассказать о нищете и бесправии простого народа. Никто не замечал Гуинплена, пока он не поднялся и произнес пламенную речь. Герой огромными усилиями смог согнать маску вечного смеха со своего лица. И теперь он был серьёзен и казался ужасным. Да, Гуинплену удалось не надолго завладеть вниманием лордов, но стоило на его лицо вернуться маске смеха, лорды принялись смеяться и забрасывать героя оскорблениями.
Поражённый низостью высшего общества Гуинплен (в буквальном смысле слова) бежит вниз и, не найдя на прежнем месте «Зелёного ящика», сразу же понимает, что он потерял. Его настоящее имя и жизнь оказались ложью; его уродливая улыбка и игра фигляра – правдой. Как и предсказывал Урсус, истинным счастьем для Гуинплена всегда была одна только Дея, видящая его доброе сердце и любящая его за него самого. Смерть Гуинплена и Деи ставит точку в их отношениях – не имеющих телесного развития на земле, но бесконечно устремлённых ввысь.
Слайд 9
«Истинная любовь не знает пресыщения. Всецело духовная, она
не может охладиться. Пылающий уголь подергивается пеплом, небесное же
светило - никогда.»
Физическая тяга Джозианы
Духовная, трепетная любовь Деи
Слайд 10
Экранизация романа
Человек, который смеётся / The Man Who
Laughs (США, 1928 , Немое кино)
Человек, который смеётся / L'Uomo che ride
(Страна: Италия,1966)
Слайд 11
Экранизация романа
Человек, который смеётся / L’homme qui rit (Страна: Франция,1971)
Человек,
который смеётся / L’homme qui rit (Страна: Франция,2012 )