Слайд 2
«Чайка» – трагичнейшая из комедий
«Чайка»: история создания
Слайд 3
1895 год
«Местом» рождения «Чайки» сам писатель называл мелиховский
флигель
Дом А.П.Чехова
в Мелихове
Слайд 4
«Ну-с, пьесу я уже кончил, - сообщал
Чехов Суворину в письме 21 ноября 1895 года. –
Начал я её forte и кончил pianissimo – вопреки всем правилам драматического искусства»
Слайд 5
«Чайка: герои и прототипы
«Чайка» по праву считается наиболее
автобиографичной пьесой А.П.Чехова
Слайд 6
Английский драматург
Д.Пристли о «Чайке»
«Чехов поделил свою собственную личность
между тремя персонажами: Тригориным – популярным беллетристом, Треплевым –
борющимся за новые формы, и доктором Дорном…»
Д.Пристли
Слайд 8
Константин Треплев и Исаак Левитан
М.Чехов, брат
писателя: «Левитан, живший в имении А.Н.Турчаниновой на берегу озера
в Тверской губернии, завел там очень сложный роман, в результате которого ему нужно было застрелиться или инсценировать самоубийство»
И.Левитан, 1897 г.
Слайд 9
А.П.Чехов и И.И.Левитан
«Левитан стрелял в голову, но неудачно…,
встревоженные героини романа телеграфировали писателю. Левитан встретил Чехова с
повязкой на голове… Затем он взял ружье, вышел к озеру… Возвратился он с бедной, ни к чему убитой чайкой…»
И.Левитан на охоте
Слайд 10
Героини «Чайки» и их прототипы
Л.С.Мизинова полагала, что в
«Чайке» многое «заимствовано» из её жизни: Мизинова имела в
виду перипетии её романа с писателем И.Н.Потапенко, хорошо известные Чехову;
Писательница Л.А.Авилова вспоминала о подаренном Чехову брелоке с указанием строк книги Чехова: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её»;
В характере Аркадиной современники узнавали черты актрисы Л.Б.Яворской, которой одно время был увлечен Чехов.
Слайд 11
Нина Заречная
Ирина Николаевна Аркадина
Лика Мизинова
Л.Б.Яворская
Слайд 12
А.П.Чехов и его «героини»
Лика Мизинова
А.П.Чехов, Т.Л.Щепкина-
Куперник и Л.Б.Яворская
Слайд 13
А.П.Чехов - драматург
На первый взгляд,
драматургия А.П.Чехова
представляет собой какой-то исторический парадокс:
В
пьесах отсутствуют яркие человеческие характеры, сильные человеческие страсти;
Герои теряют интерес к взаимным столкновениям, к последовательной и бескомпромиссной борьбе;
Драма Чехова – драма без героя.
Слайд 14
Критики о драматургии А.П.Чехова:
Драма А.П.Чехова, по словам М.Н.Строевой,
выражает недовольство существующей жизнью, которое охватывает «всю интеллигенцию от
столиц до провинциальных глубин»;
«А.П.Чехов, - пишет литературовед А.Шах-Азизова, - акцентирует внимание на разобщенности героев, уходе их в себя»;
З.С.Паперный: «Пьеса оказалась непостижимой для полного театрального осуществления, … она шире возможностей одного театра».
Слайд 15
Новаторство
А.П.Чехова - драматурга
Отсутствие главного героя;
Микросюжеты;
Разомкнутые любовные
треугольники;
Вынесение основных событий пьесы за сцену («подводное течение»);
Эффект «четвёртой
стены»;
«Двойной» финал;
Многозначность символики.
Слайд 16
Главный герой: кто он?
Треплев
Тригорин
Аркадина
Заречная
?
Слайд 17
Микросюжеты
в «Чайке»
Любовь
Треплева к
Нине
Творческий
поиск
Треплева
Любовь
Нины
к
Тригорину
Актерская
Судьба
Нины
Любовь
Аркадиной
к Тригорину
Увлечение
Тригорина
Ниной
Любовь
Маши
к Треплеву
Медведенко
и Маша
Полина
Андреевна
и Дорн
Судьба
Сорина
Слайд 18
Разомкнутые
любовные
треугольники
«…Комедия, три женских роли, шесть мужских,
четыре
акта, пейзаж (вид на озеро): много
разговоров о литературе, мало
действия,
ПЯТЬ ПУДОВ ЛЮБВИ,» –
А.П.Чехов, 21 октября 1895 г.
Слайд 19
Треплев
Нина
Тригорин
Аркадина
Маша
Медведенко
Слайд 20
«Подводное течение»
НА СЦЕНЕ
ЗА СЦЕНОЙ
(разговоры
о главных
событиях)
(главные события
в жизни героев)
Трагедия
Нины
Заречной
Безнадежная
любовь
Константина
Успех
Аркадиной и
Тригорина
Брак Маши
и Медведенко
Самоубийство
Константина
Слайд 21
Эффект «четвертой стены»
««Чайка» – произведение, выходящее
из ряда по
своему замыслу,
по новизне мыслей по вдумчивой
наблюдательности над
житейскими положениями,»- писал
А.П.Чехову
А.Ф.Кони 7 ноября 1896 г.
Слайд 22
«Четвертая стена» сложена из авторских ремарок «УМОЛЧАНИЯ»:
-
«пауза» – 30 пауз;
«раздумывая»,
«помолчав», «после паузы»;
- «про
себя»,
«прислушиваясь»;
«в продолжение двух минут
молча рвет все свои рукописи…»
Слайд 23
«Двойной» финал:
о самоубийстве Константина Треплева
ЗНАЮТ
НЕ ЗНАЮТ
Дорн
Тригорин
и
зрители
Сорин
Аркадина
Шамраевы
Маша
Слайд 24
Многозначность
символа «чайка»
Творческий
Разбитое
полет
сердце
Несбывшиеся Несчастливая
мечты судьба
Свобода
Любовь
Слайд 26
Премьера «Чайки»
Александринский
театр
Художественный
театр
Премьера состоялась 17 октября 1896 года
и вошла в историю театра как небывалый, скандальный провал
Ставил
пьесу Е.П.Карпов, бесталанный режиссер, которого Чехов всегда не любил
Своей триумфальной премьерой 17 декабря 1898 года Художественный театр реабилитировал чеховскую «Чайку»
В постановке В.И.Немировича-Данченко пьеса имела чрезвычайный успех
Слайд 27
Карикатура на А.П.Чехова после провала «Чайки» в 1896
году
Слайд 28
А.П.Чехов и актеры Художественного театра
Слайд 29
К.С.Станиславский о премьере «Чайки» в Художественном театре:
«Как мы
играли – не помню… Наконец, мы почувствовали успех, и
неимоверно взволнованные, стали обнимать друг друга, как обнимаются в пасхальную ночь… Успех рос с каждым актом и окончился триумфом. Чехову была послана подробная телеграмма».
Слайд 30
Пьеса «Чайка» сегодня
Силуэт летящей чайки – символ
Московского Художественного театра имени А.П.Чехова;
«Чайка» обошла сцены тысяч отечественных
и зарубежных театров, это самая популярная в мире пьеса А.П.Чехова;
К «Чайке» обращались выдающиеся режиссеры: А.Таиров, Б.Ливанов, О.Ефремов, А.Эфрос, Ж.Питоев и другие