Слайд 2
.
Лирика – это область литературы.
Выражает чувства и мысли
автора.
Слово в поэзии – богатое, большое, значительное.
ТЕОРИЯ
Слайд 3
ТЕОРИЯ
Лира – это древний музыкальный инструмент, под аккомпанемент
которого исполнялись песни, стихи.
Пейзажная лирика.
Мы слышим голос автора, чувствуем
его отношение к этой картине.
Сюжет и герои.
Слайд 4
ТЕОРИЯ
Лирика существует в стихотворной форме.
Ритм – это сердце
лирики.
Рифма – это созвучие на концах стихотворных строк.
.
Слайд 5
Готовимся к выразительному чтению
1. Понять стихотворение и услышать
его музыку.
2. Узнать значение непонятных слов.
3. Поработать над паузами
и отметить их знаком -/.
4. Расставить логические (смысловые) ударения.
5. Определить темп чтения.
6. Попробовать произнести только мелодию стихотворения.
Слайд 7
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно
небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно
поневоле
Средь невиданных равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..» -
«Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вот- теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой
Мчаться тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?»
«Кто их знает? пень иль волк?»
Слайд 8
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вон уж он
далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу:
духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
Слайд 9
комментарии
Здесь же всё как в рассказе, только стихами.
Есть сюжет: ехал путник, началась метель, лошади сбились с
пути, встали, снова побежали. Тут есть, кроме автора, другой герой – ямщик. Они разговаривают.
Сюжет, ямщик и изображение чертовщины нужны для того, чтобы передать состояние автора. “Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин!” Страшно сбиться с пути ночью, зимой. Ямщик и тот не может найти дорогу, думает, что бес его водит.
И в то же время – не только страшно и тревожно, но и весело от ощущения опасности, необыкновенности всего происходящего.
“Мчатся тучи , вьются тучи…” Эти строки задают ритм всему стихотворению – ритм часто бьющегося сердца.
Надо слушать музыку стихотворения. Казалось бы, обыкновенные слова, а так и слышишь завывание вьюги, и сердце не на месте.
Слайд 11
Это стихотворение «Бесы»,
которое было написано А.
С. Пушкиным
Болдинской осенью в 1830 году.
Необъятные зимние просторы,
луна, совсем
затерявшаяся в тучах и снежном вихре,
ямщик и ездок в повозке.
Слайд 12
Нашим глазам предстает краткий миг человеческой жизни, когда
она на волосок от гибели.
Драматический эпизод этот построен
по законам драмы: действие в нем, быстро развиваясь, достигает кульминационной точки и разрешается в последней строфе.
В начале стихотворения путник уже во власти метели и душой предчувствует ее волю над собой:
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Слайд 13
Но он еще надеется проскочить опасность:
«Эй, пошел,
ямщик!..» Однако ответ ямщика рывком продвигает действие от надежды
к нарастающему с каждой строкой отчаянию.
Угроза гибели осмыслена. И дальше действие развивается столь же стремительно.
Первое упоминание беса – простое присловье, как вводное слово «видно», отнюдь не означает «вижу»:
«В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам».
Слайд 14
«...Посмотри: вот, вон... играет,
Дует, плюет на меня;
Вот теперь
в овраг толкает
Одичалого коня; Там верстою небывалой
Он торчал передо
мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
На этом заканчивается первая часть стихотворения, в которой метель предстала в виде двойного
символа – погибели и несущих ее темных сил,
ополчившихся на человека.
Слайд 15
Вторая часть начинается повторением начальной строфы:
«Мчатся тучи,
вьются тучи...»
Метель не отпускает.
И неспроста... в следующих
четырех строках
взрыв максимального напряжения действий:
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... «Что там в поле?» -
«Кто их знает? Пень иль волк?»
Исходя из контекста в целом, следует думать,
что не пень и не волк, а бес. Потому и…
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткое храпят...
Слайд 16
Вот момент наивысшей, смертельной опасности.
Но... Опять рывком,
без промежуточных подробностей
отступление бесовской силы:
Вот уж он далече
скачет;
Лишь глаза во мгле горят...
Теперь уже и ездок видит бесовские полчища:
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Их несметное множество, они кружатся,
«будто листья в ноябре»,
но уже где-то в стороне – путь свободен.
Слайд 17
Третья часть стихотворения словно глубокий вздох
облегчения после
пережитого смертельного ужаса.
Снова – «мчатся тучи, вьются тучи...»
Да, метель еще не
кончилась, но опасность отступила.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине...
Слайд 18
Все есть в этом таинственном стихотворении: и
дыхание смерти
в лицо, и мистическое прозрение злобной силы, и чудо. Чем же могли обороняться две погибающие православные души от обступившего их бесовства?
И не свидетельство ли это того, что сам поэт был лишен такой обороны. Именно безблагодатность должна была родить в его душе то «холодное, мрачное, беспокойное состояние», которое нашло свое поэтическое
воплощение в жутком образе этой «фантастической» метели.
Вывод:
Слайд 19
Над проектом работала:
Ефимова Анастасия,
ученица 7 класса «В»
МОУ «Гимназия №5»
г. Юбилейного МО