Слайд 2
Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких
имен русской литературы
«…Я мало вращался в литературной среде. Я
много жил в деревне, много путешествовал по России и за границей».
И.А.Бунин
Слайд 3
Литературные заслуги писателя
Две Пушкинские премии Российской Академии наук
(1903 и 1909).
Почетный академик Российской Академии наук. (1909).
Удостоен Золотых
Пушкинских медалей (1911-1915).
Первым из русских писателей получил Нобелевскую премию (1933).
Слайд 4
Этапы жизни и творчества
Родился 10 октября 1870 г.
в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство провел в
родовом имении Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии.
Стихи начал писать еще в гимназии. В 18 лет становится журналистом. С 1890 г. пишет рассказы.
В 1915-1916 г. выходят прозаические сборники «Чаша жизни» и «Господин из Сан-Франциско».
С 1920 жил в эмиграции. Там написаны сборники рассказов «Митина любовь», «Солнечный удар», «Темные аллеи», роман «Жизнь Арсеньева» и др.
Скончался в Париже 7 ноября 1953 года.
Слайд 5
Поэтический мир Бунина
Поэзия И.А. Бунина — поистине “высокий трепет
приобщенья к духовной жизни, к красоте”. Создания истинного таланта
не стареют. Лирика Бунина заставляет трепетать лучшие струны сердца. Какой образ возникает перед глазами, когда задумываешься о его поэзии?
Слайд 6
Поэтический мир Бунина
Бескрайний степной пейзаж... Расписной терем русского
леса... Сад, зашумевший от внезапного ливня... Забытый фонтан в
кружении золотых листьев... И цветы, и шмели, и трава, и колосья...
Слайд 7
Поэтический мир Бунина
А.Блок писал о Бунине: “Цельность
и простота стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны и
единственны в своём роде, что мы должны с его первой книги признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии... Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет”.
Слайд 8
Природа — неотъемлемая часть всех стихотворений Бунина;
так же, как и в жизни, она окружает нас,
радует красотой, врачует от боли, спасает от одиночества, учит мудрости. Шедевры пейзажных зарисовок в стихотворениях поэта «Догорел апрельский светлый вечер...», «Октябрьский рассвет», «Светлеет с каждым днём...», «В степи», в поэме «Листопад».
Слайд 9
В чудном храме природы лирический герой чаще всего
одинок.
Листья падают в саду,
Пара кружится за парой...
Одиноко я бреду
По
листве в аллее старой...
(«Листья падают в саду»)
Я один, а вокруг темнота и поля,
И ни звука в просторе их нет...
(«Косогор»)
Иду один тропинкою лесною,
И в синеве вечерней надо мною
Слезою светлой искрится звезда...
(«Гроза прошла...»)
Слайд 10
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны
умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один – без жены…
Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось во след:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила – и стал ей чужой.
Что ж ! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
И.Бунин «Одиночество»
1903 г.
Слайд 11
История создания стихотворения
И сразу же встаёт
вопрос: почему столь “осеннее” стихотворение рождается летом? Обращаемся к
мемуарам В.Муромцевой-Буниной (конец 1902 – начало 1903 года): “Душевного покоя у И.А. не было”; “Он стал чувствовать своё литературное одиночество”. А весной 1903 года, как известно, Бунин, так любивший странствовать (удел всех мятежных и чувствующих себя одинокими людей), плывёт в Константинополь. Вот строки из письма И.Бунина старшему брату: “Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то всё-таки было новое”. Не забудем и о разрыве с женой – А.Цакни, – который очень болезненно переживал Бунин.
Слайд 12
Степь и небо...
Один из главных образов поэзии Бунина
— небо. Лёгкое, бледное, смутное, струящееся, ясное, высокое, дивное;
о нём весело думать, на него не налюбоваться.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако.
Давно слежу за ним...
(«Вечер»)
Впереди большак, подвода,
Старый пёс у колеса, —
Впереди опять свобода,
Степь, простор и небеса.
(«Цыганка»)
Слайд 13
Степь, небо, тишина...
С образами неба, степи тесно связан
образ тишины.
Как вы думаете, почему Бунина так привлекают тишина,
безмолвие, глушь?
Шум, суета мешают думать, размышлять... Они отвлекают от главного — от духовной жизни... Вспоминать тоже лучше в тишине...
Слайд 14
Тишина и ветер
Противопоставлены ли они в поэзии Бунина?
Скорее
всего, нет. В тишине, в безмолвии, даже когда ни
звука, Бунин всегда прислушивается к ветру, слушает, как он поёт, гудит, шепчет, и даже зовёт его, будит:
Эй, проснись, ветер! Подыми пургу,
Задымись метелью, белою в снегу,
Загуди позёмкой, закружись в степи,
Крикни вместо песни: “Постыдись, не спи!”
* * *
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж, и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сёл и деревень.
И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным
Гудит-поёт в стволы ружья.
(«Не видно птиц...»)
Слайд 15
Поразмышляем…
Представьте, что вам нужно написать словарные
статьи «Ветер», «Небо», «Блеск», «Тишина» для «Словаря языка Бунина».
Каково значение этих слов в поэтическом словаре Бунина? Каково содержание каждого понятия в разных контекстах?
Слайд 16
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно
гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в
жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и ярки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
1916 г.
Последний шмель
Слайд 17
Анализ поэтического текста
На основе анализа стихотворения Бунина выделите
наиболее существенные, устойчивые приметы “бунинского” пейзажа. Обратите внимание на:
— предметные
реалии пейзажной картины, рисуемой поэтом;
— приёмы “озвучивания” пейзажа;
— используемые поэтом цвета, игру света и тени;
— особенности лексики (словоотбор, тропы);
— любимые образы его поэзии (образы неба, ветра, степи);
— молитвы одиночества лирического героя в “бунинском” пейзаже.
Слайд 18
Поразмышляем…
Сгруппируйте стихотворения Бунина по тематическому принципу. Какие стихотворения
вы бы отнесли одновременно к двум или нескольким группам?
Почему?
«Слово», «Вечер», «Настанет день, исчезну я...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...», «Детство», «В дачном кресле, ночью, на балконе», «Родине», «Сказка», «Помню — долгий зимний вечер...», «На окне, серебряном от инея...», «Забытый фонтан», «Собака», «Ещё холоден и сыр...», «Густой зелёный ельник у дороги...», «Листопад».
Слайд 19
Выполните задания
В приведённых цитатах вставьте на место
пропущенного определения или сравнения нужное, выбрав его из приведённых
в скобках. По каким приметам вы находите бунинский вариант?
а) В дачном кресле, ночью, на балконе...
Океана _______________ шум...
(колыбельный, зловещий, отдалённый).б)Веет юной радостью с полей.
Льётся, как ______ пенье,
Звон костёла, славя воскресенье...
(тоскующее, серебряное, заунывное)
Слайд 20
Выполните задания
Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом для
создания образа:
а) Вот будет ли такая
Молодая старость у других!б)Вся-то
ты гудишь блаженным звоном
Пчёл и ос, от солнца золотых.в) «Старая яблоня». “Вся в снегу, кудрявом, благовонном”.
г) Незримо по лесам поёт и бродит осень.
— звукопись
— оксюморон
— эпитеты
— олицетворение
— метафора
Слайд 21
Подведем итоги урока
Как мы совместим прочитанные стихотворения с
темой урока?
В чем заключается поэтическое мастерство И.А.Бунина?
Каким настроением проникнуты
эти лирические тексты? Почему?